Павлодарская выставка "Нео-фольклора" продемонстрировала наличие талантливых дизайнеров одежды, которые, к сожалению, не востребованы. По мнению кандидата искусствоведения и преподавателя Юлии Мазиновой, для того, чтобы дать толчок развитию легкой промышленности, необходимы, прежде всего, кадры. "А у нас этому уделяется очень мало внимания и денег. Практически нет грантов на образовательные услуги по специальности "дизайн". Те немногие выпускники, которые получили в Павлодаре образование, уезжают, так как не видят перспектив", - говорит она.
Добравшееся и до Казахстана движение HAND MADE раскрыло множество талантов. Но ручной труд местный потребитель не может оценить по достоинству. Отдают предпочтение более дешевому ширпотребу. "В Павлодар приезжала алматинская академия "Сымбат", представляли свои работы в национальном стиле. Так вот эту коллекцию всю скупили в Штатах. Там умеют такое ценить. Для нашего народа это слишком дорого, практически недоступно. К тому же не все производители могут предоставить высокое качество", - говорит г-жа Мазинова. Вот тут бы самое время от штучного товара перейти к массовому изготовлению. "Производство необходимо ставить на поток, чтобы оно было по карману рядовому потребителю и окупаемо. Но у нас попросту нет этого потока. У нас некому даже предложить промышленные образцы. Я с коллегой второй год пытаюсь "пробить" промышленный образец из кожи на разработку, хотя бы попросту его запатентовать. Тщетно. Промышленный образец означает, что мы придумали форму, как ее экономно исполнить и так далее. Чтобы это сделать, необходима кипа документов и постоянно какие-то препоны", – делится Юлия Мазинова.
По ее мнению, сегодня на небольших швейных фабриках, занимающихся пошивом спецодежды, халатов, постельного белья, должен быть дизайнер, который бы контролировал запуск эксклюзивной или массовой продукции иного уровня. "Нынешние предприятия занимаются производством продукции, которая малозатратна, а потому прибыльна. А производство ширпотреба – это уже уровень повыше и на первых порах, возможно, не такой прибыльный. Но с чего-то необходимо начинать. Это могут быть сумки, украшения из кожи, головные уборы", - считает г-жа Мазинова.
К слову, в Экибастузе действует ТОО "КазЭкспортКожа", куда было поставлено итальянское оборудование. Но, с началом экономического кризиса, итальянские партнеры покинули проект. Новые хозяева завода стали работать с партнерами из КНР, а те выдвинули свои условия: завод должен работать на китайском оборудовании. По информации исполнительного директора предприятия Нурбола Жанабаева, сейчас завод выпускает два вида продукции: vet-blue (полуфабрикат кожи сизого цвета) и сырье для производства желатина и колбасной оболочки. Продукция идет на экспорт в КНР и Беларусь. В планах - создание предприятия закрытого цикла с производством казахстанской обуви. Правда, для этого необходимо кредитование в объеме порядка 500 млн тенге. И, главное, чтоб владельцы не поменялись. При выполнении этих условий, можно будет и о совместном проекте с павлодарскими дизайнерами говорить.
О наболевшем
По данным комитета по статистике МНЭ РК, начало 2016 года стало неудачным для легкой промышленности. Три основных региона – производителя ушли в "минус". ЮКО за январь-февраль 2016 года сократила объемы производства к аналогичному периоду годом ранее на 30,4 процента, до 2,9 млрд тенге, Алматы - на 14,8 процента, до 902,2 млн тенге, Алматинская область - на 10,5 процента, до 884,3 млн тенге.
Ряд казахстанских вузов еще сохранил специальность "дизайнер одежды", несмотря на то, что эта профессия в стране не востребована. Как и легкая промышленность. По данным министерства инвестиций и развития РК, доля легкой промышленности в экономике Казахстана сейчас составляет 0,34 процента и чуть более одного процента ее доля составляет в обрабатывающей промышленности.
Напомним, согласно информации официального сайта Института политических решений, легкая промышленность Казахской ССР насчитывала более тысячи предприятий, и формировала более 25 процентов бюджета республики. Тогда были введены в действие предприятия-гиганты - Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК), Джамбульский кожевенно-обувной комбинат, Кустанайский камвольно-суконный комбинат, Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат. Некоторые из них были градообразующими.
В советское время в каждом промышленном городе обязательно открывалось швейное или текстильное предприятие. Партаппаратчики заботились, чтобы в городах, где льется металл или добывается уголь, была работа для женщин. Они шили постельное белье, халаты, выпускали детские колготки и мужские носки.
Удельный вес отрасли в 1990 году составлял 15,8 процента от общего объема промышленного производства.
От той эпохи легкой промышленности удалось сохранить мизер.
Сегодня легкая индустрия страны находится в состоянии затянувшегося кризиса. Причин много: мощный приток импортной продукции, инфляция и прочее. Но все же главной причиной краха стало разрушение налаженной системы централизованного закупа и распределения сырья, реализации готовой продукции. Таможенный союз тоже оказался "школой выживания" для остатков предприятий легкой индустрии. Сложно казахстанскому производителю конкурировать с огромным потоком продукции, поступающей сегодня из Киргизии. Дешевизна и следование модным тенденциям делают их серьезными конкурентами.
В 2010 году была разработана "Программа по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы", которая должна была стать "...этапом практической реализации мероприятий по развитию производства конкурентных потребительских товаров легкой промышленности высокого качества и в широком ассортименте". Благодаря внедрению данной программы, можно говорить о положительных тенденциях в отрасли. Было приостановлено сокращение объемов промышленного производства в легкой промышленности. Но, вместе с тем, предприятия на сегодняшний день не демонстрируют опережающего роста. Для них характерны высокие расходы при низком объеме продаж.
Марина Попова