/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 332,86 Пшеница 465,40
$ 388.49 € 427.26 ₽ 6.06
Погода:
-19Нур-Султан
+1Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 332,86 Пшеница 465,40
«У меня к акиму нет ничего личного! Он оскорбил не только меня»

«У меня к акиму нет ничего личного! Он оскорбил не только меня»

Предприниматель Александр Федосов, написавший открытое письмо главе Усть-Каменогорска, рассказал inbusiness.kz о плачевном состоянии строительно-дорожной отрасли, потере не меньше 2 млрд тенге и подоплеке претензий городского акимата.

28 Август 2019 12:49 2958

«У меня к акиму нет ничего личного! Он оскорбил не только меня»

Автор: Ольга Ушакова Фото: Ольга Ушакова

Открытое письмо акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару, которое генеральный директор крупной строительно-дорожной компании, ТОО «Дорожно-строительное управление № 14», старейший работник отрасли Александр Федосов на днях отправил на сайты главы государства и Правительства Казахстана, пока не вызвало большого резонанса, но заинтересовало СМИ, общественность. Несколько местных и республиканских изданий опубликовали это послание без купюр.

Почему дороги быстро приходят в негодность

Как рассказал inbusiness.kz сам Александр Федосов, поводом написать открытое обращение стали незаслуженные обвинения акима в адрес его предприятия и обещания причислить к недобросовестным подрядчикам по итогам выполнения ремонта одного из оживленных проспектов в Усть-Каменогорске – проспекта Ауэзова. Но причина все же глубже. Александр Федосов уже не раз выступал на брифингах по поводу коррупционных рисков в строительно-дорожной сфере, низких расценках на производство работ. Но самое главное, по словам Александра Федосова, Жаксылык Омар не заинтересовался его замечаниями по поводу проблем в строительно-дорожной отрасли.

По его мнению, с приходом Даниала Ахметова акимом Восточно-Казахстанской области техническая политика – определение способов, методов строительства и ремонта дорог – изменилась в лучшую сторону.

«Достаточно сказать, что по его инициативе средним ремонтом пройдены дороги областного, республиканского значения. Это позволяет значительно экономить бюджетные средства, – говорит дорожник. – Здесь давно надо было к этой схеме прийти, чтобы привести дороги в нормальное состояние. Дорога областного значения Усть-Каменогорск – Самарка приведена в порядок, Усть-Каменогорск – Риддер тоже, Усть-Каменогорск – Шемонаиха приведена в порядок именно благодаря тому, что применяют правильную схему. Да, она предусматривает повторный ремонт через пять-шесть лет, но это все равно не такие огромные деньги. Сейчас в ВКО стали применяться более современные методы при ремонте дорог. Например, ресайклирование».

По словам Александра Федосова, в регионе правильная политика касательно ремонта дорог областного, республиканского значения. Но одна из причин того, что дороги быстро приходят в негодность, особенно в Усть-Каменогорске, – это влияние резко континентального климата, с большими перепадами температур, использование некачественных материалов.

«У нас ночью температура воздуха может опуститься до нуля, а к вечеру подняться до 35 градусов по Цельсию. Давным-давно во всем мире используются полимерные добавки, которые эту проблему решают. Я акиму Жаксылыку Омару тоже об этом говорил, но он это никак не воспринял. Хорошо еще, что я в свое время создал научно-производственный совет, когда был директором КГП «ОблШыгысЖол» в ВКО, привлек науку, и мы эти вопросы совместно с Восточно-Казахстанским государственным техническим университетом начали решать. Так, в Усть-Каменогорске стали применять хотя бы щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он более прочный, его физико-механические качества выше. Однако это новшество не решает вопрос растрескивания. Это касается всех автодорог, но особенно по городу», – говорит он.

Коррупционные риски трансформировались?

По данным Александра Федосова, в прошлом он не раз поднимал проблему проведения государственных закупок из одного источника. Он знает об этом не понаслышке: по его словам, возглавляемую им компанию в предыдущие два года под любым малозначительным предлогом отклоняли от участия в конкурсах.

«Было такое, что 12 предприятий в конкурсах участвуют, их всех отметают и оставляют одного. Я сделал анализ, но не всех конкурсов из одного источника, а всего шести-семи, на общую сумму в 20 миллиардов тенге. Мы посчитали, что как минимум 10% бюджет потерял за счет того, что поставщики для выигрыша в госзакупках могли сбросить такую сумму на свои работы. Это два миллиарда тенге. В худшем случае эти деньги ушли в карманы. Я Жаксылыку Омару рассказал об этом, но блеска в его глазах не увидел никакого. В этом году прекратилось это все, потому что законодательство изменилось, не может быть меньше двух участников госзакупок. Но появились другие схемы. Теперь госорганам надо с двумя договариваться, им сложнее стало», – поясняет дорожник.

По данным Александра Федосова, многие строительно-дорожные компании находятся на издыхании, потому что из-за ресурсного метода расценки на ремонт и строительство дорог сегодня занижены.

«Мы не можем развиваться. Я в последние два-три года ничего купить не могу. КазНИИСА свою политику гнет. В октябре 2018 года цены опустили ниже плинтуса. Мы подняли шум, когда в Усть-Каменогорске тоже пытались проводить ремонт автодорог по заниженным расценкам, и нам всем пересчитали нормально. Более или менее нормальные расценки при производстве работ от заказчика – Управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО. Но проблема остается, в целом мы работаем по заниженным расценкам. С учетом того, что с будущего года предпринимателей обяжут платить дополнительно 5% пенсионных взносов за своих работников, это вообще приведет к разорению дорожных предприятий. Мы сегодня не можем повысить зарплату нормально, чего требует Президент Казахстана. Я еле-еле плачу зарплату, в разгар работ должен по 15 миллионов в месяц работникам заплатить».

Проспект имени Ауэзова как камень преткновения

Что касается проспекта Ауэзова, то заказчиком этих ремонтных работ стало подразделение акимата – ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска», генеральным подрядчиком – ТОО «ДСУ № 14». Бюджет – около 270 млн тенге. Интересно то, что сами эти работы еще летом вызвали бурю возмущения у горожан, но претензии были даже не к дорожникам, а местным исполнительным органам. Общественность возмутило, что, значительно расширяя один из центральных городских проспектов, убрали разделительные газоны между полосами, а после реконструкции на пешеходных переходах начала скапливаться вода в больших объемах. Несмотря на то, что по договору между заказчиком и ТОО «ДСУ № 14» средний ремонт проспекта должен был начаться 10 апреля 2019 года и завершиться 31 октября этого же года, фактически был подписан график, по которому дорожники начали работу 10 апреля и завершили 10 июня! По их словам, ускориться их попросил сам заказчик – якобы для удобства автомобилистов и пешеходов, которым ремонт доставлял определенные неудобства. Письменных претензий по поводу некачественно выполненных работ дорожники в свой адрес от заказчика не получали, тут же устраняли некоторые недочеты по его мелким замечаниям. Но на совещании в акимате Усть-Каменогорска с дорожниками, которое прошло в середине августа, Жаксылык Омар стал распекать некоторых из них за срыв графика по ремонту проспекта Ауэзова. И даже, по мнению Александра Федосова, вел себя неэтично. В числе таких фирм оказались как само ТОО «ДСУ № 14», так и подрядчики, ТОО «Дороги Востока» и ТОО «Земстрой». Аким даже заявил, что последние две фирмы уже оштрафованы за неисполнение сроков договоров, но, как говорит Александр Федосов, это не соответствует действительности – у них сроки окончания работ по договору также датируются октябрем 2019 года.

«Дорожники постарались выполнить поручение местных исполнительных органов об ускорении сроков ремонта проспекта Ауэзова, все бросили свои другие объекты, стянули силы для этих работ. Но мы понимаем, что это «ускорение» в дальнейшем может отразиться на качестве», – говорит г-н Федосов.

В письме же Жаксылыку Омару он написал, что есть понятия технологических разрывов – временных интервалов между различными видами строительно-дорожных работ, укладкой слоев дорожного полотна, есть правила уплотнения грунта. В ряде случаев на проспекте запретили использовать катки с вибраторами, чтобы не повредить инженерные коммуникации под дорогой. В дальнейшем на проезжей части могут выявляться скрытые дефекты, за которые, по мнению г-на Федосова, должен нести ответственность городской акимат из-за своих требований ускориться.

По словам Александра Федосова, у него с акимом Усть-Каменогорска Жаксылыком Омаром недопонимание возникло задолго до совещания, после которого родилось письмо. Он рассказал, что в октябре 2018 года по просьбе главы города и бывшего руководителя ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Усть-Каменогорска» Руфата Акрамова ТОО «Дорожно-строительное управление № 14» выполняло другие работы в Усть-Каменогорске, где генеральным подрядчиком было ТОО «МО № 25». Но деньги в размере 30 млн тенге ТОО «ДСУ № 14» так и не заплатили.

«Многие, кто читал мое письмо, говорят, что оно выражает мои личные обиды, претензии к Жаксылыку Омару. Но это не так. У меня к акиму нет ничего личного. Он оскорбил не только меня, но и предприятие, где работают свыше 300 человек», – говорит Александр Федосов.

По мнению предпринимателя, за устными претензиями акима Усть-Каменогорска в адрес ТОО «ДСУ № 14», ТОО «Земстрой» и ТОО «Дороги Востока» стоит попытка дискредитировать дорожные компании, которые не вписываются в существующую систему.

«В ВКО более полутора десятка строительно-дорожных компаний. Почти все они не очень чувствуют себя. Возможно, нас выдавливают с рынка, в то же время есть несколько компаний, которые успешно выигрывают конкурсы, не делая скидок. Более того, стоимость их проектов спустя несколько месяцев пересчитывается в сторону увеличения финансирования. Такая практика только у нас внедрена, это произошло несколько лет назад», – говорит он.

Строительно-дорожная компания «ДСУ № 14» недавно отметила 60-летний юбилей. Александр Федосов награжден орденом «За заслуги в строительстве», юбилейной медалью «За вклад в развитие автодорожной отрасли». Удостоен звания «Почетный строитель Казахстана», является действительным членом Международной академии транспорта. 

Кстати, в конце своего адресованного Жаксылыку Омару открытого письма Александр Федосов предложил мэру встретиться на любой площадке, а inbusiness.kz он дополнил: если аким попытается опровергнуть изложенные в эпистолии доводы, то предприниматель готов провести брифинг. Однако оперативно узнать о реакции акима Усть-Каменогорска по поводу письма предпринимателя не удалось. Пресс-секретарь Жаксылыка Омара находится в отпуске и не готов прокомментировать ситуацию. В приемной же акима Усть-Каменогорска отметили, что для получения комментария необходимо записаться на личную встречу с Жаксылыком Омаром либо отправить ему письменный запрос. Запрос редакция inbusiness.kz отправит, о продолжении истории обязательно сообщим нашим читателям.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: