Первый для новосозданной Туркестанской области Международный инвестиционный и туристский форум в Туркестане постарались организовать с максимальным комфортом в первую очередь для иностранных гостей. Похоже, в областном центре пока даже не оказалось подходящего помещения для такого мероприятия. В итоге гигантские шатры и импровизированные юрты для выступлений, для ланча и проведения панельных сессий установили прямо на Центральной площади имени Есим-хана. Конец сентября, но в Туркестане на солнце до +34 градусов по Цельсию, кондиционеры внутри не справлялись с возложенной на них задачей, и участники форума то и дело выбегали остыть и глотнуть свежего воздуха. Для личной гигиены были биотуалеты и старомодные рукомойники (сверху – бак с водой, снизу – ведро для использованной воды), такие ещё можно найти в аулах и на дачах. В этой связи совсем неудивительной стала тема обсуждения, которую предложила президент Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева: стране нужна туалетная революция. Состояние туалетов на трассах Туркестанской области и даже в особо популярных туристических местах, мягко говоря, оставляет желать лучшего, на что и указала эксперт.
"Страна нуждается в какой-то новой туалетной революции, как в Китае, потому что туалеты – это вопрос номер один. Как бы мы там ни говорили, хороший туалет – показатель цивилизации. Мы же хотим всему миру показать, что мы цивилизованные", – отметила президент Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаева.
Эксперт отдельно остановилась на некотором смещении предоставляемых услуг в пользу паломников в ущерб простым туристам. Рысты Карабаева считает, что посещать святыни должно быть приятно не только верующим, но и праздно любопытствующим гостям.
"В Узбекистане помните стандартные объекты посещения? У них стандартизированное посещение для туристов. И возьмём Арыстан-Баба, когда туда приезжаешь, там больше создано для паломнических туров. И мне кажется, это надо разделить – туристическое и религиозно-паломническое направления. Потому что, если одну часть людей это будет притягивать, то больший процент туристов, которые вне паломнических туров, остаются за бортом, для них условий нет. В приоритете надо ставить туризм. И нужны грамотные экскурсоводы, чтобы всем людям интересно было, а не только тем, кто хочет Коран почитать, и это надо делать в отдельном месте", – поделилась Рысты Карабаева.
Когда в регион придут Хилтоны и Мариотты
В 2017 году область посетили свыше 270 тыс. туристов, что на 40% больше, чем в 2016 году, озвучил цифры аким региона Жансеит Туймебаев. Для развития туризма руководство области совместно с компанией "Макензи" ведёт разработку комплексного мастер-плана по дальнейшему развитию Туркестана, где, по предварительным оценкам, число туристов к 2030 году составит свыше 1,6 млн человек. Учитывая большие перспективы области, отечественные и турецкие компании уже приняли решение инвестировать в строительство пятизвёздочных отелей, торгово-развлекательных и фитнес-центров и других объектов свыше 100 млн долларов.
Сотрудники одной из гостиниц в центре Туркестана рассказали, что с обретением городом нового статуса областного центра, вопреки расхожему мнению, поток туристов в областной центр не хлынул, по крайней мере, именно в этом отеле число гостей выросло всего на 5%. Оттого и цены на проживание здесь поднимать не стали. Стандартный номер на одного с завтраком, как и раньше, стоит 10 тысяч тенге. Правда, как считают эксперты, обычный номер до международных стандартов пока недотягивает. Впрочем, оказалось, что и в Шымкенте всего две гостиницы, относящиеся к мировым отельным сетям, "Риксос" и "Канвас" соблюдают все стандарты сервиса. Остальные, даже со "звёздами", по сути таковыми не являются.
"На самом деле возможности размещения гостей очень ограничены. Множество отелей в области. Но только два отеля международных сетей, которые идут со своими стандартами. Если будет побольше отелей международного стандарта, они приходят в регион, открывают свои отели, у них уже налаженные стандарты. Они задают моду, и остальные будут подтягиваться. Нужно повышать звёздность местных отелей, а для этого привлекать специалистов. А если сюда придут Хилтоны, Мариотты и так далее, тогда их даже рекламировать не нужно, потому что название бренда говорит само за себя. Они уже завоевали свою нишу", – считает Рысты Карабаева.
Что, кроме мавзолея Х. А. Яссави?
Международный турфорум "подарил" южанам ещё один повод гордиться родным краем: сразу три достопримечательности региона вошли в число мест особой туристической привлекательности. Помимо, конечно, мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, в мировой рейтинг попали мавзолей Арыстан-Баба и городище древнего Отырара.
"Мы можем делать хорошие туристические продукты по Шёлковому пути, в том числе и трансграничные. Туркестан – это новая туристическая Мекка на карте региона. Именно восстановление древнего Туркестана входит в топ-10 туристских объектов карты туристификации, которую утвердил глава государства, и наша компания как раз будет работать над тем, чтобы привлекать инвесторов для реализации этой карты топ-10. В ноябре будет проходить первый инвестиционный форум по туризму в Астане, и мы хотим создать возможность для презентации всех этих проектов, в том числе древнего Туркестана, и организовать возможность встречи инициаторов с инвесторами", – сообщил председатель правления АО "НК Kazakhtourism" Рашид Кузембаев.
Правда, более конкретно о проектах Рашид Кузембаев рассказывать не стал, сославшись на то, что ещё не готов мастер-план, который зависит от генерального плана развития города Туркестана.
29 сентября во время визита в Туркестан президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указы об утверждении концепции генерального плана развития Туркестана и создании специальной экономической зоны TURKISTAN. В СЭЗ инвесторам будут предоставляться земельные участки с готовой инфраструктурой и налоговые льготы на 25 лет. Эти инвестиционные преференции предусмотрены не только для проектов туризма, но также для строительства и промышленности.
Мира Бахытова, Туркестан