В первых двух случаях не поступило ни одной заявки, сообщает inbusiness.kz.
На понижение
Торги по передаче в доверительное управление с правом выкупа 49% акций международного аэропорта Костанай в 2024 году стартовали в сентябре. За половину "царства" акимат хотел получить 4,7 млрд тенге. Торги признали не состоявшимися из-за отсутствия потенциальных покупателей. Второй раз приватизировать аэропорт попытались 28 ноября 2024 года за 2,3 млрд тенге. Но результат оказался тот же.
19 декабря 2024 года 49% акций АО "Международный аэропорт "Костанай" имени Ахмета Байтұрсынұлы" попытаются передать в доверительное управление в третий раз, но уже за 1,2 млрд тенге.
Инвестор в рамках договора доверительного управления должен будет не только сохранить штат и профиль деятельности в ближайшие пять лет. Но и построить карго склады на территории аэропорта и дополнительный терминал для международных вылетов в течение двух лет. Также инвестору предстоит увеличить действующую искусственную взлетно-посадочную полосу с 2800 метров до 3200 метров для возможности приема тяжелых самолетов типа Boeing 747, Airbus 330. Помимо этого, он должен будет купить спецтехнику для обслуживания грузовых самолетов.
В качестве доверительного управляющего в Костанае, согласно тендерной документации, ждут человека или команду, имеющую как минимум с пятилетним опытом управления международным аэропортом.
Как рассказали корреспонденту inbusiness.kz в управлении финансов акимата Костанайской области, если третьи торги не состоятся, то аэропорт останется в госсобственности.
Положение дел
Решение о дате передаче костанайского аэропорта в доверительное управление в рамках комплексного плана приватизации было принято в 2022 году. Уже тогда государство начало финансировать модернизацию аэровокзала.
Речь шла об обновлении существующего здания аэропорта, где расположены залы ожидания и вылета. Частично работы провели за счет привлеченных средств. Из бюджета выделили средства на строительство нового зала прилета, а также установку телескопического рукава. Оба проекта должны были завершить в 2022 и 2023 годах. Однако акты ввода до сих пор не подписаны. Более того, администрация аэропорта не может добиться от одного из подрядчиков предоставления исполнительной документации и оплаты услуг субподрядчика, который устанавливал и настраивал работу телескопического трапа.
"Реконструкция здания аэровокзала проходит в два этапа. На первом этапе поставщиком стало ТОО "SCS Инжиниринг". Все работы выполнены, идет процедура подписания и согласования акта приемки в эксплуатацию работ в рамках 1 этапа реконструкции по проекту: "Реконструкции здания аэровокзала под пассажирский терминал в г. Костанай". Судебных процессов нет. Здание аэровокзала в эксплуатацию не введено", - ответили на запрос inbusiness.kz в областном управлении пассажирского транспорта и автодорог.
По данным облуправления, с ТОО "SCS Инжиниринг" взыскали штрафы за срыв сроков сдачи объекта. В бюджет вернули 67,5 млн тенге. Согласно документам, опубликованным на портале госзакупок, сумма договора с этим подрядчиком составила 873,8 млн тенге. Взыскать в качестве штрафов заказчики могли не более 10% от нее.
Ключи от трапа
В самом аэропорту корреспонденту inbusiness.kz рассказали, что главный вопрос для них сегодня – запуск полноценной работы телескопического трапа. А эту работу вели в рамках второго этапа реконструкции аэровокзала, которая также включала в себя строительство нового зала прилета.
Генеральным подрядчиком по реализации проекта выступило ТОО "SHEBERBUILD". Несмотря на то, что срок действия договора истек еще год назад, компания не завершила весь объем работ. По документам, имеющимся в распоряжении аэропорта, остались недоделки в объеме до 10% от суммы договора - 2,7 млрд тенге.
Юридическая служба аэропорта пыталась через суд признать ТОО "SHEBERBUILD" недобросовестным участником госзакупок. Проиграли суд первой инстанции и апелляцию. После подали иск о взыскании с компании средств за невыполненный объем работ. Речь около 240 млн тенге. Суд первой инстанции аэропорт тоже проиграл.
Впрочем, ТОО "SHEBERBUILD" все же признали недобросовестным участником госзакупок, но в рамках других судебных споров. Более того, компанию в августе 2024 года лишили лицензии на ведение строительно-монтажных работ.
Как отметил директор международного аэропорта Костанай Аскар Бекбосынов, они также ждут завершения спора между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, который поставил телескопический трап. Само оборудование уже установлено, пуско-наладочные работы, а также обучение персонала проведено.
"ТОО "Группа компаний SKYMAX TECHNOLOGIES" в 2024 году выиграла судебный процесс о взыскании с ТОО "SHEBERBUILD" полной суммы по договору. Сегодня идет процедура принудительного взыскания долга и генподрядчика. Как только ТОО "SHEBERBUILD" выплатит всю полагающуюся сумму, нам предадут ключи от телескопического трапа. Практика показывает, что процесс может занять около полугода", - отметил Аскар Бекбосынов.
Но проблемы ввода в эксплуатацию здания, где располагается новый зал прилета, это не решит. Кроме генерального подрядчика никто костанайцам полный пакет исполнительной документации не передаст. Учитывая сложности, которые возникли у компании в связи с неисполнением обязательств по другим договорам, можно бумаг и не дождаться. Вероятно, что костанайскому аэропорту придется нанимать экспертов, которые скажут, какой объем работ на самом деле выполнила компания. Это займет еще какое-то время.
В виде штрафов за срыв сроков выполнения работ ТОО "SHEBERBUILD" должно вернуть 40,3 млн тенге. Данных по тому, поступили ли деньги в казну, пока нет.
Еще один зал
На фоне этих сложностей, сегодня речь идет о начале работы по третьему этапу реконструкции здания аэровокзала. В планах отдать под международный зал ожидания двухэтажную часть здания, которую пока не эксплуатируют. Она не попала в первые два этапа реконструкции, но казахстанцам запомнилась "лестницей в никуда". Как раз этот двухэтажный корпус слева от главного входа в аэровокзал хотят теперь перекроить.
По данным облуправления пассажирского транспорта и автодорог, разработкой проектно-сметной документации уже занимается ТОО "МПК-ПРОЕКТ".
Директор международного аэропорта Костанай говорит о планах по увеличению числа рейсов. Сегодня изучают возможность запуска регулярных вылетов в Стамбул и Ташкент. Ждут решения от авиакомпаний по возможным полетам в Екатеринбург.
"В сравнении с 2023 годом у нас на 20% вырос пассажиропоток и количество рейсов. Если в Алмату летали семь раз в неделю, то сегодня почти в два раза чаще. Ждем в 2025 году роста количества рейсов в Шымкент, Астану", - отметил Аскар Бекбосынов.
Больше, по предварительным данным, в 2025 году будет и чартерных вылетов. Именно поэтому аэропорт ждет средств на расширение зоны ожидания, спешит запустить в работу телескопический трап.
Если бы в Костанай пришел частный инвестор, то проекты по расширению действующей площади аэровокзала, а также удлинению взлетно-посадочной полосы можно было бы реализовать в более короткие сроки. В случае с бюджетным финансированием все траты нужно будет обосновать, доказать их целесообразность. Вероятно, что деньги регион будет просить в республике.
В перспективе власти регионе не исключают возможности точечной работы с потенциальными партнерами по управлению воздушной гаванью, но перспективы в этом направлении пока не ясны. М Минтранспорта в начале года заявляли о планах по передаче в доверительное управление европейским инвесторам сразу 22 двух аэропортов Казахстана.
Читайте по теме:
Модернизированный аэропорт Алматы открыл новые возможности для пассажиров
Стали известны самые пунктуальные авиакомпании и лучшие аэропорты в Казахстане