Туризм выживает благодаря бизнесменам

Татьяна Киселева Татьяна Киселева
8401

Девальвация, произошедшая в Казахстане в минувшем году, положительно отразилась на рынке внутреннего и въездного туризма, но в то же время негативно повлияла на рынок выездного туризма. 

Туризм выживает благодаря бизнесменам

Такими выводами в рамках форума "Almaty Invest 2016" поделилась заместитель акима города Алматы Асель Жунусова. По ее словам, многим казахстанцам стало невыгодно ездить за границу, именно поэтому в текущем году курорты в Казахстане были переполнены. Однако, по мнению директора Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиды Шайкеновой, ситуация на рынке въездного туризма улучшилась благодаря продлению и расширению в 2015 году пилотного проекта безвизового режима для граждан 19 экономически развитых стран до 31 декабря 2017 года. По ее словам, это и привело к постепенному увеличению потока туристов, особенно эко-туристов, так как для них посещение Казахстана стало обходиться интуристам гораздо дешевле. К примеру, в этом году увеличился турпоток из Сингапура, Новой Зеландии, Турции и Филиппин, которые раньше не приезжали в страну.

Отметим, с 1 января 2017 года будут введены в действие новые поправки, которые облегчат процедуру получения казахстанской визы для 55 стран.

"Мы рассчитываем на то, что эти меры поспособствуют дальнейшему увеличению туристического потока в страну", - отметила г-жа Шайкенова.

При этом, по данным экспертов, одним из основных видов был и остается деловой туризм. Как заметила Асель Жунусова, доля делового туризма сегодня занимает 80% от всего въездного туризма в Алматы. Неудивительно, ведь в южной столице сегодня расположены 30 транснациональных корпораций, а также 17 международных организаций, включая представительство ООН.

Похожая ситуация складывается в целом в стране. По подсчетам Рашиды Шайкеновой 82% от всех въездных туристов приезжают в страну в деловых целях. Для дальнейшего развития этого направления, по ее мнению, нужно организовывать мероприятия делового характера и совершенствовать законодательную базу для инвесторов, создавая для них оптимальные условия, чтобы вызывать дальнейший их интерес.

В туризме опередила Киргизия
По данным заместителя акима Алматы, на сегодняшний день туристические услуги занимают более 85% в валовом региональном продукте (ВРП).

"Глядя на мировой опыт нельзя не отметить, что туризм сегодня является перспективной отраслью, которая не знает спада. И даже в период кризиса туризм, как правило, дает рост не менее 4%", - отметила она.

По мнению Асель Жунусовой, на сегодняшний день в Алматы есть вся необходимая инфраструктура для туризма. В частности, имеются 137 мест размещения, 569 работающих туристских организаций, более 2000 объектов питания, 19 театров, 20 музеев и 14 художественных галерей и выставок.

Только в минувшем году общее число иностранных туристов, посетивших Алматы, составило 300 тысяч, а средняя заполняемость гостиниц Алматы составила 27%.

"По нашим подсчетам 90% турагентств в Казахстане специализируются сегодня на выездном туризме. Что касается въездного туризма, то, в сравнении с соседними странами, мы значительно проигрываем",  - утверждает заместитель акима Алматы.

Так, по ее данным, Кыргызстан за год посетило 4,5 млн туристов, Азербайджан – 1 млн, а количество туристов в Грузии составило 6 млн человек.

Рашида Шайкенова в свою очередь привела данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. Согласно им, в 2015 году в Казахстан въехало 6 млн 430 тыс. иностранных граждан, однако в гостиницах и хостелах было размещено 692 тыс. человек. Похожая ситуация сложилась и за три квартала текущего года: с января по сентябрь количество въехавших иностранных лиц составило 4 млн 944 тыс., при этом, только 528 тыс. человек было обслужено в местах размещения. В Казахстанской Ассоциации гостиниц и ресторанов отмечают, что в выборку органа статистики попадают все лица, пересекшие границу, однако это, по их мнению, не говорит о том, что все они являются туристами.

Есть над чем работать
"Если сравнивать с дальним зарубежьем, то стоит отметить, что одна только Барселона принимает почти 18 млн туристов в год. Так что у нас есть немалый резерв для работы. Мы видим большой потенциал для развития", - утверждает г-жа Жунусова, отмечая, что в планах к 2020 году – увеличить количество туристов в Алматы, как минимум в 3 раза.

По ее словам, развитию туризма в городе поспособствует внедрение качественного туристского продукта, в частности развитие горнолыжного и пешего туризма. Для этого планируется создание необходимой инфраструктуры, обустройство горных троп в окрестностях Алматы. Кроме того, уже разработан туристский атлас маршрутов на трех языках. Также немаловажную роль в привлечении туристов играет проведение фестивалей, концертов и других всевозможных мероприятий. Среди таковых г-жа Жунусова выделяет этно-фестиваль "Ұлы Дала Рухы", фестиваль "Ұлы Дала Елі", Almaty Mount Fest 2016, а также эко-фестиваль Four. В следующем году знаковым событием, которое привлечет в страну немало туристов, по словам Рашиды Шайкеновой станет Универсиада.

В рамках форума было заявлено, что в текущий момент с акиматом алматинской области прорабатываются вопросы, касающиеся дорожной инфраструктуры и туристической навигации.

Реклама и сервис
"Одним из важных направлений является продвижение бренда Алматы, нашего туристского продукта, на мировых рынках. Как вы знаете, в этом году мы разработали бренд – "Алматы 1000 красок" и сначала следующего года будет запущена активная рекламная кампания по его продвижению", - заявила Асель Жунусова.

Заметим, созданный и выбранный путем голосования логотип города в текущем году вызвал волну негатива. Утвержденный градсоветом символ представляет собой семь пересекающихся геометрических фигур, в центре которых – яблоко. Многие горожане выразили недовольство касательно шрифта, отсутствия посыла и в целом качества исполнения рисунка. Как выяснилось, в голосовании приняла участие меньшая часть алматинцев – всего 3 тыс. человек.

По словам Асель Жунусовой, Алматы, как бренд, будет участвовать на основных выставках в сфере туризма – в Лондоне, Берлине, Барселоне, а также на фокусных рынках – в России, Китае, Иране и Индии. Кроме того, планируется запуск череды рекламных роликов об Алматы на ведущих телеканалах мира, в текущий момент часть из них уже транслируются на телеканале BBC. При этом Асель Жунусова отказалась озвучивать сумму инвестиций на рекламу, отметив, что бюджет в данный момент находится на стадии разработки. По ее словам, средства будут выделены на пять лет, реклама будет включать в себя различные инструменты и будет представлена в виде определенного долгосрочного плана. Что касается уже запущенных роликов, то, по ее словам, часть из них телеканал BBC снял на безвозмездной основе, средства из бюджета были выделены только на ротацию.

Особое внимание, по мнению заместителя акима Алматы, необходимо уделить повышению качества сервиса. Это, как она отмечает, особенно касается международного аэропорта города Алматы, а также гостиниц и пунктов питания.

"Мы в преддверье Универсиады совместно с дирекцией Универсиады, Казахстанской туристической ассоциацией, Казахстанской ассоциацией гостиниц и ресторанов, а также Общественным фондом "Альянс отельеров и рестораторов Казахстана" начали реализацию партнерской программы, рекомендованную Универсиадой. И, проведя обследование гостиниц, пунктов питания, отобрали из них порядка ста гостиниц и ресторанов для участия в Универсиаде в качестве наших партнеров. Они должны будут обеспечить качественный и хороший сервис. Порадовало то, что, в процессе обследования мы увидели, что 70% объектов соответствуют мировым стандартам и предоставляют весьма хороший сервис", - заключила она.

Татьяна Киселева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться