У части казахстанцев отберут право на досрочную пенсию

Новый законопроект минтруда — это приговор для тех, кто годами копил на отдых после опасной работы. 

У части казахстанцев отберут право на досрочную пенсию Фото: pixabay.com

В сферу трудовых отношений и социального обеспечения готовится по-настоящему революционное изменение. На портале "Открытые НПА" опубликован проект приказа, вносящий поправки в правила управления профессиональными рисками. За сухой бюрократической формулировкой скрывается фундаментальная реформа, которая затронет интересы сотен тысяч работников и десятков тысяч предприятий. Это не просто корректировка, а смена парадигмы: от "реакции на ущерб" к "управлению безопасностью". Редакция inbusiness.kz направила официальный запрос в министерство труда и социальной защиты населения РК, чтобы получить детальные разъяснения.

В чем суть проблемы: ловушка "списочного" подхода

Для начала разберемся, как система работает сейчас. Сегодня право на досрочный выход на пенсию и дополнительные выплаты базируется на так называемом списочном подходе и результатах аттестации производственных объектов.

Существует механизм обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ). Это деньги, которые работодатель платит сверх обычной зарплаты на пенсионный счет работника, занятого во вредных условиях. Накопление этих средств — ключевое условие для получения права на досрочное пенсионное обеспечение.

Однако в минтруда признают: действующая система не является оптимальной и справедливой.

"Работники с разным уровнем вредного воздействия производственных факторов на профессиональное здоровье (класс условий труда 3.1 — низкий риск и классы условий труда 3.2 — средний/существенный риск, 3.3 — высокий риск, 3.4 и 4 — очень высокий риск) имеют одинаковые размеры компенсационных выплат и льгот", — поясняют в ведомстве.

Проще говоря, шахтер в забое с экстремальными условиями и лаборант с минимальным превышением допустимых норм получают одинаковый процент взносов. Это создает перекос: одним недоплачивают за реальный риск, а других мотивируют оставаться на местах с незначительной вредностью ради льгот.

Как это будет работать: принцип "плати за реальную угрозу"

Новый приказ вводит жесткую дифференциацию. Теперь сам факт работы на производстве не гарантирует автоматического начисления ОППВ. В рамках внедрения риск-ориентированного подхода разработана методика, привязывающая деньги к конкретной степени опасности.

ОППВ будут назначаться только в трех случаях:

  • 3-я степень (средний риск);
  • 4-я степень (высокий риск);
  • 5-я степень (очень высокий риск).

Это обеспечивает адресность помощи. Если же условия труда на рабочем месте классифицируются как "низкий риск" (ниже 3-й степени), работодатель полностью освобождается от уплаты профессиональных взносов.

"В случае улучшения условий труда и подтвержденного снижения степени профессионального риска... обязанность работодателя по уплате ОППВ будет прекращена", — подчеркивают в министерстве.

Западный опыт: этика вместо откупа

Реформаторы ссылаются на международную практику. В странах Евросоюза и США система доплат за вредность практически отсутствует — там это считается неэтичным. Логика проста: нельзя мотивировать человека деньгами разрушать свое здоровье.

"Страны ЕС не используют доплаты за работу в опасных условиях не из-за непонимания их стимулирующего эффекта, а из этических соображений. Считается нецелесообразным использовать экономические стимулы для вынуждения работников принимать риски, которые они осознают", — говорится в ответе минтруда на запрос Inbusiness.kz.

США в своем Этическом кодексе государственных промышленных гигиенистов также исключают "материальное вознаграждение за опасную работу", настаивая на превентивных мерах безопасности. Казахстанская реформа преследует ту же цель: стимулировать бизнес вкладываться в новые технологии и безопасность, а не откупаться от сотрудников взносами.

Экономика безопасности: почему модернизация станет выгоднее штрафов

Ключевой рычаг нового приказа — прямой финансовый стимул. Вместо того, чтобы бесконечно платить за "вредность", работодателю предлагают инвестировать в ее устранение.

Сейчас многие предприятия платят обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за своих сотрудников, воспринимая это как неизбежный "налог на производство". Новый документ предлагает альтернативу: уберите риск — и мы уберем платеж.

Механизм работает следующим образом: если работодатель вкладывает средства в модернизацию оборудования, устанавливает современные системы фильтрации или автоматизирует опасные процессы, уровень профессионального риска на конкретном рабочем месте снижается.

"В случае улучшения условий труда и подтвержденного снижения степени профессионального риска ниже 3 степени профессионального риска по результатам оценки профессиональных рисков (ОПР), обязанность работодателя по уплате ОППВ будет прекращена".

Это создает простую и понятную экономическую модель. Расходы на безопасность перестают быть безвозвратными тратами — они становятся инвестицией, которая окупается за счет экономии на пенсионных отчислениях.

"Таким образом, предлагаемый механизм уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов обеспечивает баланс между интересами работников и работодателей: с одной стороны – формируется дополнительная пенсионная защита для лиц, чья профессиональная деятельность сопряжена с повышенными рисками, а с другой стороны – стимулируются инвестиции в технологии и оборудование, которые улучшат условия труда, так как при снижении степени вредности обязательства работодателей по уплате ОППВ снимаются", - пояснили в ведомстве.

Кто и как будет оценивать риски: новый регламент для рынка охраны труда

Кардинально меняется и процедурная сторона вопроса. Уходит в прошлое знакомая всем работодателям обязанность — проведение раз в пять лет аттестации производственных объектов как самостоятельного процесса. Ей на смену приходит непрерывная оценка профессиональных рисков (ОПР), в которую интегрированы ключевые элементы прежнего подхода.

Как пояснили в министерстве труда, "процессы аттестации производственных объектов, такие как общая гигиеническая оценка воздействия вредных факторов и определение класса условий труда, интегрированы в оценку индивидуального профессионального риска развития профессионального заболевания". Объективность новой системы обеспечивается обязательным проведением инструментальных замеров на рабочих местах аккредитованной организацией и сравнением показателей с установленными нормативами (ПДК/ПДУ).

Для повышения качества и достоверности оценки, а также минимизации возможных злоупотреблений, минтруда устанавливает жёсткие требования к исполнителям. Право проводить ОПР получат только специализированные организации, соответствующие комплексным критериям:

  • Аккредитация в системе: обязательная регистрация в специальном Перечне в Единой информационной системе социально-трудовой сферы.
  • Квалификация экспертов: в штате должно числиться не менее трёх сертифицированных экспертов. В их составе обязательно наличие специалиста с высшим медицинским образованием в области гигиены труда, профессиональной патологии или эпидемиологии, а также профильного эксперта по оценке условий труда и рисков.
  • Техническая оснащённость: наличие действующей аттестата аккредитации испытательной лаборатории, обладающей правом проводить измерения вредных и опасных производственных факторов.

Процедура взаимодействия с такими организациями максимально цифровизируется. Работодатель формирует заявку в личном кабинете на портале HR.enbek.kz, после чего система автоматически, на основе данных из государственных реестров, формирует список подходящих исполнителей. Сведения об оборудовании, аккредитации лабораторий и сертификатах экспертов поступают напрямую из официальных баз данных.

Жёсткое правило, закреплённое проектом, исключает возможность обхода системы: выбор специализированной организации, не вошедшей в перечень, запрещен.

Что дальше?

Государство намерено взять под тотальный контроль условия труда в стране. В Плане действий по реализации Концепции безопасного труда заложены конкретные КПЭ по охвату предприятий цифровым мониторингом: если в 2025 году планируется охватить 30% юридических лиц, то к 2030 году эта цифра должна достигнуть 80%.

Для бизнеса это сигнал: эра "слепых" выплат заканчивается. Предприятиям предстоит выбор — либо модернизировать производство и снижать класс риска, избавляясь от фискальной нагрузки, либо платить за реальную опасность, подтвержденную независимой экспертизой.

Читайте по теме:

Как получить спецвыплату за вредную работу в Казахстане в 2025 году

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться