Причиной для этого стали участившиеся авиационные инциденты и события. В 2017 году произошли три авиационных события, повлекших человеческие жертвы. В частности, 25 февраля в результате крушения воздушного судна "Стрекоза" 7-Gazelle SA341 AOH в 60 км северо-западнее от города Аягуз Восточно-Казахстанской области погиб командир. По завершении плана полета борт не вышел на связь и впоследствии был обнаружен разрушенным.
Другой случай произошел 27 июля в Алматинской области, где погибли два человека на "Як-12М" ТОО "Казавиа". Во время выполнения авиационно-химических работ посевных площадей в районе населенного пункта Лесновка Панфиловского района Алматинской области командир воздушного судна допустил столкновение с землей, что в дальнейшем привело к возгоранию судна.
Также во время тренировочного полета инструктора и курсанта академии гражданской авиации в Алматинской области на Tecnam P-2002JF Training center Part-FCL 10 августа после выполнения взлета с конвейера произошло сваливание, в результате которого воздушное судно сгорело и было полностью разрушено.
Три воздушных инцидента и одно авиационное происшествие произошли без человеческих жертв.
В настоящее время в Казахстане 35 эксплуатантов имеют действующие свидетельства на выполнение воздушных работ, которыми эксплуатируются 374 воздушных судна. С начала года по 10 августа комитет гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК (КГА) не выдал сертификат летной годности ГККП "Областная детско-юношеская спортивно-техническая школа по авиационным видам спорта" на воздушное судно "Ан-2" (транспортный) по причине несоблюдения норм летной годности воздушного судна.
"Последние события, которые произошли в 2017 году, к сожалению, не делают нам всем чести. Вы знаете, что комитет гражданской авиации, максимально пытаясь поддержать малый бизнес в сфере гражданской авиации, внес изменения в нормативно-правовые акты в 2015 году, и сейчас сертификация у вас проводится единожды в легкой и сверхлегкой авиации, и потом уже проводится только инспекция. Где-то стараемся проводить дважды в год, и это дает вам небольшую, но возможность экономить финансовые средства на сертификацию. Но все-таки мы хотим, чтобы была ответная реакция с вашей стороны, то есть вы должны нести какую-то ответственность", – отметила исполняющая обязанности заместителя председателя КГА Тоты Амирова на совещании с представителями авиакомпаний – представителей легкой и сверхлегкой авиации.
По ее мнению, события, инциденты, которые произошли в 2017 году, говорят о неправильной реакции со стороны авиакомпаний на произошедшие послабления в выдаче сертификата летной годности.
"В большой авиации мы все-таки упорядочили наши отношения с авиакомпаниями, и сейчас многие авиакомпании сами стараются донести до нас первичную информацию о произошедшем инциденте или авиационном событии, а в сфере малой авиации, в сфере сверхлегкой авиации имеют место факты, когда вы скрываете инциденты, авиационные события. В конечном итоге мы узнаем только, что произошло авиационное происшествие с жертвами или даже катастрофы. Поэтому мы собрали сегодня вас, – сказал Тоты Амирова. – Хотим обсудить эти важные моменты, и мы надеемся, что вы не будете скрывать, потому что мы, когда с большими компаниями проработали этот вопрос, сразу обговорили уже "на берегу", и с вами хотим это сделать, что за ошибки мы постараемся, чтобы не было наказания, но за нарушения наказание должно быть. Вы все знаете, что такое нарушение и ошибки. Ошибки – это непреднамеренное действие, которое может быть из-за плохой погоды или из-за техники и других ситуаций, а нарушения – это уже осознанные действия".
При этом она предложила обсудить с представителями авиакомпаний не ошибки, а именно нарушения.
"А нарушения были", – отметила г-жа Амирова при этом.
"Вы можете объяснить, почему в вашем экипаже на борту оказался пассажир?" – спросила и. о. замглавы КГА у АО "Казависпас".
"Вообще, при выполнении авиахимработ мы стараемся не брать пассажиров на борт и заведомо не практикуем такое. Самолет имеет дополнительное место, но мы берем – до этого случая", – ответил он.
"Как получилось, что на борту оказался пассажир?"
"Я думаю, командир воздушного судна пассажиру говорит показать работы, поля", – сказал представитель авиакомпании.
Он отметил, что у авиакомпании обычно есть сигнальщики, но не смог сказать точно, почему пассажир оказался на борту.
"Я думаю, человек просто уговорил", – сказал
"Уговорил – это не причина. Получается, что с дисциплиной в авиакомпании плохо", – отметила Тоты Амирова, но ее прервали, сказав, что командир ВС был предупрежден.
"Я думаю, что мои коллеги согласятся, что, если вы не будете принимать действия к нарушителям, то мы в таком случае будем принимать сами, и они в таком случае будут наказаны жесточайшим образом. Мы будем отнимать лицензии или у авиакомпании, или у конкретных пилотов, то есть это надо прекращать", – сказала и. о. замглавы КГА.
Есть вопросы и к предоставлению достоверной информации о произошедших событиях.
"Было несколько случаев, когда нам доставляют ложную информацию, что происходит какое-то авиационное событие, горит самолет. Бывает, люди из населенных пунктов не всегда достоверную информацию нам передают. Приходится перепроверять. Были случаи, когда руководители или представители авиакомпаний в течение часа или даже больше не могут нам дать информацию, где их борты находятся. То есть вообще они не знают, где они находятся, что они делают", – отметила Тоты Амирова, предложив им перенять опыт компаний, имеющих современную спутниковую навигационную сеть.
Жанболат Мамышев