Троллейбусы Алматы накатали солидный убыток

413

​Основной вклад в результат обеспечил существенный рост зарплат, несмотря на рост бюджетных субсидий.

Троллейбусы Алматы накатали солидный убыток Фото: inbusiness.kz

ТОО "Алматыэлектротранс" по итогам 2024 года получило убыток в 10,92 млрд тенге. Это на 76% больше, чем убытки 2023 года (6,2 млрд тенге), согласно аудированной отчетности компании, передает inbusiness.kz.

Отмечается, что аудиторы подтвердили достоверность отчетности и соблюдение международных стандартов, но подчеркнули: финансовая модель предприятия не обеспечивает покрытия собственных расходов. При этом износ техники, рост фонда оплаты труда и ограниченные инвестиции продолжают усиливать давление на экономику перевозчика.

В отчете говорится, что выручка компании в 2024 году составила около 18,9 млрд тенге — больше, чем годом ранее. Однако одновременно с этим опережающими темпами выросли и издержки в виде конечной себестоимости. Только фонд оплаты труда взлетел почти на 45% (+6,4 млрд тенге), до 20,6 млрд тенге. Это связано с ростом заработных плат водителям и техническому персоналу, а также с общей инфляцией и кадровым дефицитом.

Постоянный износ подвижного состава делает ситуацию еще более напряженной. По внутренним оценкам, более 60% автобусов и троллейбусов эксплуатируются сверх нормативного срока. Это означает рост затрат на обслуживание, увеличение количества внеплановых ремонтов и снижение надежности перевозок.

Согласно приведенным данным, на счетах компании к концу года находилось почти 16 млрд тенге — почти вдвое больше, чем годом ранее. Однако это не результат прибыльной деятельности. В 2024 году "Алматыэлектротранс" получил бюджетные субсидии в размере 24,8 млрд тенге (против 19,65 млрд тенге годом ранее).

Размер бюджетных субсидий в доходах компании превышает доходы компании. Без этих средств предприятие столкнулось бы с кассовым разрывом. Более того, общий накопленный убыток компании превысил 64 млрд тенге. А значит, даже при стабильной выручке и поддержке извне компания продолжает терять деньги в операционной деятельности.

За год в компанию поступило более 43 млрд тенге от покупателей. Однако значительная часть этих денег тут же ушла: 15 млрд тенге — на зарплаты, 12 млрд тенге — на расчеты с поставщиками, около 6 млрд тенге — на налоги. Об этом наглядно говорит отчет о движении денежных средств. Инвестиций почти не было: в основные средства и нематериальные активы вложено всего около 400 млн тенге — крайне скромная сумма на фоне технического состояния транспорта.

Финансовая деятельность также не дала прироста: часть ранее полученной помощи была возвращена, а новых поступлений не было. Это указывает на отсутствие внешнего финансирования за исключением прямого вливания в капитал.

Помимо транспортных услуг, "Алматыэлектротранс" управляет рядом объектов городской инфраструктуры. В их числе — железнодорожные вокзалы "Алматы-1" и "Алматы-2", административные здания и другие объекты, переданные компании в доверительное управление. Это расширяет зону ответственности предприятия, но не увеличивает его доходность: по условиям договоров объекты остаются в госсобственности, а компания несет лишь расходы на эксплуатацию и содержание.

Читайте по теме:

Алматы увеличил доходы, но не освоил десятки миллиардов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться