АО "Центр транспортного сервиса" вновь оказался в эпицентре скандала. Эта компания владеет большинством железнодорожных подъездных путей по станции Костанай. Если быть точными, то из 128 существующих 113 – контрагенты ЦТС. То есть к железнодорожным тупикам можно попасть только через соединительные пути, принадлежащие АО.
В 2020-м на костанайский железнодорожный рынок зашел новый игрок – ТОО "Казжолтранс". Это предприятие подает локомотивы. До прихода "Казжолтранса", то есть до 2020 года, станцию Костанай локомотивами снабжали несколько компаний. Восемь подъездных путей обслуживались локомотивами ТОО "Тобол Транс" и ТОО "Локомотив", а остальные – локомотивами костанайского филиала АО "КТЖ – Грузовые перевозки".
Эксперты палаты выяснили, что в декабре 2019-го ТОО "Казжолтранс" обратилось с письмом в АО "КТЖ" с просьбой разрешить их локомотивам обслуживание подъездных путей, доступ к которым проходит через пути АО "ЦТС". Аналогичное письмо в АО "КТЖ" поступило и от Центра транспортного сервиса. В феврале из центрального аппарата АО "КТЖ" поступило письмо в адрес костанайского филиала с поручением провести совещание с ветвевладельцами. Речь должна была пойти о рассмотрении возможности обслуживания их подъездных путей локомотивами ТОО "Казжолтранс". Однако местные предприниматели горячего приема "новичку" не оказали, отказавшись в большинстве своем от смены поставщика локомотивов. Итог – в мае ЦТС изменил правила использования своих путей. Точнее говоря, запретил пользоваться ими без специального допуска.
Анализ ситуации экспертами Палаты предпринимателей показал, что в общем доступе информации о процедуре, сроках, пакете документов, необходимых для получения этого допуска до сих пор нет.
"По имеющейся у нас информации, на сегодняшний день по станции Костанай такой допуск имеется только у ТОО "Казжолтранс". Многие предприятия-ветвевладельцы вынуждены были, если можно так выразиться, пользоваться услугами локомотивной тяги указанного ТОО "Казжолтранс". От ветвевладельцев сейчас идут жалобы, что со стороны "Казжолтранса" допускается несвоевременная подача и уборка вагонов, что перевозчик попросту не успевает выполнять взятые на себя обязательства", – прокомментировал ситуацию заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.
Костанайцы в один голос твердят о простоях и убытках. В ноябре в Палату предпринимателей поступило коллективное обращение, подписанное главами 45 предприятий. К документу прилагались самые различные бумаги, которые подтверждают, что АО "ЦТС" лоббирует интересы ТОО "Казжолтранс".
В ТОО "Тобол Транс", которое пыталось в текущем году получить в ЦТС разрешение на проход по путям АО, рассказали, что в ответ на письмо с просьбой дать допуск они получили требование показать договор с клиентом на поставку локомотива. Далее ЦТС выкатил список из 14 документов, которые необходимо было подать для получения допуска. Среди них не только лицензия на право оказания услуг по предоставлению локомотивной тяги, но и отчеты из налоговой об отсутствии задолженности, в том числе по пенсионным отчисления, копии аудиторских проверок и многое другое. При этом АО "ЦТС" – частная компания, которая всего лишь владеет подъездными путями.
Попытки предпринимателей отказаться от навязанного поставщика локомотивной тяги разбились о реалии жизни: был разобран стрелочный ход на одном из подъездных путей. Предпринимателей вынудили подписать договоры. Члены совета по защите прав предпринимателей увидели в этом нарушение закона в виде понуждения к заключению договоров, что карается как в гражданском, так и уголовном праве.
На заседании Совета по защите прав предпринимателей, которое провели в попытке найти выход из ситуации, стало ясно, что факт разбора стрелочного хода был. Это подтверждают видеоматериалы, а также глава костанайского отделения железной дороги Вячеслав Миронов. Он отметил, что для урегулирования возникших проблем вместе с инициативной группой в начале года ходил к акиму Костанайской области Архимеду Мухамбетову. Не помогло.
Эксперты подчеркивают, что предприниматели сначала заключили договоры, а после стали писать жалобы. Это было ошибкой. В ответ владельцы бизнесов, связанных с железной дорогой, отметили, что у них нет полугода на разборки – на путях стояли вагоны, горели сроки по заключенным контрактам.
На заседании Совета по защите прав предпринимателей управляющий директор АО "ЦТС" Виталий Чен отметил, что все находятся в равных условиях и Центр транспортного сервиса не понуждал предпринимателей заключать договоры. По его словам, главная задача – в обеспечении безопасности на железнодорожных путях, отсюда и строгие инструкции.
Сегодня, когда предприниматели продолжают нести убытки из-за простоев составов по причине нерасторопности Казжолтранс, встает вопрос о состоятельности компании оказывать необходимый объем услуг на должном уровне. Предприниматели уверены, что у предприятия, которое было образовано в 2019 году и имеет в штате лишь пять человек, о чем сказано в коллективном обращении в Палату предпринимателей, нет достаточного опыта для обслуживания такой крупной станции, как Костанай. Локомотивы подают с задержкой в пять-семь дней.
Во что выльется эта история, пока не ясно. В департаменте по защите конкуренции свою позицию еще не сформулировали, потому что пока изучают проблему. Представители других госорганов на Совете по защите прав предпринимателей вовсе отмолчались либо не присутствовали. В то же время в Палате предпринимателей настаивают на том, чтобы АО "ЦТС" выложило в открытый доступ все регламенты с перечнем документов и указанием сроков рассмотрения заявок на получение допуска для использования своих подъездных путей.
В ТОО "Казжолсервис" заверяют, что работают в нескольких регионах и лишь в Костанае у них возникли такие проблемы с клиентурой. В очередной раз здесь обещали сделать все возможное, чтобы наладить работу.
Татьяна Шестакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!