Творчество детей и подростков в эпоху цифровизации: плюсы и минусы

381

Цифровизация стремительно изменяет способы, которыми дети и подростки развивают и выражают своё творчество.

Творчество детей и подростков в эпоху цифровизации: плюсы и минусы Фото: Inbusiness/Midjourney

Виртуальные пространства и онлайн-платформы, доступные им сегодня, позволяют делиться работами, получать обратную связь и находить вдохновение буквально в одном клике. Однако этот прогресс также несёт определённые риски для развития творческого потенциала детей. Как цифровые технологии способствуют творчеству и какие сложности они могут создавать, основываясь на мировом опыте и реальной ситуации в Казахстане, передает inbusiness.kz.

Плюсы цифровизации для детского творчества

В эпоху интернета дети могут учиться рисованию, анимации, музыке и другим видам искусства не выходя из дома. Онлайн-курсы, мастер-классы и уроки в социальных сетях (например, на YouTube или TikTok) позволяют получать знания даже в тех районах, где нет специализированных школ и секций. В Казахстане такой доступ к онлайн-образованию помогает юным талантам из отдалённых регионов, где традиционные кружки недоступны.

Цифровые платформы, такие как Instagram, DeviantArt, TikTok и YouTube, дают детям и подросткам площадку для демонстрации своих произведений и получения обратной связи. В Казахстане немало примеров, когда молодые авторы и художники набирают тысячи подписчиков, что не только повышает их уверенность, но и мотивирует к дальнейшему развитию. Онлайн-платформы также открывают путь к международным конкурсам, что было бы сложно без цифровизации.

Цифровизация позволяет детям и подросткам со всего мира объединяться для совместных проектов. В Казахстане и за его пределами популярны онлайн-сообщества для анимации, графического дизайна и писательских проектов, где дети могут совместно работать над проектами, не сталкиваясь с языковыми и географическими барьерами. Это открывает возможности для участия в глобальных творческих инициативах и проектов, что обогащает их опыт и знакомит с другими культурами.

Виртуальная и дополненная реальность, цифровая графика и 3D-моделирование – это лишь часть современных инструментов, которые позволяют раскрывать творчество с новыми, интересными перспективами. В Казахстане юные художники и программисты уже используют такие технологии, создавая уникальные работы и развивая востребованные навыки.

Минусы цифровизации для детского творчества

Публикуя свои работы в интернете, дети часто ориентируются на количество лайков и подписчиков, что может снижать их мотивацию к самостоятельному творчеству. В Казахстане, как и по всему миру, дети могут начать делать работы только для того, чтобы соответствовать "трендам", что, в свою очередь, может угнетать их индивидуальность и уникальный стиль.

 Виртуальные инструменты рисования, программные редакторы и приложения для создания анимации делают процесс творчества проще и быстрее. Однако это может также отдалять детей от ручного труда и развития традиционных навыков, таких как живопись, скульптура, написание стихов от руки. В Казахстане наблюдается снижение интереса к традиционным кружкам, где дети учатся создавать работы в реальной, не виртуальной, среде.

Потребление большого объёма информации в социальных сетях привело к развитию клипового мышления у молодого поколения. Это может снизить способность к длительной концентрации, что особенно важно при создании сложных художественных произведений, например, при написании рассказов или создании длительных анимационных проектов.

Цифровые платформы и конкуренция за популярность могут создать у детей ощущение необходимости постоянно создавать новый контент, что приводит к эмоциональной перегрузке и выгоранию. В Казахстане родители и учителя уже отмечают, что дети часто перегружаются от постоянного онлайн-присутствия и требований к качеству их работ.

Цифровизация открыла для творчества детей и подростков Казахстана множество новых возможностей. Виртуальные платформы стали отличным инструментом для обучения и самовыражения, а также средством для международного сотрудничества. Однако важно учитывать и возможные риски, такие как зависимость от лайков, потеря интереса к традиционным видам творчества и эмоциональное выгорание. Родители, педагоги и руководители кружков должны стремиться к балансу: помогать детям использовать преимущества цифровых технологий, при этом оберегая их от негативных последствий.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться