RU KZ
Треть доходов регионов приходится на субвенции

Треть доходов регионов приходится на субвенции

09:10 03 Ноябрь 2020 2337

Треть доходов регионов приходится на субвенции

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: Серикжан Ковланбаев

Зависимость регионов от республиканского бюджета возрастает.

Треть доходов регионов приходится на субвенции. Об этом говорится в заключении счетного комитета по итогам госаудита эффективности планирования и использования трансфертов общего характера (ТОХ) и целевых трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета в областные, а также средств на антикризисные меры.

Как указывается в информации, опубликованной пресс-службой счетного комитета, действующая модель перераспределения доходов позволяет избежать значительной дифференциации налогового потенциала и снизить волатильность собственных доходов (доходной части) местных бюджетов. Бюджетные субвенции дают возможность регионам-получателям предоставлять жителям услуги, сопоставимые по качеству с теми, которыми пользуются жители других, более благополучных регионов. То, насколько эта возможность реализуется, зависит от политики, проводимой местными исполнительными органами.

Положительной стороной данного подхода является относительная предсказуемость объемов трансфертов общего характера при планировании местных бюджетов, утвержденных на три года. ТОХ направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленными за каждым уровнем бюджета. Однако на данном этапе совершенствования межбюджетных отношений высокий уровень централизации финансов оправдан низкой финансовой дисциплиной регионов, подчеркивают в СК.

Так, по результатам аудита установлены многочисленные недостатки в действующей методике расчета ТОХ. Уполномоченным органом, определяющим объемы и методику расчета ТОХ, является министерство нацэкономики.

По оценке счетного комитета, занижение прогнозирования по ИПН и соцналогу на 2017-2019 годы составляет 281,7 млрд тенге, на 2020-2022 годы по соцналогу на 189,6 млрд тенге (2020 год – 41,6 млрд. тенге), по остальным налогам и платежам на 2017-2019 годы на 436,4 млрд тенге, на 2020 год на 194,0 млрд тенге.

В итоге, по мнению аудиторов, допущенные недостатки и нарушения, повлекшие занижение прогноза поступлений пропорционально, отразились на увеличении субвенций из республиканского бюджета на 2017-2019 годы в объеме 718,1 млрд тенге и на 2020 год 235,6 млрд тенге.

"Субвенции стали основным источником пополнения доходов регионов, их доля в доходах регионов составляет порядка 30%, что свидетельствует об увеличивающейся финансовой зависимости от средств республиканского бюджета и, как следствие, возрастающей нагрузке на республиканский бюджет", – говорится в сообщении.

В ходе госаудита выявлены отсутствие механизма мониторинга и контроля за использованием МИО субвенций из республиканского бюджета, непрозрачность механизма распределения межбюджетных трансфертов, отклонения по целевым текущим трансфертам, включенным в ТОХ.

Кроме того, наличие ежегодных остатков средств в местных бюджетах свидетельствует о недостижении намеченных результатов финансирования, а также ТОХ до регионов, резюмируют госаудиторы.

Результаты аудита по использованию средств, направленные на антикризисные меры в Алматинской, Карагандинской и Туркестанской областях, также выявили недостатки и проблемы в планировании и освоении бюджетых денег.

"В результате недостаточной оценки действия карантинных мер и бюрократических процедур, связанных с получением государственной помощи в рамках ДКБ-2025, привело к освоению на 1 сентября 2020 года 3,6 млрд тенге, или ниже 10% от выделенной суммы", – сообщается в информации.

По данным СК, неэффективность планирования средств на компенсацию потерь местного бюджета в связи со снижением налоговой нагрузки для субъектов МСБ привело к излишнему отвлечению значительных средств из республиканского бюджета в сумме 125,7 млрд тенге.

"Допущенные нарушения и недостатки при планировании бюджетных средств на антикризисные меры показывают неготовность МНЭ обеспечить качественный результат в условиях необходимости оперативного исполнения поручений главы государства", – констатируют госаудиторы.

По итогам заседания счетным комитетом даны рекомендации правительству, МИИР и МНЭ закрепить в документах определения расчетов ТОХ, принять меры по совершенствованию законодательства, касающегося вопросов выделения средств на антикризисные мероприятия, а также пересмотреть механизм взаимодействия с МИО при разработке и определении ТОХ, внести необходимые изменения в ряд нормативно-правовых актов.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!