/img/tv1.svg
RU KZ
Три инструмента, которые помогли Казавтопрому

Три инструмента, которые помогли Казавтопрому

Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» подвел итоги 2017 года.  

19:40 23 Январь 2018 7123

Три инструмента, которые помогли Казавтопрому

Автор:

Римма Гахова

Двухлетний спад казахстанского автопроизводства сменился устойчивым ростом. Об этом сказал председатель правления союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов в ходе пресс-конференции, посвященной итогам 2017 года в автопроизводстве. По его словам, в минувшем году на территории Казахстана было произведено более 19 тысяч единиц автотранспортных средств. Объемы выпуска превзошли предыдущий показатель в 2,5 раза. При этом г-н Алферов отметил, что выйти из затяжного кризиса автопроизводителям помогли три инструмента. 

Инструмент № 1 – госпрограмма по автокредитам

По данным «КазАвтоПрома», более 1,5 тысячи автомобилей в 2017 году были приобретены участниками госпрограммы по автокредитам. На их долю пришлось 8% продаж легковых автомобилей локального производства. Г-н Алферов напомнил, что средства Нацфонда в рамках программы предоставляются на возвратной основе, а банковская ставка составляет 4% годовых. Поэтому ее реализация выгодна для всех участников.

«Потребители получили выгодные условия приобретения автомобиля, банки – доступ к дополнительной ликвидности, автопроизводители – конкурентное преимущество», – пояснил он.

По словам г-на Алферова, опыт реализации программы был успешным, поэтому правительство приняло решение о выделении третьего транша по автокредитам в размере восьми миллиардов тенге (http://abctv.kz/ru/news/avtoproizvoditelyam-dali-desyatku). И буквально на этой неделе банки начали прием заявок от покупателей отечественных автомобилей. 

Инструмент № 2 – программа утилизации

Другим важным инструментом, который упростил продажи автомобилей отечественного производства в ушедшем году, стал второй этап программы утилизации. По словам г-на Алферова, в рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы сдали более 34 тысяч единиц техники. С начала действия второго этапа программы в обмен на автохлам было выделено 7238 скидочных сертификатов на покупку новых транспортных средств. Всего в автоцентрах страны было использовано 5206 сертификатов, на которые казахстанцы приобрели 2848 автомобилей отечественного производства, или 15% суммарных продаж.

Напомним, что программа была разработана по поручению министерства энергетики РК оператором РОП совместно с министерством по инвестициям и развитию РК и отечественными автопроизводителями. В программу утилизации включаются не только традиционные легковые автомобили, но и пассажирский и грузовой автотранспорт. По условиям программы, взамен сданного ВЭТС (вышедшее из эксплуатации транспортное средство)  автовладелец получает скидочный сертификат на покупку нового, экологически чистого транспортного средства казахстанского производства. Размер скидочного сертификата варьируется от 315 тысяч до 650 тысяч тенге в зависимости от категории сдаваемого на утилизацию транспортного средства. (http://abctv.kz/ru/news/sertifikat-na-utilizaciyu-avto-mozhno-budet-prodat)

Инструмент № 3 – преференции в госзакупках

Если в 2016 году большинство госучреждений и нацкомпаний предпочитали закупать автомобили, выпускаемые казахстанскими автозаводами, то в 2017 году ситуация изменилась. По словам г-на Алферова, с отменой преференций в госзакупках наметился резкий рост поставок импортных автомобилей в госучреждения. Их объем вырос в 7,5 раза.

«На конвейерах казахстанских заводов производится более 60 моделей автомобилей, которые с точки зрения технических характеристик ничем не уступают импортированным аналогам. Речь идет и о городских седанах, и о внедорожниках. В этой связи «КазАвтоПром» обратился в профильное министерство с предложением усовершенствовать тактику госзакупок и восстановить преференции, которые были ранее предусмотрены законом», – сообщил г-н Алферов.

По его мнению, необходимо установить нормативы для чиновников в отношении транспорта в зависимости от должности и статуса госслужащих. Он убежден, что в госучреждениях нет необходимости закупать импортную технику. В данный момент предложение «КазАвтоПрома» рассматривается в министерстве финансов. 

Подводя итоги, г-н Алферов отметил, что результаты, достигнутые автопроизводителями в 2017 году, обусловлены прежде всего стабилизацией макроэкономического фона: сырьевой и валютный секторы не принесли болезненных сюрпризов, ВВП республики в минувшем году продемонстрировал рост 4%. При этом он сообщил, что вклад автопрома в валовый внутренний продукт страны вырос на 39% и приблизился к отметке 150 миллиардов тенге.

Он также отметил, что производство легковых автомобилей выросло в 3,2 раза, достигнув значения 16789 единиц. Из них 11412 единиц (68%) приходится на АО «Азия Авто», а 5377 единиц (32%) было выпущено ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Выпуск автобусной техники (648 единиц) превысил показатель прошлого года в 1,8 раза. Производство специализированной автотехники (238 единиц) выросло в 1,5 раза. Выпуск грузовых автомобилей (1634 единицы) сократился на 9,5%.

По словам Алферова, автопроизводители совершили настоящий прорыв на импортном фланге: почти 1,5 тысячи машин было поставлено за рубеж, 82% из них – в Китай. 

Римма Гахова

Казахстанский автопром не успевает за потребностями растущего рынка

При этом по итогам апреля объемы выпуска, продажи и рыночная доля предприятий отрасли обновили исторический максимум.

18 Май 2019 13:12 3390

«После рыночного спада 2014-2016 годов предприятия казавтопрома планомерно наращивают выпуск на протяжении 28 месяцев. Однако по итогам апреля производственные объемы отечественных автозаводов впервые превзошли докризисные показатели. Если в благополучном апреле 2014 года с их конвейеров сошли 2,8 тыс. автомобилей, то по результатам минувшего месяца эта цифра превзошла 4 тыс. единиц», – говорит председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

По его словам, отгрузка автомобилей, выпущенных с начала этого года, также обновила исторический максимум, зафиксированный в январе-апреле 2014 года, и составила 12,9 тыс. единиц.

Как следствие, вклад казавтопрома в ВВП страны вырос на 45,8% к прошлогоднему значению. Сегодня автопроизводство – локомотив роста машиностроения и самая быстрорастущая отрасль казахстанской экономики. В апреле автопром обеспечил почти четверть совокупного выпуска машиностроительной отрасли, отмечают в профильном объединении.

Более того, по итогам месяца и продажи, и рыночная доля предприятий казавтопрома обновили исторический максимум. Казахстанские автопроизводители впервые заняли 58,6% рынка, реализовав свыше 3,3 тыс. автомобилей, приводят данные в союзе «КазАвтоПром».

«Важно учесть, что перечисленные результаты достигнуты при минимальном вкладе госпрограммы льготных автокредитов – на ее долю пришлось лишь 4,7% сбыта казахстанской техники. Однако уже в мае выделенный четвертый транш финансирования программы станет дополнительным фактором устойчивости отечественного автопроизводства», – считает Олег Алфёров.

Вместе с тем, отмечает он, динамика спроса на продукцию казавтопрома сегодня ощутимо опережает темпы производства. «Предприятия отрасли не успевают за потребностями растущего рынка. Причина – в нехватке оборотных средств. Расширение возможностей финансирования отечественных автопроизводителей позволило бы отрасли развиваться более внушительными темпами», – уверен спикер.

Казавтопром: подробности
По итогам отчетного периода в Казахстане произведено 12 870 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 83,9 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 39,2%.

Производство легковых автомобилей выросло на 37,9%, достигнув значения 12 113 ед. Выпуск автобусной техники (203 ед.) по итогам четырех месяцев этого года увеличился в 5,2 раза. Также увеличилось производство грузовых автомобилей (307 ед.) – на 29,5%, прицепов – со 161 до 230 ед. Выпуск специализированной автотехники сократился с 26 до 17 единиц.

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 10 879 единиц, что на 42,2% выше прошлогоднего значения (7652 ед.). Из них 3 368 автомобилей (+48,9%) реализованы в течение апреля, что стало лучшим результатом в истории отрасли.

Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 55,8% в январе-апреле 2019 года против 46,7% в аналогичный период прошлого года. При этом в течение апреля рыночная доля отечественных производителей обновила исторический максимум и впервые достигла 58,6% (против 49,5% в апреле 2018 года).

Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства по итогам четырех месяцев составили 69,6 млрд тенге – на 68,5% выше показателя годичной давности.

509 автомобилей в течение января-апреля 2019 года приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 4,7% продаж автомобилей локального производства.

Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам четырех месяцев этого года составил 83,9 млрд тенге, превысив прошлогоднее значение на 45,8%.

ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» – отраслевой, объединяющий крупнейших участников автомобильной индустрии Казахстана. Учрежден в 2015 году. На долю предприятий – участников союза приходится свыше 60% выпуска продукции казахстанской автомобильной промышленности и более 40% занятых в автомобильной отрасли республики.

Елена Тумашова

Автопром отчитался о налогах и производстве

В первом полугодии увеличились налоговые выплаты и выпуск легковых автомобилей, снизилось производство автобусов.

19 Июль 2018 23:53 27313

Фото: kolesa.kz

В первом полугодии казахстанские автосборочные предприятия заплатили 3,9 млрд тенге налогов – это в 3,5 раза больше по сравнению с показателем того же периода прошлого года. Общий объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли (включая розничную продажу и обслуживание техники) составил 25,8 млрд тенге – на 47% больше по сравнению с первым полугодием 2017-го, следует из данных, опубликованных отраслевой ассоциацией "КазАвтоПром".

Налоговые поступления от предприятия "Азия Авто" за шесть месяцев составили 1,9 млрд тенге, что в 5,2 раза превышает показатель прошлого года. Предприятие "КамАЗ-Инжиниринг" пополнило бюджет на 701,7 млн тенге – рост на 17,8% по сравнению с прошлым годом. Налоговые поступления от костанайского "СарыаркаАвтоПрома" в сравнении с первым полугодием 2017-го выросли на 15,6% – 614,9 млн тенге, по данным отраслевой ассоциации.

Платежи Daewoo Bus Kazakhstan и "СемАЗа" – 263,1 млн и 189,5 млн тенге, в сравнении с первым полугодием 2017-го рост налоговых поступлений на 6,7% и 4,8% соответственно. Предприятия "Уральскагрореммаш" и Hyundai Com Trans Kazakhstan внесли в бюджет 184,7 млн и 70,6 млн тенге налогов – на 4,7% и 1,8% больше по сравнению с показателем прошлого года, по данным "КазАвтоПрома".

По итогам полугодия автопроизводители зафиксировали также и рост производства. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, общая стоимость произведенной отечественными заводами техники составила 88,261 млрд тенге, рост производства легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом составил 76,4% – было выпущено 13725 авто. В сравнении с первым полугодием 2017-го было выпущено больше прицепов и полуприцепов – 210 ед. и спецтехники – 86 ед., рост составил 60,3% в обеих категориях.

При этом за полугодие снизилось производство грузовиков: выпущено 486 ед. техники – на 0,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; и автобусов: их произведено 153, что на 51,1% меньше, чем было выпущено в первом полугодии 2017-го.

В общей сложности отечественным предприятиями было выпущено 14660 ед. техники, их доля на рынке, по данным АКАБ, составляет 47,04%. Меры государственной поддержки и отложенный спрос, полагают в отрасли, обуславливают текущую ситуацию на рынке.

Предприятием "АзияАвто" было выпущено 8573 авто (рост на 51,7%). На "СарыаркаАвтоПроме" за полугодие произвели 5297 ед. техники, что на 123,2% выше в сравнении с первым полугодием 2017-го, рост обусловлен локализацией автомобилей Hyundai. Кокшетауский "КамАЗ-Инжиниринг" выпустил 280 грузовиков, Hyundai Trans Auto произвел 94 единиц техники. "СемАЗ" и Daewoo Bus – 89 и 67 единиц техники.

"С одной стороны, работает отложенный спрос и локализация всей модельной линейки Hyundai и Lada представленной в Казахстане, с другой – помогают программы поддержки производителей программами льготного кредитования и утилизации в обмен на сертификаты. За последний год в стране было выдано почти 15 тысяч скидочных сертификатов, большая часть из которых была использована на покупку 7,5 тысячи автомобилей отечественного производства", – комментирует вице-президент АКАБ Анар Макашева.

Артур Мискарян