/img/tv1.svg
RU KZ
Туристическая отрасль Казахстана потерпела 100%-ный ущерб из-за пандемии

Туристическая отрасль Казахстана потерпела 100%-ный ущерб из-за пандемии

По прогнозу экспертов, о восстановлении отрасли можно говорить не раньше, чем через год.

11:02 14 Май 2020 6497

Туристическая отрасль Казахстана потерпела 100%-ный ущерб из-за пандемии

Автор:

Мария Галушко

Антикризисные меры поддержки индустрии туризма Казахстана и текущую ситуацию в отрасли обсудили представители отечественного туризма и участники Казахстанской туристской ассоциации во время онлайн пресс-конференции.

Необходимые антикризисные меры господдержки для внутреннего, въездного и выездного туризма

Как отметила директор ОЮЛ «Казахстанская туристская ассоциация» Рашида Шайкенова, ущерб туристической отрасти оценивается в 100%. Из-за распространения коронавируса и введения карантинных мер рынок прекратил работу еще со второй половины января.

«Мы говорим, что нам особенно сложно, потому что потери начались намного раньше. Первое, с чего началась пандемия, – закрытие границ, остановка транспорта и т. д. И мы на себе это ощущаем в первую очередь», – говорит Рашида Шайкенова.

Представитель отрасли заявила, что, даже несмотря на все послабления, сфера туризма еще долго будет находиться в нерабочем состоянии с отсутствием клиентов.

Из-за пандемии коронавируса одинаково пострадали выездной, въездной и внутренний туризм. В сфере выездного туризма встал вопрос возврата клиентов, в сфере въездного – закрытые границы и отсутствие авиаперелетов. У игроков рынка остается надежда на внутренний туризм.

«Люди устанут от карантина и захотят путешествовать. На этот счет у нас нет больших иллюзий. Мы прекрасно понимаем, что условия девальвации и инфляции, размеры которой превышают разумные пределы, сегодня могут заставить наших потенциальных туристов урезать расходы на отдых. И, тем не менее, ожидаем приток людей на Алаколь и в санаторно-курортные места, где можно пройти программу реабилитации, отдыха и оздоровления», – добавила она.

Развитие внутреннего туризма может затормозить вышедшее 10 мая постановление главного санврача страны. В нем указывается, что клиенты должны приезжать на место отдыха со справкой с отрицательным результатом на Covid-19. При этом действие справки распространяется лишь на семь дней.

«Очень хотелось бы, чтобы наш главный санврач понимал, что у туризма есть свои особенности, и посоветоваться с рынком, его участниками и отраслевыми ассоциациями было просто необходимо перед подписанием постановления. Люди, выезжающие в курортные зоны, едут больше, чем на семь дней. Как будет решаться этот вопрос? Я хотела бы попросить главного санврача вернуться к этому постановлению и внести нюансы, связанные с отраслевыми особенностями», – добавила Рашида Шайкенова.

Отмена безвизового режима

Из-за пандемии коронавируса в Казахстане введен визовый режим для граждан более 50 стран мира. Такая мера может стать дополнительным камнем преткновения для запуска иностранного туризма.

«Мы вернулись к ситуации, которая была четыре года назад. Консульский сбор за визу составляет $60. Как эксперты рынка, мы можем оценить, какое влияние это оказывает на стоимость поездки. Например, поездка среднестатистического туриста в южную столицу и ее окрестности длится около семи дней. При среднем чеке, турист тратит в день до $100. Общая стоимость поездки без учета авиабилетов может составить $600-700. Порядка до 10% от стоимости поездки получаются расходы на визу», – размышляет директор ТОО Outfitter KZ Азамат Мухаметжанов.

Туристический сезон в Казахстане короткий, и визовый режим ослабляет позиции Казахстана и снижает его привлекательность по сравнению со странами-конкурентами, как Монголия, Кыргызстан и Узбекистан. Они, в свою очередь, не вводили подобную меру, а лишь временно ограничили въезд.

«Нас отбросили не на четыре года, а на все 20 лет со вступлением этого постановления. Надеюсь, руководство МИД РК вернется к этому вопросу. Это колоссальный ущерб и удар по въездному туризму», – добавила Рашида Шайкенова.

Маркетинговая стратегия РК на мировом туристском рынке в период кризиса

«Сегодня много бюджетов и программ по маркетингу сворачивается. Мы не знаем, что нас ждет завтра и как быстро все восстановится. Но именно в кризисные моменты важно действовать и не останавливать маркетинговые программы продукта Казахстана. Чтобы мы выиграли в долгосрочной перспективе в этой глобальной конкуренции за туристов, нужно продолжать маркетинговую активность. В целом вклад туризма в мировую экономику составляет 10%. Один турист создает практически 10 рабочих мест. Для некоторых стран туризм – основной источник дохода. Внутренний и въездной туризм – это также инвестиции, экспорт для страны, формирование культурных и нравственных ценностей у граждан, расширение кругозора и решение некоторых социальных вопросов», – сказала во время онлайн пресс-конференции директор ТОО SkyWay Travel Асем Козбагарова.

Эксперт добавила, для того чтобы довести туризм в стране до 8% ВВП, необходима стратегия развития Казахстана как туристический дестинации. Рабочий и понятный план, который будет включать в себя и маркетинговое развитие страны, как на внутренних, так и на внешних рынках.

«Важный элемент стратегии – страновой бренд, которого у нас сейчас нет. Мы должны понимать, почему туристы будут посещать Казахстан, в чем наша привлекательность. Нам есть, чем гордиться, но те же горы, каньоны и озера есть в других странах. Мы говорим, что мы страна Великой степи, но что стоит за этими словами? Нужно решить, что делает нас уникальными и привлекательными для посещения туристов. Нужно создавать новые и улучшать существующие туристические объекты. Создать один или два объекта, притягивающих туристов», – сказала эксперт.

Исполнительный директор ТОО «Международный альпинистский лагерь «Хан Тенгри» Даурен Валиев добавил, что на мировом рынке Казахстан до сих пор представлен очень немногими продуктами. Главная проблема страны – отсутствующие или ограниченные географические, территориальные ресурсы для развития туризма.

«По информации Всемирной туристской организации, горный туризм занимает порядка 20% всего рынка. Чтобы конкурировать с соседним Кыргызстаном, нам ежегодно приходится открывать временные пункты пропуска. Ценность Центрального Тянь-Шаня для Казахстана в том, что там находится пик Хан-Тенгри. Это самый северный семитысячник на Земле, и это конкурентное преимущество. Алматы выгодно находится вблизи от главных центров альпинизма», – заметил эксперт.

Что ждет туротрасль

Однозначно ожидается уход игроков с рынка. В первую очередь это коснется турагентов. Маленькие компании испытывают сегодня колоссальную нагрузку, и, скорее всего, некоторые из них закроются.

«Сейчас много прогнозов, в том числе международных. О восстановлении туризма мы можем говорить не раньше, чем через год. Внутренний туризм тоже пострадает, но летний сезон хотя бы на 50% состоится. Въездного, однозначно, восстановление не раньше, чем через год», – сказала директор ТОО SkyWay Travel Асем Козбагарова.

Основной акцент будет сделан на туры выходного дня. По прогнозу экспертов, повышения цен на внутренние туры пока не будет. Все зависит от того, насколько быстро снимут ограничения. С учетом девальвации стоимость выездного туризма вырастет.

«Пока внутренние туры мы продавать не можем. Открыты продажи на туры выходного дня на Алаколь, Актау. Но мы не знаем точных дат открытия города и границ. Что касается въездного туризма, ситуация оживилась и во многих странах снимаются ограничения. Есть ожидания на вторую половину года», – добавила Асем Козбагарова.

Мария Галушко

Экскурсия в город-призрак и пещеру Дракона

Байжансай и пещера Акмечеть находятся в Байдибекском районе Туркестанской области.

13 Август 2020 11:51 496

Экскурсия в город-призрак и пещеру Дракона

Фото: Мира Бахытова

Поселок городского типа Байжансай был построен в труднопроходимом ущелье Каратауского хребта не случайно, здесь некогда были залежи полиметаллических руд, их открыли в 1928 году. В Байжансае добывали свинцово-цинковую руду. Именно из этого цинка в годы Великой Отечественной войны на Чимкентском свинцовом заводе отливали ту самую «каждую восьмую пулю для фронта». В годы расцвета в Байжансае жили до пяти тысяч человек, был свой аэропорт, Ан-2 летал из Шымкента за четыре рубля, московское обеспечение, хорошие зарплаты. Богатые руды быстро выработали, спад пошел в семидесятых годах прошлого века, затем постепенно город совсем умер. Еще несколько лет назад, когда гиды, местные любители-краеведы и историки, привозили сюда первых туристов, пытаясь раскрыть очарование места, здесь жили всего пара семей. Они почему-то были готовы мириться с труднодоступностью, 30 км по ущелью в режиме полного каменистого бездорожья, а с октября по апрель в Байжансай вообще не попасть, снег перекрывает эту единственную наземную артерию. И тогда город и правда напоминал призрак, почти Припять после катастрофы. Сегодня это, можно сказать, превратилось в любимый аттракцион для изможденных карантином и закрытыми границами жителей Шымкента и области. Джипы караванами, вдоль реки целые палаточные лагеря. С одной стороны, это неплохо, интересная локация, да и внутренний туризм нужно развивать, с другой, он потерял свой аромат опустошенности и жуткой безысходности. Останки этого населенного пункта находятся в 170 км от Шымкента, причем последние 30 придется проехать по каменистой дороге узкого ущелья, пересекая по пути 18 мостов, за которыми уже давно никто не следит.

Пещера Дракона

Практически по дороге в Байжансай находится еще одна удивительная, но на этот раз природная локация, которую стоит посетить, это пещера Акмечеть, это также Байдибекский район. Высота сводов – 32-35 метров, длина – 162, ширина – 64 метра. Внутри свой микроклимат, круглый год сохраняется температура 18-20 градусов, растет тутовник, живут разные виды птиц и мелких животных. Их мы не видели. Появился и местный житель – эдакий ответ на возросший турспрос – предлагает молитву, рассказывает о священности места, якобы в пещере можно избавиться от разных болезней и даже бесплодия, предлагает на потребу разные фенечки. Легенд вокруг Акмечети великое множество. То ли дракон тут жил, кошмарил окрестности. То ли войско скрывалось от непогоды во времена Джунгарских набегов. То ли, наоборот, тут спрятали женщин с детьми при вражеском наступлении.

Московские геологи еще в 1973 году предположили, что пещера могла появиться от падения метеорита, мне лично такая теория по душе.

Мира Бахытова, Туркестанская область


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

Идею создания в Казахстане аналога проекта «Живые уроки», который реализуется в России с 2015 года, туроператоры начали предлагать в 2018 году. Однако поддержки в лице госорганов предприниматели найти не смогли.

12 Август 2020 15:59 510

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

В апреле 2020 года между НПП и «Казахтуризмом» была подписана дорожная карта по развитию туризма. Проект «Живые уроки» стал одним из важных компонентов дорожной карты.

Оригинальный проект осуществляется при содействии министерства культуры РФ, «Ростуризма» и субъектов РФ – участников проекта. За два с половиной года к «Живым урокам» присоединились 36 субъектов РФ. Образовательные экскурсии и туры в рамках проекта разработаны в соответствии с учебными программами разных предметов на базе природного, культурно-исторического, производственного и научного потенциала российских регионов.

«Живые уроки» хорошо вписываются во внеклассную деятельность, на которую в школах выделяется примерно 10 часов в неделю. Некоторые регионы придумали паспорт школьника, куда проставляются печати о посещенных уроках. На первых порах мы столкнулись с проблемой, когда туроператоры активно вошли в проект, но оказались не готовы музеи. Переделать программы под образовательные предметы не все смогли. Туроператоры также не всегда понимали, какие требования стоят перед ними. Когда ведется работа с детьми, то, помимо качественных программ, которые дополняли бы школьные предметы, должно быть полноценное питание, места размещения, хорошие дороги», – рассказала о реализации проекта в РФ генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что министерства культуры и образования в целом поддерживают проект.

«Для того чтобы проект стал действительно глобальным, необходима синергия усилий бизнес-сообщества с МИО, понимание от министерства образования – какие именно дополнения в школьной программе можно сделать за счет «живых уроков». Например, проводить уроки физики и географии в музее Экспо, уроки биологии и рисования – в зоопарке и нацпарках, развививать профориентацию через промышленный туризм,» – отметила Юлия Якупбаева.

Для качественной реализации проекта АО Kazakh Tourism совместно с бизнес-сообществом и НПП начнет разработку методики «Живых уроков»: определение мест проведения уроков, знакомство с учебными программами, составление критериев по отбору педагогов для проведения уроков, иллюстрации и подготовка дополнительного материала.

«Пока мы наметили четыре направления, которые подойдут для уроков истории, физики, биологии и литературы. Это Алматы, Нур-Султан, Туркестан – Тараз и Семей – Жидебай. Планируется, что участниками пилотного проекта могут стать дети медработников, отличники и активисты, учащиеся седьмых-девятых классов. Также в связи с ограничениями на групповые передвижения между регионами, пока уроки рассматриваются без передвижения групп в соседние области. Коллеги, хотелось бы начать активную работу и до конца августа разработать методологию», – рассказал директор департамента организации мероприятий Даниэль Сержанулы.

Спикер добавил, что рассматривается несколько вариантов субсидирования, однако необходимо понять позволят ли нормативные акты такого рода финансирование.

В свою очередь представитель МОН Раиса Шер отметила, что к подготовке проекта нужно подойти серьезно, учитывать нагрузку на детей и сделать программу интересной:

«Живые уроки» – хорошая инициатива, необходимая. Но, может, не называть проект «уроки»? Это сразу заставит детей скучать, нужно подойти к вопросам креативно. Сегодня не каждый ребенок согласится во внеурочное время пойти в музей. В регионах есть маршруты, но возникают вопросы безопасности, питания и т. д. Возможно, надо начать со сбора данных программ. Мы готовы активно подключиться к работе», – отметила Раиса Шер.

Участники совещания в качестве успешного опыта предложили использовать опыт детских туров во время ЭКСПО. В течение лета 2017 года столицу посетило более 400 тысяч детей из регионов Казахстана.

«В каждом регионе есть комплекс маршрутов для детей. И их уже можно использовать в проекте. Что касается специалистов, думаю, найдем специалистов с большим опытом, наработками. Нам стоит начать мониторинг, чтобы понять, какой фундамент для создания «Живых уроков» уже имеется. Стоимость маршрутов не будет высокой, но встает вопрос, как добраться, например, из Актау до Алматы. Самолет – удовольствие дорогое», – сказала директор туркомпании «Турист» из Актау Евгения Слюсарева.

Директор туркомпании «Гвидон-тур» из Нур-Султана Татьяна Верницкая предложила сделать программу Kids go free круглогодичной.

«Мы можем расширить программу на групповой туризм. Не каждая многодетная мама может выехать со всеми детьми, но отправить одного ребенка на экскурсию семья может. Нельзя делать программу полностью социальной, какую-то часть должны оплачивать родители. Мы же можем определять малообеспеченные семьи и спонсировать. Не одноразовые экскурсии должны быть, чтобы был комплекс. При этом такие программы должны быть доступны для городских школьников, сельских ребят, для этого нужна детальная планировка тура, чтобы туроператор смог просчитать стоимость такой экскурсии», – отметила Татьяна Верницкая.

Завершая совещание, Юлия Якупбаева подчеркнула, что необходимо разрабатывать методологию с учетом возможного передвижения детей между регионами.

«Детям из Алматы не так интересно ходить в зоопарк, в котором они были уже много раз, в отличие от школьников, например, из Алматинской области. То есть должны быть варианты реализации проекта – региональные и межрегиональные. Аналогично должен обсуждаться вопрос финансирования. Однозначно нужно подключить к работе управления культуры на местах. Нам нужно будет подготовить музеи и гидов. «Пилоты» можно делать на базе частных школ, у которых есть финансирование, и регионов, у которых накоплена база турпродуктов. Одновременно нужно будет решать вопросы удешевления и улучшения качества логистики, питания, безопасности и т. д. Поэтому к методологии нам надо подойти серьезно и привлечь специалистов и экспертов. Мы создадим проектную группу, куда пригласим всех заинтересованных участников», – резюмировала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!