Порядка 30-40% завоза скота в 2014-2015 годов погибло из-за болезней. Об этом сегодня, 15 февраля, на брифинге в Национальном бюро по противодействию коррупции сообщил представитель специальной мониторинговой группы Толеутай Рахымбеков.
"Больная тема – это импорт скота. В этом году панируют завезти миллион голов, это почти три миллиарда долларов. Также на каждую голову получают субсидии на сумму 225 тысяч тенге. При этом скот завозят в основном больной. В прошлом году был случай, когда 300-400 голов только что завезенного скота в Актюбинской области пало из-за болезни. На это же были выплачены субсидии и предоставлены таможенные льготы. Вот этого мы не должны допускать", – рассказал Рахымбеков.
Также глава общественного совета подробно остановился на коррупциогенных рисках в сельском хозяйстве. По его мнению, многие факты коррупции возможно было избежать, если устранить причины, заложенные в правилах и законах.
"К сожалению, сельское хозяйство продолжает сохранять свои лидирующие позиции в топе отраслей, подверженных коррупции. Сейчас мы разрабатываем дорожную карту по противодействию коррупции в сельском хозяйстве. Будет запущена отдельная страница в социальных сетях, сайт, мы хотим активно работать с сельскими жителями по противодействию", – сообщил руководитель мониторинговой группы.
По его данным, в сельском хозяйстве в последнее время существовало 65 видов субсидий, более 40 кредитных программ. Это привело к тому, что крестьяне путались в них. Некоторые сельхозпроизводители сообщали, что вынуждены держать отдельные департаменты юристов, чтобы разобраться в хитросплетениях правил и программ.
По словам Рахымбекова, в 2017 году сокращено 11 видов субсидий, из-за низкой эффективности и коррупционности. К примеру, выделение погектарных субсидий.
"Сам механизм был коррупционным. К примеру, весной крестьянин сеет, через месяц появляются побеги, и районная комиссия должна выехать на поле, составить акт, зарегистрировать побеги и на этом основании выделить субсидии. Но в целинных районах у нас площади составляют по 300-500 тысяч гектаров. В районных акиматах работают по четыре человека, нет машины и бензина. Кто может гарантировать, что это все реально проверялось? Понятно, что все делали в кабинетах, и не бесплатно. Поэтому лучше отказаться от этого", – предложил докладчик.
По данным мониторинговой группы, в настоящее время Аграрная кредитная корпорация кредитует сельские кредитные товарищества в количестве 180 единиц, которые потом кредитуют своих участников, а их уже насчитывается более четырех тысяч.
"К сожалению, механизм субсидирования сделан так, что субсидии получают на самом последнем уровне, а прежде рассматриваются четыре тысячи документов. Мы предлагали, а почему нельзя между АКК и сельскими кредитными товариществами, там всего 180 договоров, а еще проще субсидировать сразу в Астане. Зачем заставлять четыре тысячи фермеров бегать собирать документы в районе? Почему их обязательно нужно отрывать от своих дел, может, для того, чтобы легче было договориться?" – задал вопрос Рахымбеков.
Майра Медеубаева