Пока министерство туризма и спорта на страницах своего официального сайта рапортует о развитии внутреннего туризма, казахстанцы вынуждены платить больше за все тот же уровень "сервиса", а иностранные туристы, рассматривая Центральную Азию в качестве очередного туристического маршрута, выбирают соседние страны, где и цены ниже, и сервис лучше, сообщает inbusiness.kz
Несмотря на огромный потенциал для развития внутреннего туризма и государственные инвестиции последних нескольких лет в отрасль в размере более 100 млрд тенге, казахстанцы, как и путешественники из других стран, вынуждены отдавать предпочтение отдыху за пределами Казахстана из-за отсутствия нормальной инфраструктуры и роста стоимости отдыха внутри страны на популярных местных курортах.
Анализируя предложения туристических агентств или предпринимателей по отдыху на озере Алаколь, в курортной зоне Бурабай, на побережье Балхаша или Капчагайского водохранилища, можно сделать вывод, что отдых внутри страны становится дороже аналогичных предложений зарубежных курортов, расположенных на побережье Средиземного моря или Персидского залива, не говоря уже о соседних Узбекистане или Кыргызстане.
При этом туристам, намеревающимся позагорать на пляжах Алаколя, трудно будет рассчитывать на уровень комфорта, который за эти же деньги предлагают отели Турции или Арабских Эмиратов. По мнению представителей казахстанской туриндустрии, главными факторами ценообразования на казахстанских курортах являются короткий сезон и желание "срубить деньжат" на больших семьях и коллективах.
По словам директора одного из алматинских туристических агентств, владельцы баз и зон отдыха на озере Алаколь зачастую выставляют высокие ценники при отсутствии должной инфраструктуры, мотивируя это только близостью к пляжу и отсутствием выбора у потенциальных клиентов.
"Сами удивляемся. Считаю, что это, наверное, жадность такая. Просто хозяева взяли, выставили вот такую цену, которую они хотят. Мотивируют тем, что все равно купят, все равно поедут, потому что близко к пляжу.
Ну и говорят, что сезон короткий. За этот короткий сезон, собственно говоря, очень многие хотят заработать побольше. Хотя есть и предприниматели, которые планируют развивать свой курортный бизнес, вкладывая заработанные средства в развитие инфраструктуры, строя на территории бассейны или ежегодно улучшая условия проживания туристов", – пояснила руководитель туристического сервиса.
Как недавно отметил президент Касым-Жомарт Токаев на совещании по вопросам развития туризма, транспортная инфраструктура является одним из факторов сдерживания развития отрасли. В частности, до настоящего времени не завершена реконструкция автомобильных трасс, ведущих из Алматы, Астаны в направлении главных туристических кластеров Казахстана, таких как Балхаш или Алаколь.
Автобусы, везущие туристов на озеро Алаколь, выезжают из Алматы поздно вечером, и движение ночью по большей части не отремонтированной трассы несет в себе серьезную опасность для отдыхающих. Люди вынуждены добираться до озера на автобусах, так как купить билеты на поезд удается далеко не всегда, а путешествие на самолете из Алматы или Астаны обходится достаточно дорого.
На сегодняшний день в сторону озера Алаколь курсируют несколько поездов, но расписание их движения, как признаются представители отрасли, довольно-таки странное – в один день в данном направлении могут следовать сразу несколько поездов, а на следующий день ни одного. Стоимость железнодорожных билетов из Алматы до поселка Акши начинается с отметки 3654 тенге за "боковушку" в плацкартном районе и доходит до 18-25 тысяч в пиковые периоды сезона летнего отдыха, когда и билетов в продаже практически нет, да и стоимость номеров в пансионатах и на базах отдыха буквально зашкаливает своей неадекватностью.
Неделя проживания на двоих в простеньких деревянных домиках на берегах Алаколя обойдется поклонникам внутреннего туризма в круглую сумму. Отдых в пансионатах с чуть более высоким качеством сервиса будет стоить уже более 400 тысяч тенге, приближаясь с учетом затрат на питание к рубежу в 0,5 млн тенге, а иногда и выше.
Стоит учитывать, что ни о какой "звездности" отелей речи пока идти не может. Исключение, пожалуй, составляют лишь отели одной международной сети, расположенные в Бурабае и на побережье Каспийского моря. Хотя и уровень цен на проживание в них недоступен для семейного бюджета подавляющего большинства казахстанцев.
За стоимость недельной путевки на Алаколь казахстанцы легко могут найти предложение турагентств по отдыху в странах Персидского залива или на побережье Красного моря. Недельный тур на двоих в египетский Шарм-эш-Шейх, с его песчаными пляжами, коралловыми рифами и богатым подводным миром, обойдется отдыхающим от 180 тыс. до 420 тыс. тенге в зависимости от уровня отеля и его сервиса. Отели Дохи, столицы Катара, готовы предоставить свои номера отдыхающим по цене от 182 тыс. тенге на человека. Пакетные туры на зарубежные курорты, помимо проживания и красивых видов, включают в себя и стоимость авиаперелетов, выполняемых казахстанскими или иностранными авиакомпаниями.
На этом фоне стоимость одного авиабилета из Алматы в Ушарал или в Урджар и обратно уже сейчас, еще до наступления "горячего" сезона, достигающая 85 тыс. тенге, может заставить задуматься об адекватности выбора отдыха на казахстанском курорте. Но, к счастью, есть еще и субсидируемые рейсы, которые выполняет другая казахстанская авиакомпания, стоимостью от 36 тыс. тенге в оба конца. По мнению представителей туриндустрии, стоимость путевок на казахстанские курорты в этом году выросла примерно на 10% по сравнению с показателями прошлого года.
По данным из открытых источников, в прошлом году соседний Кыргызстан посетило более 8,5 млн туристов, хотя, как пишут жители соседней страны в комментариях под этой новостью, большинство из них приезжало в страну на шоппинг. Как сообщалось, Узбекистан в 2023 году посетило около 7 млн иностранных путешественников. На этом фоне статистика посещения Казахстана с показателями около 1 млн иностранных туристов в прошлом году просто шокирует.