Твёрдая политическая воля Токаева и Мирзиёева вывела сотрудничество стран на беспрецедентный уровень - эксперт

217

Открытый и доверительный формат диалога стал ключевым фактором устойчивой положительной динамики.

Твёрдая политическая воля Токаева и Мирзиёева вывела сотрудничество стран на беспрецедентный уровень - эксперт

Семь совместных проектов на общую сумму 1,2 млрд долларов в сферах промышленности, строительства, нефтегазохимии, финансов, логистики и туризма запустили президенты Казахстана и Узбекистана в рамках государственного визита Касым-Жомарта Токаева в Ташкент. Ожидается, что они значительно укрепят экономическое и инвестиционное взаимодействие двух республик.

Казахстанская сторона намерена и далее поощрять отечественные инвестиции в Узбекистан, рассчитывая на традиционную поддержку узбекских друзей. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев, выступая на втором заседании Высшего межгосударственного совета стран. Первостепенное внимание, по мнению президента, следует уделить торгово-экономической сфере.

О новых точках роста, мерах, принимаемых для увеличения взаимного товарооборота и инициативах Казахстана, которые влияют не только на укрепление сотрудничества двух республик, но и на построение архитектуры всего региона, – в интервью inbusiness.kz с заместителем директора Центра экономических исследований и реформ Узбекистана Нозимжоном Ортиковым.

– Нозимжон Козимжонович, по мнению президента Токаева, важно качественно реализовать Программу увеличения взаимного товарооборота, нарастить объёмы до 10 млрд долларов к 2030 году. Насколько, по Вашему мнению, достижима поставленная цель? Что делается странами для реализации задачи? 

– Текущее состояние казахско-узбекского экономического партнёрства характеризуется устойчивым ростом взаимной торговли и совершенствованием её структуры. За короткий период произошёл переход от преимущественно сырьевой модели обмена к более разнообразной номенклатуре продукции, что свидетельствует о повышении уровня доверия и готовности к реализации долгосрочных проектов. Особенно заметно увеличивается доля товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как продукция машиностроения, химической и пищевой промышленности. Это говорит о том, что обе страны стремятся не просто обмениваться товарами, но и постепенно интегрировать свои производственные цепочки, создавая более глубокие формы кооперации.

Экономические отношения между Казахстаном и Узбекистаном в последние годы приобрели новое качество, отражая глубокие трансформации в обеих странах и растущую взаимную заинтересованность в формировании устойчивой региональной архитектуры. Если ещё десятилетие назад взаимодействие между двумя государствами во многом сводилось к торговле стандартными товарами, то сегодня оно развивается как комплексная система взаимодополняемых интересов – от промышленной кооперации до совместного участия в международных транспортных и энергетических проектах. Такое изменение не является случайным, оно продиктовано как внутренней логикой экономических реформ, так и внешними вызовами, требующими от стран Центральной Азии более скоординированных действий.

Стоит отметить, что во внешнеторговом обороте Узбекистана с зарубежными странами Казахстан в 2024 году занял третье место – с долей 6,6%, и первое – в торговле со странами Центральной Азии, с долей в 61%. За период с 2016 по 2024 годы объём торговли между Узбекистаном и Казахстаном увеличился в 2,3 раза – с 1,9 млрд до 4,5 млрд долларов, при этом экспорт вырос в 1,6 раза – с 0,9 млрд до 1,5 млрд долларов. Руководители обеих стран поставили задачу – увеличить товарооборот между республиками до 10 млрд долларов к 2030 году. Для этого планируется упростить торговые процедуры, снять административные барьеры и нарастить объёмы взаимных поставок продуктов питания, текстильной продукции, автомобилей, электротехники, чёрных металлов и нефтегазовой продукции.

Казахстан и Узбекистан планируют перейти на режим полной свободной торговли между странами – этот вопрос обсуждался на 21-м заседании межправительственной совместной комиссии по двустороннему сотрудничеству под председательством премьер-министров обеих стран в июле 2024 года. В целях увеличения товарооборота намерены открыть четыре дополнительных торговых коридора. Также планируется открыть торговые центры: Казахстана в Ташкенте и Узбекистана в Астане. Для развития двухстороннего сотрудничества и укрепления цепочек добавленной стоимости страны президенты дали старт деятельности Международного центра промышленной кооперации "Центральная Азия" в Сырдарьинской и Туркестанской областях.

– Какие факторы делают Казахстан особенно привлекательным партнёром для Узбекистана?

– Во-первых, РК располагает значительными энергетическими и сырьевыми ресурсами, которые являются ключевыми для индустриального развития региона. Узбекистан, активно развивая собственную промышленность, испытывает растущий спрос на стабильные поставки энергоресурсов, нефтехимического сырья и металлов. Наличие таких ресурсов по соседству снижает транзакционные издержки и обеспечивает предсказуемость производственных циклов, что особенно важно в условиях глобальных энергетических потрясений.

Во-вторых, Казахстан располагает развитой логистической и финансовой инфраструктурой, сформированной за годы масштабной модернизации. Международные транспортные маршруты, крупные промышленные зоны, благоприятный инвестиционный климат и высокая степень интеграции в мировые рынки создают возможности для выхода узбекских товаров на новые направления с меньшими издержками. Это превращает Казахстан в естественного партнёра для реализации проектов, требующих координации с глобальными цепочками поставок.

В-третьих, обе страны находятся на схожей траектории экономических реформ. Узбекистан проводит структурную трансформацию, направленную на развитие промышленности, цифровизацию, либерализацию внешней торговли и стимулирование экспорта. Казахстан, в свою очередь, продолжает диверсификацию экономики, наращивает сектор возобновляемой энергетики и модернизирует транспортно-коммуникационную инфраструктуру. Это совпадение стратегических целей упрощает диалог и делает совместные проекты органично встроенными в национальные экономические планы, а не искусственно присоединёнными.

Наконец, экономическое взаимодействие двух стран опирается на политическую волю руководства, что существенно снижает риски для бизнеса и создаёт прогнозируемую среду для долгосрочного сотрудничества. В условиях глобальной неопределённости именно такие фундаментальные связи становятся основой устойчивости и регионального развития, формируя ядро будущей макроэкономической архитектуры Центральной Азии.

Современный этап экономических отношений двух республик можно описать как фазу ускоренной интеграции, основанной на взаимной выгоде, стратегической рациональности и совпадении долгосрочных интересов. Казахстан привлекателен для Узбекистана не только как источник ресурсов или транзитный канал, но и как партнёр, с которым возможно построение комплексных экономических цепочек, способных повысить конкурентоспособность обеих стран в глобальном масштабе. Продолжение этой тенденции открывает перспективу для формирования в Центральной Азии нового экономического пространства, основанного на устойчивой кооперации, модернизации и совместной ответственности за развитие региона.

– Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость наращивания динамики развития многогранного взаимодействия между Казахстаном и Узбекистаном в условиях непростой международной обстановки. По Вашему мнению, какие практические результаты в области двустороннего партнёрства может принести госвизит казахстанского президента в Ташкент? 

– Наверное, не будет преувеличением сказать, что Казахстан и Узбекистан – два ключевых государства нашего Центральноазиатского региона. Если Казахстан является в нём самым большим по территории, то Узбекистан – по численности населения. Если численность общего населения в регионе составляет свыше 80 млн человек, то население Узбекистана составляет 46% от общего числа, а Казахстана – 25%. И эти факторы предопределяют их ведущие роли в экономическом развитии всей Центральной Азии. Узбекистан обладает самым ёмким, быстрорастущим потребительским рынком в регионе. Казахстан обладает решающими преимуществами в транспортном отношении для выхода на северные рынки и в Россию для стран Центральной Азии, включая и Узбекистан. Эти позиции предопределяют и ведущую роль в процессах экономического сближения, и интеграции в регионе, попытки которой имели место практически сразу после обретения независимости центральноазиатскими странами.

И лидерами выступали именно Казахстан и Узбекистан. Ещё 29 июня 1993 года между государствами было подписано Алматинское межправительственное соглашение о мерах по углублению экономической интеграции на 1994–2000 годы, а в январе 1994 года в Ташкенте был подписан Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан.

В апреле к нему присоединилась Кыргызская Республика. Таким образом, от углубления взаимодействия Казахстана и Узбекистана зависит весьма многое не только в развитии наших стран, но и в развитии всего нашего региона, в том числе ускорение процессов центральноазиатской экономической интеграции. И в этом плане ожидается, что данный госвизит Президента Токаева будет способствовать не только дальнейшему развитию двусторонних отношений, но и углублению многостороннего сотрудничества государств нашего региона друг с другом. 

– Президент Казахстана заявил о том, что в ходе переговоров лидерами определены дальнейшие направления углубления политических и экономических связей. Как бы Вы оценили текущий уровень сотрудничества? В каких отраслях наблюдается наибольшая динамика?

– Особенно динамично отношения между Казахстаном и Узбекистаном на высшем уровне стали развиваться в последние годы. Если в период с 1991 по 2016 гг. состоялось всего 23 взаимных визита на высшем уровне, то за последнее время уже проведено более 30 встреч. В ходе государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Казахстан в 2021 году стороны, подписав Декларацию о союзнических отношениях, вывели отношения между странами на качественно новый уровень. Нельзя не отметить и ежегодные встречи лидеров Казахстана и Узбекистана в рамках консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

Первая встреча состоялась в марте 2018 года в Астане, вторая – в ноябре 2019 года в Ташкенте. Ежегодные встречи проходят и в рамках других интеграционных форматов – СНГ, ШОС, ОТГ, а также в форматах ЦА+ с другими странами. Таким образом, на политическом уровне налажено постоянное и тесное взаимодействие между Казахстаном и Узбекистаном, что обусловлено активным участием наших стран в межгосударственном сотрудничестве на международных площадках.

В экономическом плане страны обладают значительным потенциалом для развития, имея крупную ресурсную базу и достаточно ёмкие рынки. Это создаёт возможности для наращивания сотрудничества в различных отраслях экономики. В обеих республиках поставлены задачи по увеличению доли несырьевого экспорта и производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим можно выделить несколько перспективных отраслей, в которых укрепление и наращивание кооперации способны принести значительные выгоды как Казахстану, так и Узбекистану. Обе страны стремятся к диверсификации своих экономик и улучшению инвестиционного климата.

В структуре промышленности Узбекистана основными отраслями являются металлургия, машиностроение, текстильная и кожевенная, пищевая промышленность. В Казахстане ключевыми отраслями выступают нефтегазовый сектор, металлургия, пищевая промышленность, машиностроение, производство стройматериалов и энергетика. Эти данные указывают на то, что обрабатывающая промышленность играет значительную роль в экономиках обеих стран. Вместе с тем, на фоне стабильного роста производства и активного инвестирования в ряд обрабатывающих отраслей, промышленность наших республик становится всё более диверсифицированной.

Исходя из подобных тенденций, наиболее перспективным направлением сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном может быть создание совместных промышленных кластеров в обрабатывающей сфере, учитывая взаимодополняемость экономик и имеющуюся в странах ресурсную базу. Казахстан и Узбекистан имеют потенциал для совместного развития обрабатывающих отраслей, таких как текстильная, пищевая и химическая промышленность. Создание совместных производств и технологический обмен в этих секторах может способствовать росту объёмов производства и расширению экспортного потенциала обеих стран.

Таким образом, укрепление и наращивание кооперации в энергетике и обрабатывающей промышленности представляют собой наиболее перспективные направления для сотрудничества между Узбекистаном и Казахстаном, способствуя устойчивому экономическому развитию и взаимной выгоде.

– На чём основано устойчивое сближение Казахстана и Узбекистана в последние годы? Можно ли говорить о формировании особого формата личного взаимодействия между лидерами двух стран?

– В последние годы Казахстан и Узбекистан демонстрируют одну из самых динамичных и устойчивых моделей двустороннего сближения в Центральной Азии. Речь идёт не о ситуативной реакции на внешние вызовы, а о долгосрочном стратегическом процессе, который опирается на совпадающие национальные интересы, параллельные курсы внутренних реформ и взаимное стремление двух государств к формированию устойчивой, предсказуемой и взаимосвязанной региональной архитектуры. Особая ценность современного этапа заключается в том, что он органично продолжает исторически сложившиеся отношения.

Многовековая дружба и добрососедство между узбекским и казахстанским народами, их родственные связи и многочисленные семьи, объединяющие два общества, по-прежнему играют роль прочного гуманитарного фундамента. Эти связи не только сохраняются, но и укрепляются, формируя естественную социальную базу доверия, на которой развивается современное партнёрство.

Благодаря твёрдой политической воле лидеров двух государств казахско-узбекское взаимодействие в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах вышло на беспрецедентно высокий уровень. Именно тесный, открытый и доверительный формат диалога, сложившийся между президентами Казахстана и Узбекистана, стал ключевым фактором устойчивой положительной динамики.

Этот механизм личного взаимодействия – регулярный, содержательный и ориентированный на конкретные результаты – создал новую управленческую логику, позволяющую двум странам действовать синхронно и последовательно.

Углубление сотрудничества стало возможным благодаря тому, что стратегические цели Астаны и Ташкента в значительной степени совпадают. Оба государства проводят масштабные модернизационные реформы, стремятся к диверсификации экономик, развитию промышленных кластеров, расширению экспортных рынков и созданию новых транспортно-логистических маршрутов. Взаимодополняемость экономик, совместное развитие инфраструктурных коридоров, энергетическая кооперация, а также растущее культурное взаимопонимание превращают двусторонние отношения в системное партнёрство, которое устойчиво к внешним колебаниям. 

Сформировался особый формат личного взаимодействия между лидерами Казахстана и Узбекистана, который стал ключевым фактором ускорения и углубления двустороннего сближения стран. В последние годы отношения между Касым-Жомартом Токаевым и Шавкатом Мирзиёевым приобрели стабильный, регулярный и стратегический характер, расширили и укрепили традиционную дипломатическую практику.

Это проявляется как в высокой интенсивности двустороннего диалога на высшем уровне, так и в регулярности контактов глав государств на всех многосторонних площадках. Каждая встреча сопровождается не только обсуждением актуальных вопросов, но и подписанием пакетов документов, запуском совместных проектов и созданием новых институциональных механизмов сотрудничества. Более того, между президентами сформировалась модель личного доверия, основанная на совпадении видения региональной архитектуры, схожести модернизационных подходов и готовности открыто обсуждать сложные вопросы – от транспортной логистики и энергетики до границ и водных ресурсов. Такое уровень доверия создаёт атмосферу политической предсказуемости, которая позволяет двум странам двигаться к совместным целям без задержек и недопонимания.

В целом между лидерами Казахстана и Узбекистана действительно сформировался особый формат личного взаимодействия. Устойчивое сближение двух стран – результат комплексного взаимодействия политических, экономических и институциональных факторов. Совпадение стратегических приоритетов, параллельность реформ, взаимодополняемость экономических структур и растущее культурное взаимопонимание создают благоприятные условия для развития партнёрства.

Именно формат личного взаимодействия лидеров наших республик придал этому процессу необходимую устойчивость, динамику и необратимость. Он позволил вывести отношения на уровень стратегической координации и придал им характер долгосрочного партнёрства, ориентированного на формирование новой, более устойчивой и предсказуемой региональной архитектуры Центральной Азии.

– Как Вы оцениваете роль Казахстана в формировании архитектуры региона? 

– Роль Казахстана в формировании архитектуры региона оценивается по его уникальному географическому положению в центре Евразии, что позволяет ему служить мостом между культурами и влиять на региональную политику. Она проявляется в нескольких ключевых аспектах: экономической интеграции, инфраструктурных проектах, энергетической политике и дипломатической активности. 

Экономика. Казахстан является одним из лидеров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и активно участвует в развитии трансграничных экономических связей. Страна способствует формированию региональной архитектуры через развитие логистических коридоров, таких как "Великий шёлковый путь" и прилагает усилия для укрепления торговых отношений с соседями, прежде всего, с Узбекистаном. 

Инфраструктура. Казахстан реализует масштабные инфраструктурные проекты, включая строительство и модернизацию транспортных магистралей, железнодорожных линий и портов. Примером является строительство Актауского международного морского порта – ключевого логистического хаба РК. Важное значение имеет инициатива Касым-Жомарта Токаева по приглашению Узбекистана к партнёрству в портах Актау и Курык для совместного развития Транскаспийского транспортного коридора и реализации логистических проектов.

Энергетика. Казахстан играет важную роль и в энергетической безопасности региона, являясь крупным производителем и экспортёром нефти и газа в Центральной Азии. В 2025 году страна планирует добыть около 96 млн тонн нефти и газового конденсата, что почти на 10% больше, чем в 2024 году, а также порядка 63 млрд м³ газа. 

Дипломатия. Что касается дипломатической активности, Казахстан активно участвует в региональных и международных организациях, таких как ЕАЭС, СНГ, ШОС, ОТГ, выступает посредником в урегулировании конфликтов и способствует укреплению региональной безопасности. 

Таким образом, Казахстан оказывает значительное влияние на формирование архитектуры региона через экономические, инфраструктурные, энергетические и дипломатические инициативы, укрепляя свою позицию как ключевого игрока в Центральной Азии. 

– Какие инициативы Касым-Жомарта Токаева могут быть полезны для тиражирования в других центральноазиатских государствах с точки зрения устойчивости и развития?

– Что касается инициатив Президента Казахстана, направленных на устойчивость и развитие, то некоторые из них могут быть особо полезны для тиражирования в других центральноазиатских государствах благодаря своей комплексности и практической направленности. Вот ключевые примеры: 

Экологические инициативы

Национальный проект "Таза Казахстан" – массовые экологические акции, волонтёрские челленджи и общественный контроль за состоянием окружающей среды. Эти практики способствуют формированию экологической культуры и вовлечению населения в природоохранные мероприятия, и уже показали свою эффективность в Казахстане.

Экономические и инфраструктурные программы

Программа "Ауыл аманаты" – повышение доходов сельского населения через развитие аграрного сектора и внедрение передовых технологий. Эта инициатива может быть адаптирована для решения проблем продовольственной безопасности и сельского развития в других странах региона.

Социальные и образовательные инициативы

Активное вовлечение молодёжи и общественных организаций в экологические и социальные проекты, что способствует укреплению гражданской ответственности и устойчивого развития.
Вышеперечисленные инициативы могут быть адаптированы и масштабированы в других странах Центральной Азии для решения общих вызовов устойчивого развития, вопросов экологии, экономики и социальной интеграции.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться