/img/tv1.svg
RU KZ
«У меня к акиму нет ничего личного! Он оскорбил не только меня»

«У меня к акиму нет ничего личного! Он оскорбил не только меня»

Предприниматель Александр Федосов, написавший открытое письмо главе Усть-Каменогорска, рассказал inbusiness.kz о плачевном состоянии строительно-дорожной отрасли, потере не меньше 2 млрд тенге и подоплеке претензий городского акимата.

12:49 28 Август 2019 4303

«У меня к акиму нет ничего личного! Он оскорбил не только меня»

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: Ольга Ушакова

Открытое письмо акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару, которое генеральный директор крупной строительно-дорожной компании, ТОО «Дорожно-строительное управление № 14», старейший работник отрасли Александр Федосов на днях отправил на сайты главы государства и Правительства Казахстана, пока не вызвало большого резонанса, но заинтересовало СМИ, общественность. Несколько местных и республиканских изданий опубликовали это послание без купюр.

Почему дороги быстро приходят в негодность

Как рассказал inbusiness.kz сам Александр Федосов, поводом написать открытое обращение стали незаслуженные обвинения акима в адрес его предприятия и обещания причислить к недобросовестным подрядчикам по итогам выполнения ремонта одного из оживленных проспектов в Усть-Каменогорске – проспекта Ауэзова. Но причина все же глубже. Александр Федосов уже не раз выступал на брифингах по поводу коррупционных рисков в строительно-дорожной сфере, низких расценках на производство работ. Но самое главное, по словам Александра Федосова, Жаксылык Омар не заинтересовался его замечаниями по поводу проблем в строительно-дорожной отрасли.

По его мнению, с приходом Даниала Ахметова акимом Восточно-Казахстанской области техническая политика – определение способов, методов строительства и ремонта дорог – изменилась в лучшую сторону.

«Достаточно сказать, что по его инициативе средним ремонтом пройдены дороги областного, республиканского значения. Это позволяет значительно экономить бюджетные средства, – говорит дорожник. – Здесь давно надо было к этой схеме прийти, чтобы привести дороги в нормальное состояние. Дорога областного значения Усть-Каменогорск – Самарка приведена в порядок, Усть-Каменогорск – Риддер тоже, Усть-Каменогорск – Шемонаиха приведена в порядок именно благодаря тому, что применяют правильную схему. Да, она предусматривает повторный ремонт через пять-шесть лет, но это все равно не такие огромные деньги. Сейчас в ВКО стали применяться более современные методы при ремонте дорог. Например, ресайклирование».

По словам Александра Федосова, в регионе правильная политика касательно ремонта дорог областного, республиканского значения. Но одна из причин того, что дороги быстро приходят в негодность, особенно в Усть-Каменогорске, – это влияние резко континентального климата, с большими перепадами температур, использование некачественных материалов.

«У нас ночью температура воздуха может опуститься до нуля, а к вечеру подняться до 35 градусов по Цельсию. Давным-давно во всем мире используются полимерные добавки, которые эту проблему решают. Я акиму Жаксылыку Омару тоже об этом говорил, но он это никак не воспринял. Хорошо еще, что я в свое время создал научно-производственный совет, когда был директором КГП «ОблШыгысЖол» в ВКО, привлек науку, и мы эти вопросы совместно с Восточно-Казахстанским государственным техническим университетом начали решать. Так, в Усть-Каменогорске стали применять хотя бы щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он более прочный, его физико-механические качества выше. Однако это новшество не решает вопрос растрескивания. Это касается всех автодорог, но особенно по городу», – говорит он.

Коррупционные риски трансформировались?

По данным Александра Федосова, в прошлом он не раз поднимал проблему проведения государственных закупок из одного источника. Он знает об этом не понаслышке: по его словам, возглавляемую им компанию в предыдущие два года под любым малозначительным предлогом отклоняли от участия в конкурсах.

«Было такое, что 12 предприятий в конкурсах участвуют, их всех отметают и оставляют одного. Я сделал анализ, но не всех конкурсов из одного источника, а всего шести-семи, на общую сумму в 20 миллиардов тенге. Мы посчитали, что как минимум 10% бюджет потерял за счет того, что поставщики для выигрыша в госзакупках могли сбросить такую сумму на свои работы. Это два миллиарда тенге. В худшем случае эти деньги ушли в карманы. Я Жаксылыку Омару рассказал об этом, но блеска в его глазах не увидел никакого. В этом году прекратилось это все, потому что законодательство изменилось, не может быть меньше двух участников госзакупок. Но появились другие схемы. Теперь госорганам надо с двумя договариваться, им сложнее стало», – поясняет дорожник.

По данным Александра Федосова, многие строительно-дорожные компании находятся на издыхании, потому что из-за ресурсного метода расценки на ремонт и строительство дорог сегодня занижены.

«Мы не можем развиваться. Я в последние два-три года ничего купить не могу. КазНИИСА свою политику гнет. В октябре 2018 года цены опустили ниже плинтуса. Мы подняли шум, когда в Усть-Каменогорске тоже пытались проводить ремонт автодорог по заниженным расценкам, и нам всем пересчитали нормально. Более или менее нормальные расценки при производстве работ от заказчика – Управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО. Но проблема остается, в целом мы работаем по заниженным расценкам. С учетом того, что с будущего года предпринимателей обяжут платить дополнительно 5% пенсионных взносов за своих работников, это вообще приведет к разорению дорожных предприятий. Мы сегодня не можем повысить зарплату нормально, чего требует Президент Казахстана. Я еле-еле плачу зарплату, в разгар работ должен по 15 миллионов в месяц работникам заплатить».

Проспект имени Ауэзова как камень преткновения

Что касается проспекта Ауэзова, то заказчиком этих ремонтных работ стало подразделение акимата – ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска», генеральным подрядчиком – ТОО «ДСУ № 14». Бюджет – около 270 млн тенге. Интересно то, что сами эти работы еще летом вызвали бурю возмущения у горожан, но претензии были даже не к дорожникам, а местным исполнительным органам. Общественность возмутило, что, значительно расширяя один из центральных городских проспектов, убрали разделительные газоны между полосами, а после реконструкции на пешеходных переходах начала скапливаться вода в больших объемах. Несмотря на то, что по договору между заказчиком и ТОО «ДСУ № 14» средний ремонт проспекта должен был начаться 10 апреля 2019 года и завершиться 31 октября этого же года, фактически был подписан график, по которому дорожники начали работу 10 апреля и завершили 10 июня! По их словам, ускориться их попросил сам заказчик – якобы для удобства автомобилистов и пешеходов, которым ремонт доставлял определенные неудобства. Письменных претензий по поводу некачественно выполненных работ дорожники в свой адрес от заказчика не получали, тут же устраняли некоторые недочеты по его мелким замечаниям. Но на совещании в акимате Усть-Каменогорска с дорожниками, которое прошло в середине августа, Жаксылык Омар стал распекать некоторых из них за срыв графика по ремонту проспекта Ауэзова. И даже, по мнению Александра Федосова, вел себя неэтично. В числе таких фирм оказались как само ТОО «ДСУ № 14», так и подрядчики, ТОО «Дороги Востока» и ТОО «Земстрой». Аким даже заявил, что последние две фирмы уже оштрафованы за неисполнение сроков договоров, но, как говорит Александр Федосов, это не соответствует действительности – у них сроки окончания работ по договору также датируются октябрем 2019 года.

«Дорожники постарались выполнить поручение местных исполнительных органов об ускорении сроков ремонта проспекта Ауэзова, все бросили свои другие объекты, стянули силы для этих работ. Но мы понимаем, что это «ускорение» в дальнейшем может отразиться на качестве», – говорит г-н Федосов.

В письме же Жаксылыку Омару он написал, что есть понятия технологических разрывов – временных интервалов между различными видами строительно-дорожных работ, укладкой слоев дорожного полотна, есть правила уплотнения грунта. В ряде случаев на проспекте запретили использовать катки с вибраторами, чтобы не повредить инженерные коммуникации под дорогой. В дальнейшем на проезжей части могут выявляться скрытые дефекты, за которые, по мнению г-на Федосова, должен нести ответственность городской акимат из-за своих требований ускориться.

По словам Александра Федосова, у него с акимом Усть-Каменогорска Жаксылыком Омаром недопонимание возникло задолго до совещания, после которого родилось письмо. Он рассказал, что в октябре 2018 года по просьбе главы города и бывшего руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Усть-Каменогорска» Руфата Акрамова ТОО «Дорожно-строительное управление № 14» выполняло другие работы в Усть-Каменогорске, где генеральным подрядчиком было ТОО «МО № 25». Но деньги в размере 30 млн тенге ТОО «ДСУ № 14» так и не заплатили.

«Многие, кто читал мое письмо, говорят, что оно выражает мои личные обиды, претензии к Жаксылыку Омару. Но это не так. У меня к акиму нет ничего личного. Он оскорбил не только меня, но и предприятие, где работают свыше 300 человек», – говорит Александр Федосов.

По мнению предпринимателя, за устными претензиями акима Усть-Каменогорска в адрес ТОО «ДСУ № 14», ТОО «Земстрой» и ТОО «Дороги Востока» стоит попытка дискредитировать дорожные компании, которые не вписываются в существующую систему.

«В ВКО более полутора десятка строительно-дорожных компаний. Почти все они не очень чувствуют себя. Возможно, нас выдавливают с рынка, в то же время есть несколько компаний, которые успешно выигрывают конкурсы, не делая скидок. Более того, стоимость их проектов спустя несколько месяцев пересчитывается в сторону увеличения финансирования. Такая практика только у нас внедрена, это произошло несколько лет назад», – говорит он.

Строительно-дорожная компания «ДСУ № 14» недавно отметила 60-летний юбилей. Александр Федосов награжден орденом «За заслуги в строительстве», юбилейной медалью «За вклад в развитие автодорожной отрасли». Удостоен звания «Почетный строитель Казахстана», является действительным членом Международной академии транспорта. 

Кстати, в конце своего адресованного Жаксылыку Омару открытого письма Александр Федосов предложил мэру встретиться на любой площадке, а inbusiness.kz он дополнил: если аким попытается опровергнуть изложенные в эпистолии доводы, то предприниматель готов провести брифинг. Однако оперативно узнать о реакции акима Усть-Каменогорска по поводу письма предпринимателя не удалось. Пресс-секретарь Жаксылыка Омара находится в отпуске и не готов прокомментировать ситуацию. В приемной же акима Усть-Каменогорска отметили, что для получения комментария необходимо записаться на личную встречу с Жаксылыком Омаром либо отправить ему письменный запрос. Запрос редакция inbusiness.kz отправит, о продолжении истории обязательно сообщим нашим читателям.

Ольга Ушакова

Бетон штопаный XV: Дорогу Темиртау – Караганда не закончат в этом году

Кроме того, процесс строительства автострады сейчас проверяет транспортная прокуратура.

27 Август 2020 14:00 7965

Как стало извеcтно Inbusiness.kz, 15 км многострадальной дороги от города первого президента до областного центра официально не сдадут в текущем году, и ремонтом трещин будут заниматься только в следующем.

Руководитель карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Серик Айдос не сказал об этом прямо, но из сути краткого разговора по телефону это стало предельно ясно:

«Учитывая погодные условия, есть большая вероятность, что в этом сезоне мы можем не успеть: 240 плит, это порядка 5 тыс. кв метров и 15 тыс. кубометров бетона», – сказал он. – Ну и без дополнительных денег не обойтись».

По словам Серика Айдоса, уже утвержден метод санации трещин с использованием полимеров, как он пояснил: «Бетоном сшивать – не вариант», а плиты с большими раскрытыми трещинами будут полностью меняться».

Затем был подтвержден тот факт, что процесс строительства дороги сейчас проверяет транспортная прокуратура, о чем Inbusiness.kz расскажет позднее.

Напомним, что «согласно пункту 2.4 договора № 21-05-20/28 о закупках работ по реконструкции коридора «Центр-Юг» Астана – Караганда – Балхаш – Алматы автомобильной дороги граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы» участок Караганда – Темиртау км. 1444-1457, работы по договору должны быть закончены в течение 12 месяцев с даты начала производства работ, и в соответствии с графиком производства работ, представленным в тендерной заявке подрядчика, срок окончания выполнения работ по договору – 01 декабря 2017 года».

То есть скоро уже минет три года, как участок Темиртау – Караганда должен быть официально сдан в эксплуатацию. Но…

А знаете, что самое интересное? Название данному циклу статей дала вот эта фотография, на которой запечатлен опыт подрядчика – ТОО «СейСер» – по ремонту трещин еще в 2018 году. Тогда подрядчик трещину расшил и расширил, армировал ее и затем залил своим же бетоном. И она стоит уже третий год.

Да, не эстетично. Бывший замруководителя карагандинского «КазАвтоЖола» даже назвал это порнографией.

Да, напоминает о безалаберном отношении к государственному заказу в первую очередь проектанта автострады – ТОО «Каздорпроект».

Но, как видим, практично.

Продолжение, в котором Inbusiness.kz расскажет о проверке прокуратуры, а также «инсайде» о проектировании и строительстве несчастной дороги, следует.

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто в ответе за долгострой в Усть-Каменогорске?

Как компания без собственной базы прошла конкурс?

21 Август 2020 08:57 8501

Фото: yk-news.kz

Ремонт дорожного полотна по улице Тогас протяженностью 3 км начался еще в 2018 году. На днях аким ВКО Даниал Ахметов сообщил, если через месяц работы не будут завершены, договор с поставщиком будет расторгнут.

«К сожалению, уже третий год идет реконструкция дороги от моста в районе острова Лопатино до Ахмирова, но до сих пор на участке не выполнен большой объем работы. Не обустроена пешеходная дорожка, не уложен асфальт. Так как у данной компании нет собственной базы, я поручил акиму города (Жаксылык Омар. – Авт.) рассмотреть возможность за счет подрядной организации привлечь крупные дорожные компании для укладки асфальта. Если в сентябре работу не сделают, будем расторгать договор», – написал он на личной странице в Facebook.

Заказчиком данных работ является отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска. Поставщик – ТОО «ЭлитЭнергоСтрой». По данным сайта госзакупок, конкурс проведен способом из одного источника по несостоявшимся закупкам. Основной договор с поставщиком заключен в середине июля 2017 года на сумму свыше 1,1 млрд тенге. Точнее, 1 128 815 000 тенге. Предусматривалась оплата двумя траншами на два года. Срок исполнения работ – конец 2018 года. Руководителем отдела ЖКХ тогда был Аскар Жаксылыков. Акимом Усть-Каменогорска – Куат Тумабаев.

После в договор несколько раз вносились изменения и дополнения, стоимость работ увеличивалась, большая часть суммы отодвигалась на последующий год.

Так, в декабре 2017 года первоначальная сумма по основному договору в 1,1 млрд тенге возросла на 135 млн тенге. И составила 1 264 272 800 тенге. На 2017 год предусматривалось свыше 238,8 млн тенге, на 2018 год – более миллиарда. В июне 2018 года, по допсоглашению, сумма на 2017 год – 238 млн тенге, на 2018 год – 187,9 млн тенге, на 2019 год – 837,5 млн тенге.

В декабре этого же года сумма на 2018 год изменена на 29 млн тенге, на 2019 год – более 900 млн тенге. В апрельском измененном допсоглашении 2019 года 49,7 млн тенге указывается как сумма на 2020 год.

А в июне 2019 года (при акиме Усть-Каменогорска Жаксылыке Омаре, руководителе отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Еркине Турарове) сумма договора увеличена почти вдвое от суммы основного договора. И составила свыше 2 млрд тенге. Из них на 2019 год предусмотрено 945,9 млн тенге, на 2020 год – 861,7 млн тенге. В ноябре изменено: на 2019 год – 793 млн тенге, на 2020 год – более 1 млрд тенге.

В апреле 2020 года в документацию вновь внесено изменение. По нему сумма на 2019 год – 793 млн тенге, на 2020 год – 905,5 млн тенге, на 2021 год – 108,9 млн тенге.

К слову, в апреле текущего года между управлением делами акима ВКО и ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» заключены два договора на общую сумму более 2 млн тенге. На которые предприятие отремонтировало два кабинета акимата.

Руководитель и единственный учредитель ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» – Дмитрий Демахин. Предприятие из Алматы специализируется на строительно-монтажных работах. По данным из открытых истоников, компания работает с 1998 года, относится к малым предприятиям. С 2012 по текущий период 2020 года компания заплатила свыше 34 млн тенге налоговых отчислений. Долгов по налогам нет.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!