Житель столицы Галымжан Торебек – один из дольщиков, пострадавших от действий крупной строительной компании, передает корреспондент inbusiness.kz.
"Бытует мнение, что жилье будет дешевле, если его приобрести на этапе строительства котлована. Я купил квартиру, когда был готов каркас жилого дома. Говоря о правилах безопасности, ни прораб, ни менеджер не разрешили мне войти внутрь и пройтись по возводимому объекту. Известная в стране крупная компания построила дом за два с половиной года. Четырехкомнатные квартиры продавались как жилье площадью 250 квадратных метров. Когда мы получили ключи, оказалось, что не хватает 7 кв. метров. Мы теряем более 3 миллионов средств. Когда я попросил перерасчет, юристы заверяли, что из 250 квадратных метров допускается отклонение до 7,5 квадратного метра. Обратился к независимому юристу, он также сказал, что такое предусмотрено принятыми правительством правилами. Но это же грабеж!" – недоумевает астанчанин.
В итоге застройщики на этом могут сделать миллиарды из воздуха.
По прогнозам Галымжана, площадь жилого комплекса, возможно, уменьшилась из-за того, что строительная компания не смогла договориться по цене с владельцем одного из частных домов, подлежащих сносу. В результате частный дом так и остался на территории нового жилого комплекса.
Мажилисмен Айгуль Куспан на встречах с общественностью, в своих обращениях в парламент отмечает, что казахстанцы все чаще жалуются на подобные действия строительных компаний и выражают недовольство. Это, похоже, стало одной из самых распространенных схем.
"При заключении договора со строительными компаниями предусматривается одно обязательное условие: если фактическая площадь жилья отклоняется хоть на один процент от проектной документации, например, оказывается больше или меньше площади, то ни застройщик, ни покупатель не несут за нее ответственности. Но на практике площадь квартир только уменьшается. Во всех городах, везде наши граждане видят, что, согласно техпаспорту, квадратура меньше на несколько квадратных метров", – говорит Айгуль Куспан.
Она привела пример: за квартиру площадью 60 квадратных метров, учитывая среднюю стоимость одного квадратного метра, то есть по 400 тысяч тенге, необходимо заплатить 24 млн тенге. При этом после завершения строительства фактическая площадь квартиры может быть, например, меньше на 3% и составить 58,2 кв. м.
"Ваши переплаченные деньги строительной компанией не возвращаются, не возмещаются. В результате собственник квартиры в этом случае лишается 720 тысяч тенге. Только с одной квартиры! Таких примеров в Астане можно привести тысячи. В масштабах всей страны примеров еще больше. Я вижу в этом признаки умышленной дискриминации прав наших граждан", – сказала депутат мажилиса.
И ни правозащитники, ни суды здесь не помогут. Потому что строительные компании ссылаются на то, что правительство само законодательно предоставило им такую возможность.
Так указано в "Типовой форме договора о долевом участии в жилищном строительстве", утвержденной приказом министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева от 28 июля 2016 года № 345.
"Уполномоченная компания несет ответственность за отступление от проектно-сметной документации и договора, выразившегося в уменьшении либо увеличении площади доли. При этом отступлением от проектно-сметной документации и договора не является уменьшение либо увеличение площади доли на менее чем 3%", – говорится в разделе № 29 типовой формы.
По словам депутатов, этой нормой лоббируются интересы строительных компаний.
"В результате этот приказ позволяет недобросовестным строительным компаниям безнаказанно, без труда присваивать излишние средства, взятые у дольщиков. Граждане требуют решения этой проблемы. Государство должно обязать застройщиков вернуть деньги людям, если фактически квадратные метры квартиры оказались меньше. Это будет справедливо и гарантирует защиту прав дольщиков", – отметила Айгуль Куспан.
По ее словам, решить эту давнюю проблему легко¸ для этого даже не нужно вносить изменения в законодательство. Нынешнему заместителю премьер-министра – министру национальной экономики страны Нурлану Байбазарову всего лишь необходимо пересмотреть и внести поправки в приказ № 345 от 28 июля 2016 года, принятый экс-главой ведомства Куандыком Бишимбаевым. А нынешний премьер-министр РК Олжас Бектенов должен отдать соответствующее поручение.
Правительство обещает это сделать.
Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр отметил, что вопрос ужесточения ответственности строительной компании при отклонении площади возведенного жилого дома от проектной документации рассмотрен.
Он также сослался на другой документ. В нормах предельно допустимых отклонений при приемке объектов в эксплуатацию, утвержденных приказом комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства индустрии и инфраструктурного развития, вступивших в силу в январе 2022 года, указана совсем другая цифра. Там предусмотрена предельно допустимая норма отклонений монолитно-каменных строений – не более 1,5% от общей площади квартиры, сборных железобетонных, металлических зданий – не более 1%. Но и этот документ оставляет последнее решение за строительными компаниями.
По словам Романа Скляра, в "нормах предельно допустимых отклонений при приемке объектов в эксплуатацию" регламентированы допустимые отклонения при строительстве многоэтажных жилых домов.
"Но типовая форма договора о долевом участии в жилищном строительстве, утвержденная приказом № 345 миннацэкономики, позволяет строительным компаниям отклоняться от проектной документации до 3%. Однако с учетом поступающих жалоб со стороны граждан и в целях защиты прав потребителей в данный приказ и типовую форму вносятся необходимые поправки. Он будет рассматривать возможность возврата соответствующих средств покупателям, площадь недвижимости которых оказалась меньше, чем предусмотрено в соответствующем контракте", – пообещал он.
Правда, первый замглавы правительства не назвал точные сроки исполнения обещаний. Надеемся, что, учитывая социальную напряженность в обществе, решение этого вопроса власть имущие ускорят.
Перевод Камилы Тузановой
Читайте по теме:
Бишимбаев угрожал Байжанову проклятиями, если тот не даст нужные ему показания