Сувенирным мылом ручной работы сегодня вряд ли кого-то удивишь. Но мало кто знает, что мастер hand made из Усть-Каменогорска Диана Филиппова стала первой в Казахстане, кто изготовил этот продукт! А несколько лет назад она заняла призовое место в международном конкурсе мыловаров РК, Украины, Беларуси и России. Сегодня в ВКО Диану знают все, кто занимается ремесленничеством или декоративно-прикладным творчеством, участвует в общественной и культурной жизни региона. Созданное ею 10 лет некоммерческое творческое объединение "Белая сова", под крылом которого собрались десятки мастеров hand made, не имеет аналогов в Казахстане. Мастер рассказала inbusiness.kz, в чем уникальность этой организации, почему городским властям важно объединять мастеров декоративно-прикладного искусства и ремесленников, каковы перспективы hand made в Казахстане.
В начале было мыло
Основная работа Дианы Филипповой – преподавательская деятельность. Больше 20 лет она ведет семинары, читает лекции по бухучету, налогообложению, но обожает свое хобби, которое стало еще одним источником дохода.
"Когда моя дочь, которой сейчас 22 года, была маленькой, мы с ней часто играли в развивающие, творческие игры. На ее десятилетие дочери подарили набор юного мыловара. Внутри находились: маленький кусочек мыльной основы, формочка, краситель, отдушка. Мы с ней попробовали сварить мыло, но дочь это не увлекло, а мне понравилось, - вспоминает Диана. – Я стала изучать этот процесс, потому что у меня - аллергия на лаурил сульфаты, вообще на многие изделия бытовой химии, включая обычное мыло. Подобрать какое-то подходящее средство для меня являлось проблемой. Еще 12 лет назад это было не так доступно. Я стала искать информацию, и узнала, что основа, из которой можно сделать сувенирное мыло, гипоаллергенна, не содержит лаурил сульфат".
Тогда в Интернете было сложно отыскать мастер-классы по мыловарению, в книгах, которых тоже было немного, об изготовлении мыла говорилось как о химическом процессе взаимодействия масел и щелочи. Диана говорит, что ей приходилось самой по крупицам добывать эту информацию. Она заказала мыльную основу, отдушки производства Великобритании через посредников в России - на пробу. Также в Российской Федерации она купила несколько форм. Мыло собственного изготовления не вызвало у девушки привычную аллергию, да и мыловарение ей понравилось. В общем, процесс затянул, хотя он не оказался дешевым. Она действовала методом проб и ошибок, подбирала сама температурный режим, пропорции. При этом всегда работала с дорогими, качественными ингредиентами.
"За 12 лет на рынке мыловарения появилось много новых производителей, интернет-магазинов и маркетплейсов. Сейчас можно найти отдушки из США, Европы, Японии, России, Украины. Однако, несмотря на разнообразие, я до сих пор считаю, что американские отдушки лучшие, - продолжает мастер. - Поэтому я продолжаю закупать отдушки из США, даже если их стоимость значительно выше. Например, 50 мл американской отдушки, которой хватает примерно на десять маленьких кусочков мыла, стоит около 900 рублей, в то время как российская — 150−200 рублей. Я пробовала использовать ингредиенты производителей из других стран, но мне не нравится. Мне бы хотелось, чтобы наши казахстанские, отечественные производители производили что-то крутое, но пока этого нет: у меня на такой продукт сразу возникает аллергическая реакция. И масса моих клиентов, которые возвращаются ко мне, говорят: "Да, у вас качественно!".
По словам Дианы, некоторые начинающие мыловары, чтобы сэкономить на материалах, используют китайскую основу. А она предназначена для изготовления мыла, которым можно стирать вещи, но ни в коем случае не мыться. И вообще, сейчас на рынке очень много мыловаров, но нет таких, кто бы занимался мылом так серьезно и долго, как Диана Филиппова. Она считает, что всему причиной - любовь к мыловарению!
"Мне это очень нравится, это моя отдушина. Раньше никакими видами рукоделия конкретно не занималась, хотя я человек творческий, играю на гитаре, пою, - говорит она. – Но я бы никогда не поверила, если бы кто-то мне сказал:" Ты будешь мыловаром, да еще возглавишь творческое объединение".
Рождение "Белой совы"
Излишки мыла рукодельница сначала дарила родственникам и друзьям. Потом решила обучиться продажам. В то время в Усть-Каменогорске стали проводить ярмарки мастеров ручной работы, и Диана стала участницей одной из них. Но вскоре проведение ярмарок прекратилось. Вместе с другими мастерами девушка нашла владельцев нового фермерского магазина "Фреш-Маркет", и их любезно пригласили участвовать в выставках-продажах изделий ручной работы на своей территории. Идея создать творческое объединение "Белая сова", по словам Дианы Филипповой, у нее возникла потому, что в Усть-Каменогорске уже на тот момент было много мастеров мастеров hand made различных направлений, но существовало чёткое разделение между ремесленниками и мастерами декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Ремесленниками называют мастеров, которые делают изделия ручной работы из природного материала – дерева, кожи, бересты, войлока, глины, рогоза. На тот момент ремесленников всячески поддерживали и продвигали власти города. Организовывали выставки, различные мероприятия с их участием. Остальных мастеров словно не существовало. Но Диана решила – таких авторов тоже нужно продвигать.
"Чем больше мы стали раскручиваться, тем больше стало мастеров, желающих попасть к нам, - вспоминает Диана Филиппова. – А число мест в "Фреш-маркете" было строго ограничено. Вот тогда началось наше сотрудничество с Домом культуры металлургов (ДКМ). Мы обратились к руководству – нам пошли навстречу. Это была осень 2014 года. Мы стали проводить свои ярмарки в ДКМ".
Кроме этого, в то время совместно с основателем городского бард-клуба "Горный ручей" Ермеком Тютеновым Диана Филиппова организовала Арбат на базе библиотеки имени Пушкина: туда пришли шахматисты, фотографы, художники, нумизматы, исполнители песен. Только мастеров ручной работы там было больше 80 человек! Такого масштабного мероприятия, которое длилось в течение дня, больше в Усть-Каменогорске никто не проводил.
Общественно важная миссия
Когда в ДКМ открыли Дом Дружбы, его администрация тоже с радостью приняла мастеров "Белой совы", включила в свой культурный процесс. Тогда рукодельницы решили – кроме выставок, они будут проводить бесплатные творческие мастер-классы для детей, за свой счет.
"Такая потребность возникла, потому что к нам на наших ярмарках подходили люди и спрашивали: "А как вы это делаете? Из чего вы это делаете? У меня ребенок тоже хочет это делать. Вы не могли бы нам показать-рассказать?" К тому времени уроки труда в школах сократили, а многие кружки были платными. И мы на каждой ярмарке стали проводить по пять мастер-классов с общим охватом больше полсотни ребят! Наши девочки -мастерицы и тогда, и сейчас сами предлагают идеи мастер-классов, готовят материалы, сами проводят МК. Бывает, некоторые детки, придя на мастер-класс, даже шить сами не умеют, а мы их учим этому, развиваем в них творческие навыки".
Параллельно с этим на ярмарки мастеров "Белой совы" Диана Филиппова стала приглашать творческие коллективы, музыкантов, аниматоров. Со временем на ярмарках в ДКМ появились фотозоны, сделанные искусными руками самих мастериц, где посетители могут снять фото на память совершенно бесплатно, стали постоянными розыгрыши изделий ручной работы в качестве призов.
Мастера во главе с Дианой Филипповой стремились к тому, чтобы их ярмарки превратились в семейный праздник: пока мама с папой ходят рассматривать и выбирать изделия мастеров, ребёнок был занят на мастер-классах, а бабушки смотрели концерты. Никто на тот момент ничего подобного в Казахстане не делал. Да и в соседней России, например, ярмарки проводят на территории торговых центров, и там технически сложно приглашать артистов, проводить мастер-классы.
Нужен ремесленнический сбор
Со временем "Белая сова" приобрела статус важного культурного объединения в Усть-Каменогорске. Мастера развивали свое мастерство, их стали постоянно вовлекать в различные городские мероприятия и выставки, а кого-то – даже на республиканские и международные конкурсы. Акимат Усть-Каменогорска начал активно поддерживать их деятельность, приглашая мастеров на большие городские праздники и ярмарки. В течение 10 лет творческое объединение стало не только местом для общения мастеров, но и настоящим культурным центром, который привнес в город новые формы творчества и взаимодействия между людьми.
Важной частью работы творческого объединения "Белая сова" является привлечение и поддержка мастеров разных возрастных категорий, включая пожилых женщин. Они после того, как вырастили детей и помогли внукам, наконец нашли время для того, чтобы заниматься рукоделием. Для многих из них творчество стало настоящим вдохновением и возможностью выразить себя, а затем — реализовать свои изделия. Однако, несмотря на увлеченность, для таких мастеров часто возникала проблема: как оформить свою деятельность с точки зрения бизнеса. Ведение ИП, сложные процедуры регистрации кажутся непосильными для тех, кто плохо знаком с интернет-технологиями. Диана Филиппова взяла на себя ответственность помочь этим людям, самой заниматься уплатой налогов, обеспечив организацию мероприятий и упрощение процесса выхода мастеров на рынок.
Раньше, пока был единый совокупный платеж - ЕСП, говорит Диана Филиппова, многим мастерам было проще продавать свои изделия в магазинах, на ярмарках, в торговых центрах. Кто-то вообще продавал по одной своей работе в год. Но с недавней отменой ЕСП у многих мастеров возникли вопросы.
"Я знаю людей, которые сказали, что им невыгодно платить налоги, они столько не зарабатывают, чтобы уходить на упрощенку и заниматься этим бизнесом, - объяснила Диана. – А ведь рукоделие - это творчество, вдохновение, а не только продажа товаров. Иногда продаж может не быть месяцами, и если налоговые обязательства не учитывают эту специфику, то для многих мастеров это становится непреодолимым препятствием. В других странах, например, в Беларуси, есть понятие ремесленного сбора — символическая сумма для тех, кто занимается ремеслом и декоративно-прикладным искусством, что дает право на участие в выставках и продажах. Платится взнос, абсолютно там доступный, ежемесячный. Считаю, что в Казахстане такой вид налога тоже необходим".
Диалектика творчества
За долгие годы кто-то из мастеров расставался с "Белой совой", говорит Диана. Кто-то стал искать новые формы работы, например, индивидуальную продажу через магазины или интернет-платформы. Некоторым уже не подходили условия "Белой совы", при которых они должны активно участвовать в организации мероприятий. Некоторые участники просто не смогли поддерживать столь высокий уровень вовлеченности.
Участники объединения не получают финансовой поддержки извне. Несмотря на то, что Дом Дружбы предоставляет помещение для мероприятий бесплатно, организационные расходы, оплата материалов для мастер-классов и реклама, ложатся на плечи самих мастеров.
Благодаря объединению, многие рукодельники значительно повысили уровень своего мастерства, стали реализовывать свои изделия через социальные сети, электронные торговые площадки, но там – уже совсем другие алгоритмы продаж изделий ручной работы, требующие навыков SMM, мобилографии.
Коварство маркетплейсов
И все же в последний год рост популярности маркетплейсов создал дополнительную конкуренцию для мастеров hand made, считает Диана. Изделия ручной работы обычно дороже представленного там ширпотреба – ведь они отражают уникальность мастера, на их изготовление затрачено много ресурсов, включая время. Правда, бывает, что качество изделий ручной работы у некоторых новичков тоже не всегда на должном уровне, а доступность дешевых материалов и мастер-классов онлайн снижает уникальность и ценность ручной работы в глазах потребителей.
Кроме того, по мнению Дианы Филипповой, сами изделия ручной работы перестали быть чем-то диковинным – только в Усть-Каменогорске можно приобрести много изделий hand made. Нередко мастера вынуждены продавать их по заниженной цене, несмотря на их высокое качество и уникальность, лишь бы оправдать затраты на материалы. Люди уже не воспринимают ярмарки как редкое событие, и конкуренция между мастерами на таких мероприятиях возрастает. К сожалению, у мастеров "Белой совы" нет доступа к продажам в городских парках и на местном Арбате, потому что там по-прежнему больше мест предоставляют ремесленникам.
Художника может обрадовать каждый
В этом контексте, несмотря на сложные условия для многих мастеров, есть и положительные моменты. Например, многие дети, которые выросли на фестивалях "Белой совы", взрослея, приходят сюда мастерами. Среди покупателей тоже остаются ценители, которые ищут у мастеров уникальные изделия и готовы платить за эксклюзивность. Нередко для них ярмарки становятся местом для общения с авторами, поиска что-то нового и необычного.
Несмотря на все сложности, "Белая сова" продолжает оставаться важной платформой для общения, творчества и поддержки мастеров Восточно-Казахстанской области, предоставляя им возможность реализовать свои проекты. Поэтому каждый месяц мастера ждут жителей и гостей Усть-Каменогорска в ДКМ на свои фестивали творчества. Следующий состоится 9 февраля. Диана Филиппова считает важным, чтобы мастера не теряли мотивацию и продолжали развиваться, обмениваться опытом и совершенствовать свои изделия. Для мастеров такие фестивали — это не просто возможность продать свои работы, но и шанс получить обратную связь, признание и вдохновение для следующего этапа развития. А для посетителей – возможность посмотреть на таланты, научиться творить красоту своими руками, а может, сделать какую-то милую для души покупку.
"Для мастера важно, когда на ярмарке к нему подходит обычный прохожий, посетитель, который может и не купить ничего, но зацепится глазом, восхитится его работой, скажет мастеру пару добрых слов, - говорит Диана. - Для него это часто даже радостней самой покупки".
Читайте по теме:
Как мастер из Усть-Каменогорска создала новый вид hand made и возродила забытое ремесло