/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Тренды гостиничного бизнеса, которые невозможно игнорировать

Тренды гостиничного бизнеса, которые невозможно игнорировать

Фитнес-зал, здоровое питание, и специальная зона для общения стали обязательными атрибутами гостиниц.

19:25 22 Июнь 2017 16482

Тренды гостиничного бизнеса, которые невозможно игнорировать

Автор:

Римма Ивахникова

Девальвация национальной валюты сделала услуги гостиниц более дешевыми для иностранцев, увеличила потоки въездного и внутреннего туризма в Казахстане. По данным комитета статистики, в январе-марте 2017 года объектами размещения были обслужены 760943 казахстанцев и 171660 зарубежных гостей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эти показатели увеличились соответственно на 9,4% и 18,6%.

Повысился интерес к инвестициям в этой сфере. В услуги по проживанию и питанию за январь-май текущего года было вложено 26,657 млрд. тенге, что больше на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И все бы ничего, если бы не изменился сам клиент. У людей поменялись предпочтения, жизненные ориентиры, под которые гостиницам приходится подстраиваться. Abctv.kz приведет основные моменты, озвученные экспертами гостиничного бизнеса в кулуарах III Международного гостиничного форума, прошедшего недавно в Алматы.

В гостинице обязательно должен быть хороший, качественный и желательно бесплатный Интернет.

Если раньше клиенты требовали, чтобы в каждом отеле была своя коммерческая зона, бутики, где можно купить товары для путешествий, газеты, журналы, то сейчас такого нет. Достаточно иметь хороший Wi-Fi, а уже через Интернет можно заказать любой товар, турпоездку и авиабилеты. Все меньшую роль играет наличие шикарного телевизора и в целом телевидения. Новостные каналы можно также получать через Интернет.

«Большинство клиентов казахстанских гостиниц – это бизнесмены, для которых наличие Интернета является одним из самых важных факторов выбора отеля после его расположения и комфорта номеров. Туристы сейчас активно общаются в соцсетях, поэтому в гостинице обязательно должен быть Wi-Fi», – считает генеральный менеджер Holiday In Almaty Дмитрий Ребрин.

Директор по развитию бизнеса The Rezidor Hotel Group Мария Знова тоже считает, что в каждом уголке отеля должен быть бесплатный высокоскоростной доступ в Интернет.

Фитнес-зал и здоровое питание
Обитатели отелей стали приверженцами здорового образа жизни. Поэтому сейчас в гостиницах обязательно должен быть фитнес-зал. Он может быть небольшим: два-три тренажера, шведская стенка, беговая дорожка. Но если будет выбор заселиться в отель с тренажерным залом или без, то с большой вероятностью турист выберет первое.

Требования к питанию стали несколько ниже. Если раньше была большая разница между национальной кухней и европейской по уровню жирности, соотношению мяса и овощей, то сейчас разница стирается, количество калорий приходит в соответствие. Сказывается глобализм, культурная интеграция, и вкусы у людей выравниваются. Каких-то жёстких требований к количеству и качеству блюд нет. Самое главное – чтобы пища была здоровой.

«Раньше к завтраку нужно было обязательно подавать мясную нарезку, овощные, фруктовые салаты, выпечку, каши двух-трех видов, горячие омлеты, сосиски. Сейчас уже в гостиницах обходятся сэндвичами и кашами. Причем каши могут быть на воде или обезжиренном молоке. Это удешевляет себестоимость гостиничных услуг. Люди понимают, что хорошая цена отеля не может быть при широком перечне гостиничных услуг. Нужно выбирать: либо хороший Интернет, либо завтрак из 10 блюд», –рассказал отельер с 20-летним стажем, проектный менеджер компании Almaty real estate Investment Жалил Жукенов.

С этим мнением согласен Александр Бернер, директор гостиницы «Казжол». Этот отель нашел свой путь к сердцам и желудкам клиентов.

«Мы создали свой фермерский продукт. У нас есть своя ферма, где мы получаем молочные продукты, выращиваем овощи и фрукты. Все это мы предлагаем гостям нашего отеля. Здоровое питание сейчас в тренде», – сообщил г-н Бернер.

Трансферт в аэропорт
Стоимость бензина и транспортных услуг дорожает год от года. И если в стоимость гостиницы включен трансферт из аэропорта, то, по мнению экспертов, клиент выберет этот отель, даже если номера в нем дороже на 10-20 долларов.

«Некоторые таксисты вообще могут отвезти неизвестно куда и взять за поездку 40 тысяч тенге. В Алматы тоже бывало, что из аэропорта людей привозили в отель через Капчагай. Поэтому лучше чуть больше заплатить, но зато тебя встретят», – считает г-н Жукенов.

Наличие бюджетного бренда лайф-стайл
Раньше было всего три типа отелей: бюджетные, среднего уровня и роскошные, и выбор делался исходя из местоположения отеля и расценок. Еще пять лет назад туристы предпочитали останавливаться в дорогих отелях, холлы которых отделаны золотом и мрамором. Теперь люди отказываются от помпезных гостиниц и заселяются в более бюджетные номера.

«Это связано с тем, что компании начинают урезать свои административные расходы, чтобы норму прибыли сохранить. Например, в компаниях Microsoft, Google и Apple даже менеджерам высокого ранга запрещено селиться в пятизвездочных гостиницах, потому как считают это расточительством, – объяснил Жалил Жукенов. – Поэтому гостиницы, которые работают в формате четырех-пяти звезд, стали развивать бюджетные бренды лайф-стайл, чтобы расширить клиентскую базу. Отели понижают ценник, но при этом сохраняют основные услуги. Такой формат, как правило, ориентирован на узкую группу молодых путешественников: экотуристов, Backpack (туристов с рюкзаками), а также семейных туристов».

Лайф-стайл – это особый формат, который гостиницы предлагают своим клиентам. Например, путешественникам, заботящимся о здоровом образе жизни, предлагают экономичную сантехнику, экологичные материалы, экономичные лампы и дозаторы шампуня. Все это должно помочь клиентам вести привычный экологичный образ жизни даже в путешествии, ну и, конечно, удешевить услуги отеля.

Для Backpack-туристов предлагают своеобразную зону для общения и обмена впечатлениями от поездки. 

«Сейчас у нас активно реализуется концепция опен-лобби. То есть когда зона ресторана и ресепшен совмещена и открыта. Гости могут проводить больше времени в неформальной обстановке, общаться, в том числе и в соцсетях. Эта концепция к 2019 году должна быть введена во всех отелях нашей международной сети. Где этого сейчас нет, со временем появится», – сообщил Дмитрий Ребрин.

Для любителей ночных тусовок гостиницы предлагают другой бренд – Radisson RED, который сейчас очень популярен за границей.

«Мы хотим зайти на рынок Алматы и построить отель на 200 номеров с конференц-услугами. Это будет мощный, современный и качественный продукт. Мы понимаем, что высокие цены недоступны для большей части клиентов, поэтому хотим установить средние цены на гостиничные услуги. Планируем сделать такую же ценовую линейку, как у наших коллег из «Холидей ин», Hilton Garden Inn Astana. Сейчас мы ищем инвесторов и готовы представитьв Алматы  наш новый бренд Radisson RED. Это такая большая тусовка на первом этаже. Здесь можно играть в пинг-понг, бильярд, общаться и знакомиться. В результате гостиница станет местом, где посетители могут не только переночевать и помыться», – рассказала Мария Знова.

Впрочем, некоторые участники рынка скептически относятся к этому формату.

«Я бы не стал делать ставку на Radisson RED, – считает Жалил Жукенов. – Для туристов, которые приехали в незнакомый город, наличие ночной жизни в отеле, шум-гам не будет привлекательным фактором. Мария Знова судит по Москве и крупным городам России. У нас публика более консервативная. Есть группа молодых людей, ведущая ночной образ жизни, но она не является определяющей. Для туристов это будет, наоборот, отрицательным фактором, если в отеле есть некий ночной клуб.  Во главу угла сейчас ставится здоровый образ жизни. Человек, который его придерживается, не заселится в гостинице, в которой есть ночная дискотека или кальян-бар».

Домашняя атмосфера и демократичные цены
Особую популярность сейчас приобретают хостелы. Как заявил директор сети хостелов Super Алишер Капаш в ходе III Международного гостиничного форума, «хостелы со временем оттяпают большой кусок рынка».

«В целом этот бизнес не требует много затрат: можно снять квартиру, поставить двухъярусные кровати. Основной вопрос – как его продвигать. На сегодняшний день в астанинских хостелах 1300 мест. Мы берем количеством гостей, а не сервисом и какой-то широкой линейкой услуг. Нередко хостелы называют спортгостиницами. Потому что сдать квартиру группе борцов в центре города владельцы недвижимости побоятся. Да и не по карману это спортсменам. Поэтому они выбирают хостелы», – сказал он в ходе панельной дискуссии форума.  

Конечно, эту категорию гостиниц нельзя сравнивать с отелями четырех-пяти звезд. Но такие объекты размещения дают своим посетителям возможность общаться, знакомиться между собой и изучать нашу национальную культуру. И некоторые моменты могут взять на вооружение даже администраторы крупных гостиниц.

«Есть состоятельные путешественники, которые намеренно останавливаются в хостелах. Так можно лучше узнать страну, в которую ты приезжаешь. Хочешь, не хочешь, ты будешь жить с людьми в одной комнате, общаться с ними. А с этого и начинается знакомство со страной, – объяснил Алишер Капаш. – В нашем хостеле мы, например, устраиваем бешбармак-пати, учим жарить баурсаки, играть на домбре. Именно эта атмосфера очень часто привлекает иностранных путешественников. Мы создаем для них атмосферу семьи».

Для сторонников здорового питания хостелы – это тоже подходящий вариант.

«В отелях гости едят то, что им предлагают рестораны. Здесь они могут наслаждаться домашней пищей и самостоятельно ее готовить. Многих туристов привлекает наличие кухни в хостеле», – сообщила директор Sky Hostel Светлана Даулеталина.

Ну и, конечно, хостелы привлекают своей ценой. Например, учителям или медикам не по карману снять квартиру в Астане. В таких случаях хостелы являются наиболее приемлемым вариантом размещения.

Впрочем, есть мнения, что стоимость проживания в гостиницах четыре-пять звезд вполне можно удешевить. 

«Я сморю на гостиничный бизнес как на сектор экономики, который сейчас находится на низком старте. Он должен активно развиваться, и думаю, что гостиницы будут привлекательны для туристов при условии, что цены будут соответствовать уровню зарплат. Например, номера в отеле Rixos для многих казахстанцев просто недоступны. Почему в Польше тот же Hilton Warsaw стоит 90 евро? Думаю, что цены снизить можно», – считает Жалил Жукенов.

Стоимость проживания в отеле зависит от того, какие услуги и расходные средства предлагает гостиница. По мнению г-на Жукенова, затраты на электричество можно сократить в разы, используя новые технологии. На туалетной бумаге и мыле тоже можно сэкономить.

«Есть масса недорогих туалетных брендов. Зачем использовать Kimberly-Clark, когда можно использовать бумагу «Карина»? Это одноразовый продукт. Вип-клиенту неважно, какой бумагой подтираться. Он это делает в одиночку, закрывшись в туалете». Что касается мыла, то это средство гигиены можно приобрести по более низкой цене. Отдельно можно покупать отдушку и, добавляя в жидкое мыло, добиваться желаемого запаха. Белье постельное? Можно просто купить текстиль и сшить на швейной машинке пододеяльник и наволочку. Это может сделать любая женщина. 90% точно могут. В дорогих отелях масса персонала, необходимого для определенного спектра услуг. Пользуются ими или нет, но персоналу нужно платить зарплату, больничные, отпускные, декретные. На самом деле гостиница, продавая номера туристам, не продает ничего, кроме воспоминаний и гостеприимства. Турист, проживший здесь целую неделю, не может утащить с собой ни подушку, ни одеяло, ни пепельницу. Гостиница сдает это в аренду, и себестоимость гостиничных услуг может падать до уровня стоимости аренды квартиры. Вы можете снять трёхкомнатную квартиру в Алматы за 500 долларов в месяц. Это говорит о том, что в сутки такая квартира может сдаваться за 20 долларов», – пояснил он.

Впрочем, какой бы путь ни выбрали отельеры – снижение стоимости проживания в номерах или развитие новых брендов, понятно одно: вести гостиничный бизнес так, как 20 лет назад, уже нельзя. Нужно что-то менять. И новых инструментов для этого достаточно.

Римма Ивахникова

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 453

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 952

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!