"Ты просто устала": тревожные сигналы молодых матерей

642

Почему близким и супругам нужно внимательнее следить за эмоциональным самочувствием матерей и к каким последствиям может привести бездействие, рассказывает психолог Тамара Асим.

"Ты просто устала": тревожные сигналы молодых матерей Фото: Sofia Alejandra/Pexels

Послеродовая депрессия — это серьезное психическое расстройство, которое нередко остается без должного внимания со стороны семьи и общества. Многие родственники воспринимают подавленное состояние молодой матери как обычную усталость, не осознавая глубину проблемы. Психиатр Тамара Асим подчеркивает, что в основе послеродовой депрессии лежат не только гормональные изменения, но и психосоциальные факторы. О том, почему проблема остается недооцененной и как ее решить, читайте на inbusiness.kz.

Опасность недооценки проблемы

В праздничные дни, 23 марта 2025 года, в городе Кандыагаш Актюбинской области произошло двойное убийство. Жертвами стали малолетние дети. По подозрению в преступлении задержана мать погибших.

Эта страшная трагедия потрясла всю страну. Одной из возможных причин называют послеродовую депрессию — серьезное состояние, с которым сталкиваются многие женщины, но о котором часто говорят недостаточно. Мы решили разобраться, что представляет собой послеродовая депрессия, какие у нее признаки и как можно предотвратить подобные трагедии в будущем.

Казахстанский психиатр Тамара Асим, которая ведет свою практику еще с советского периода, объяснила в беседе с корреспондентом inbusiness.kz, что послеродовая депрессия — это диагноз. Чаще всего в психиатрии понятие послеродовой депрессии подтверждается только в 10-20% случаев. В остальных ситуациях беременность и роды могут служить триггером для других психических расстройств, например, шизофренического приступа. 

"Важно понимать, что депрессия в целом — это особое психическое расстройство, проявляющееся снижением настроения, физической и психической активности не менее двух недель. Это формула депрессии", – отмечает эксперт.

Послеродовая депрессия чаще всего возникает у женщин с предрасположенностью к депрессии. Среди факторов риска: тяжелая беременность, токсикозы, частые головные боли, раздражительность, плохой сон и хроническая усталость. Также на развитие депрессии влияет социальное окружение: плохие отношения с мужем, давление со стороны родственников или одиночество во время беременности.

"Во время беременности женщины становятся особенно чувствительными. Если их постоянно критикуют, смотрят косо, это может привести к депрессии. Многие сталкиваются с отсутствием поддержки от близких. Мужчинам важно понимать, что их забота и внимание могут предотвратить серьезные последствия", — отмечает психиатр.

Симптомы и возможные последствия

Основные симптомы ПД включают:
• сниженное настроение, вялость, пассивность;
• раздражительность, усталость;
• сонливость днем и бессонницу ночью;
• апатичность, отсутствие интереса к жизни;
• неспособность радоваться привычным вещам;
• отстраненность от окружающих.

"Женщина может осознавать свое состояние, а может и нет. Ей кажется, что она просто устала, перегружена заботами. Она даже не замечает изменений в себе. Но на самом деле у нее развивается послеродовая депрессия. Ее как раз-таки могут заметить родные люди. Главное чтобы они не думали, что это пройдет само и что молодая мама просто устала", – говорит Тамара Асим.

В тяжелых случаях послеродовая депрессия, являясь психическим расстройством, может приводить к агрессивным поступкам и даже суициду. 

"К счастью, случаи насилия по отношению к ребенку редки, но они есть. Например, в Алматинской области, помню, была женщина, у которой развилась тяжелая послеродовая депрессия. Муж не уделял ей внимания, работая военным. В итоге она покончила с собой – повесилась в сарае. В другом случае мать вместе с ребенком выпрыгнула из окна. Депрессия — это сложное состояние, с которым невозможно справиться в одиночку", — рассказывает эксперт случаи из своей практики.

Лечение и роль семьи

Послеродовая депрессия — это заболевание, требующее медицинского вмешательства. И здесь, в ее выявлении, очень важна роль семьи, члены которой, если увидели изменения в молодой маме, должны вызвать врача. Необязательно сразу психиатра. Можно начать с участкового терапевта. Он определит, что делать дальше.

"Психиатр посмотрит. Если есть возможность стационара, отправит туда, где женщина получит лечение, в том числе медикаментозное. Если необходимо, назначат антидепрессанты.  А если нет, то на месте будет наблюдать. Но обязательно нужно вопрос решать с врачами. На самотек нельзя пускать. Ведь прежде всего от этого состояния страдают женщина и ее ребенок. В психологии есть такое понятие: счастливая женщина – счастливый ребенок. Поэтому лучше пригласить врача. Иногда даже для профилактики. В этом нет ничего зазорного. Будь то келинка, сноха, дочь – любая оценит это. Не переживайте. Но помощь нужна экстренная", – заметила психиатр.

В некоторых культурах существует традиция, когда после родов за женщиной ухаживает ее мать. Это снижает риск депрессии. 

"Когда есть поддержка взрослых, о депрессии речи не идет. Первые 40 дней женщина должна отдыхать, получать помощь в уходе за ребенком", — отмечает Тамара Асим.

И здесь как никогда важна роль государства. Так, по мнению психиатра, до лечения необходимо проводить профилактику, особенно с беременными женщинами и молодыми парами. 

"Я помню, в советское время при ЗАГС были психологи. И когда ты приходил и сдавал документы, чтобы оформить свои отношения, то обязательно женщины и мужчины проходили психолога. Решали какие-то примеры. Сейчас этого нет, к сожалению. Вот в этом, может быть, должна быть какая-то поддержка государства", – заметила она. 

Кроме того, выявляемость таких случаев остается на низком уровне. Потому что в обществе до сих пор "не принято" или "уят" обращаться за помощью к психиатрам. 

"Я не справляюсь": история молодой мамы

Что, если послеродовая депрессия начинается еще во время беременности? В этом убедилась молодая мама, решившая анонимно поделиться своей историей. Она с детства мечтала о большой семье, представляя, как дети наперебой рассказывают о своем дне за большим дастарханом. Беременность должна была стать началом этой мечты, но реальность оказалась другой.

"Я забеременела от любимого человека, но не в браке. Пока живот не был заметен, мы поспешно поженились. После свадьбы в нашей жизни все больше стала присутствовать свекровь, которая пыталась занять главную роль в семье. Одновременно мы с мужем начали искать квартиру, но покупка жилья обернулась ссорами", – вспоминает молодая мама.

Беременность протекала без осложнений, но постоянное напряжение накапливалось из-за притирок в новой семье.

"Я думала, что быть мамой – как в фильмах. Красиво, нежно. Но на деле оказалось сложнее. Я, если честно, многое не помню из первых месяцев жизни ребенка. Были будто бы провалы в памяти. Говорят, при депрессии хочется спать. Я спать не хотела совсем, и у меня были с этим проблемы. А еще я обрела жуткую тревожность. Я постоянно дергалась и проверяла, дышит ли во сне малыш. Чуть что, я вызывала врача или укутывала ребенка и мчалась к нему. Благо, рядом почти всегда была моя мама, которая помогала мне очень много в первые 40 дней после рождения малыша", – рассказывает она.

Когда ребенку исполнился год, молодая семья поняла, что ждет пополнение. Ко второму ребенку они были не готовы, но приняли решение рожать.

"Вторые роды проходили проще. Уже было легче. Но я терзалась мыслями, а как же мой маленький сыночек. Будет ли мне хватать на него времени? Буду ли я его любить так же?" – задавалась вопросом девушка. 

Когда родилась дочь, женщина, помимо счастья, чувствовала жуткую усталость, в которой не хотела признаваться ни себе, ни окружающим. Она часто слышала в свой адрес: "Все справляются, чем ты хуже".

Пока она не могла выйти из дома, муж продолжал жить привычной жизнью, встречался с друзьями. Это вызывало злость, ревность, чувство беспомощности. Ей казалось, что она не справляется, что ребенок не заслуживает такой матери.

"Иногда я думала, что моим детям не нужна такая психованная, зареванная мать. Что все не так, как в книжках и фильмах. Что я не готова. Я не справляюсь. И были очень плохие мысли. Очень. Но я брала себя в руки, каждый раз осознавая, что моим малышам сложнее. Мало того, что у них мать психованная, так еще и они только родились, они зависят от меня, они не самостоятельные – ни старший, ни тем более младшая, и они никому, кроме меня, не нужны. Ни новой маме, ни даже так сильно не нужны бабушкам и дедушкам. У отца роль другая. И чаще всего, по моим наблюдениям, они осознают свою роль, когда детям исполняется три-четыре, когда уже больше ответственности возлагается на них. А до этого роль отцовства осознают единицы. В основном все "тащит" на себе мать. А чаще всего это молодая девушка, которая так же, как и миллионы до нее, не была готова к появлению новой жизни и кардинальному изменению своей", – отмечает молодая мама.

Со временем стало легче, но теперь девушка не хочет большой семьи и "семерых по лавкам". Она четко проговорила мысль: новая жизнь должна появляться там, где ответственность несут оба родителя, где семья выступает в качестве поддержки, а не триггера. 

Статистика

Между тем послеродовая депрессия является серьезной проблемой в Казахстане. Согласно данным ЮНИСЕФ, около 60% матерей в стране страдают от послеродовой депрессии, что является одним из самых высоких показателей в мире. Однако официальная статистика по этому вопросу отсутствует, потому что заболевание, как уже отмечалось психиатром выше, часто недооценивается.

Исследование, проведенное в городе Семее, показало, что распространенность ПД среди женщин в течение года после родов составляет 59,4%. Факторами, связанными с повышенным риском развития ПД, являются условия проживания, удовлетворенность жизненными условиями, отношения с родственниками, особенно со свекровью, а также недостаточное внимание со стороны медицинских работников к психологическому состоянию женщин после родов.

В Алматы специалисты отмечают, что количество женщин с ПД увеличилось: если ранее диагноз встречался у одной из 30 женщин, то сейчас — у одной из 10. По неофициальным данным, ПД наблюдается у 10-20% родивших женщин, однако психологи предполагают, что эта цифра может быть выше из-за нежелания многих женщин обращаться за помощью.

Руководитель отдела Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК Ринат Музафаров сообщил inbusiness.kz, что в настоящее время фиксируется любое обращение за медицинской помощью, в том числе и в области психического здоровья. 

"На апрель 2025 года наблюдаются 54 женщины. На конец 2024 года наблюдалось 57 женщин. Данная цифра постоянно будет меняться", — отметил он.

Послеродовая депрессия — это серьезное психическое расстройство, которое остается недооцененным в обществе, в том числе из-за стигматизации и недостаточной информированности. В Казахстане ситуация усугубляется тем, что многие женщины избегают обращаться к психиатрам из-за страха осуждения. В результате реальная распространенность послеродовой депрессии остается недооцененной, а официальная статистика — фрагментарной.

Решение проблемы требует комплексного подхода: вовлеченности семьи, внимания со стороны врачей, а также государственной поддержки в вопросах профилактики и ранней диагностики. Введение обязательных консультаций для беременных и молодых матерей, а также повышение осведомленности общества о послеродовой депрессии помогут снизить риски и последствия этого состояния.

Читайте по теме:

Правила декретных выплат в Казахстане изменятся с 8 апреля

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться