/img/tv1.svg
RU KZ
«У нашего бизнеса есть кризис идей»

«У нашего бизнеса есть кризис идей»

В Палате предпринимателей ВКО рассказали, почему многие предприниматели пока сами не готовы заместить импорт.

08:21 10 Февраль 2020 5275

«У нашего бизнеса есть кризис идей»

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: Ольга Ушакова

Катастрофическая нехватка «простых вещей», неумение начинающих предпринимателей увидеть перспективный бизнес по импортозамещению, слабая подготовка документов со стороны малого и среднего бизнеса для участия в тендерах крупных предприятий заказчиков. Эти проблемы поддержки отечественных товаропроизводителей названы Палатой предпринимателей ВКО в числе ключевых.

На днях здесь провели диалоговую площадку крупного интегрированного производителя цветных металлов – ТОО «Казцинк» – с представителями местного бизнеса. Как отметил директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий, работа по импортозамещению находится в числе приоритетов его организации. В стартовавшую в прошлом году программу «Экономика простых вещей» по Восточному Казахстану входит 135 проектов, что вывело область на второе место по республике. Но, как заметил Игорь Шацкий, большую часть в них занимают проекты, связанные с крупным рогатым скотом.

Проекты с крупными предприятиями

«Простых вещей, которые мы хотели бы увидеть, там катастрофически не хватает. Хотя в прошлом году мы с «Казцинком» проводили большую презентацию, и они показали те позиции, по которым сегодня закупают импорт. Нам хотелось бы ориентировать наш бизнес, потому что в этой программе достаточно неплохие условия, а самое главное – мы на особый контроль берем вопросы сбыта, – добавил Игорь Шацкий. – Сейчас еженедельно на заседании правительства идет жесткий спрос с регионов по доле местного содержания. Это стало одним из критериев оценки работы».

По его данным, только ТОО «Казцинк» одних рукавиц ежегодно закупает на 240 млн тенге, и в основном это импорт, поскольку нет отечественных производителей. Хотя открытие цеха по пошиву рукавиц – дело несложное, считает г-н Шацкий. Его стоимость – 10,5 млн тенге, а срок окупаемости – два года и два месяца. Всего одно предприятие в Казахстане производит каски, и больше 90% всех касок закупается из-за рубежа.

«Саморезы, шурупы, гвозди – на самом деле станки для их производства несложные, стоимость небольшая, а все это опять-таки закупается в большом объеме. Также гофрированная труба, эмали. Это ниша для наших бизнесменов», – уверен Игорь Шацкий. – Вероятно, у нашего бизнеса есть кризис идей, или он ни во что не верит, поэтому боится какие-то серьезные проекты начинать».

Сейчас Палата предпринимателей ВКО начала сама разрабатывать бизнес-планы, бизнес-модели, команда ее специалистов изучает производства, где они были реализованы. Но самое главное – она готова предложить сотрудничество МСП с крупными предприятиями.

«Мы сегодня являемся оператором программы «Экономика простых вещей», программы по импортозамещению, в рамках которой мы выбрали товарные позиции в целом по республике, где высокая доля импорта, и опять же через повышенный спрос мы собираемся оказывать содействие сбыту. В прошлом году было несколько случаев привлечения к ответственности должностных лиц, которые допустили закуп импорта», – добавил г-н Шацкий.

По данным ТОО «Казцинк», в 2019 году закупки у казахстанских поставщиков составили свыше 340 млрд тенге, рост произошел на 23% в сравнении с 2018 годом. У импортных производителей – около 93 млрд тенге.

Специалист по развитию казахстанского содержания ТОО «Казцинк» Станислав Курносенко рассказал, что предприятие является участником проекта «Сделано вместе в Казахстане». Если казахстанский товар по качеству не хуже импортного, то в ТОО «Казцинк» предпочитают первый.

«Услуги и товары в рамках проекта стали востребованы не только ТОО «Казцинк», но и целым рядом компаний горно-металлургического сектора. Предприятия 14 областей республики стали участниками развития казахстанской составляющей «Сделано вместе в Казахстане». Ежегодно заключается 14 тыс. контрактов с казахстанскими предприятиями, – добавил он. – Закупают металлопрокат, резиновые изделия, огнеупорные материалы, топливо, реагенты, инертные материалы, буровой инструмент, запчасти. У зарубежных поставщиков приобретаются горно-шахтная техника, кокс, горно-обогатительное оборудование, огнеупоры. Эта продукция не производится на территории РК».

За последние пять лет партнерами «Казцинка», по данным г-на Курносенко, стали около 5 тыс. казахстанских компаний, задействовано 275 тыс. казахстанских кадров.

Входной билет на госзакупки

Он напомнил, что в прошлом году были приняты беспрецедентные меры в части изменения законодательства о госзакупках. В пилотном режиме установили приоритет для легкой мебельной промышленности в государственных закупках.

«Теперь госорганы, организации, например, не имеют права покупать импортную школьную форму, – продолжил Игорь Шацкий. – В ВКО по школьной форме был отличный проект в прошлом году, когда мы впервые разместили заказ на 500 млн тенге только среди наших пошивочных компаний. Но что мы здесь увидели на самом деле? У нас были факты, когда организации по пошиву школьной формы, выполняя заказ, на самом деле не всю школьную форму шили сами, а часть покупали в Турции. Мы сегодня готовы переориентировать госзакупки на отечественного производителя, но не всегда готов сам отечественный производитель».

По данным Игоря Шацкого, сейчас ПП ВКО прорабатывает вопрос, чтобы швейные предприятия области смогли получать среднесрочный заказ на два-три года. Это даст им возможность наращивать объемы производства, повышать качество своей продукции через модернизацию оборудования и персонала.

«Кроме того, в этом году нашими акцентами в госзакупках будут пищевая, мебельная, легкая промышленность. В этих направлениях мы планируем увеличить закупки почти до 100% за счет государственного заказа. Кроме того, к этим приоритетам отнесут продукцию химической промышленности, машиностроения, что особенно актуально для нашей области», – добавил Игорь Шацкий.

По его словам, если раньше отечественный поставщик был вынужден проситься на субподряд в рамках госзакупок, то теперь ситуация такова, что госзакупки могут проводиться только у тех организаций, которые имеют индустриальный сертификат СТ KZ. Эти сертификаты могут получить исключительно отечественные производители, тем самым приняты колоссальные меры по защите отечественного рынка от импорта.

«В настоящее время многие закупки тянутся, так как не все еще наши производители получили сертификаты. Легкая промышленность не сегодня-завтра получит индустриальный сертификат. Мы сейчас проводим мероприятия по ускоренному обеспечению наших производителей этими сертификатами, как входными билетами на госзакупки», – заметил г-н Шацкий.

Ольга Ушакова

Акимат ВКО купил припаромники в 14 раз дороже, чем они стоили

Как следует из конкурсной документации, владелец два года назад купил три несамоходных сооружения для причаливания паромов у другого частника за 4,5 млн тенге, а акимат приобрел их за 66,9 млн тенге.

20 Сентябрь 2020 09:40 24878

Фото: express-k.kz

Конкурс объявляли трижды. Inbusiness.kz решил посмотреть, как прошли госзакупки по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» и натолкнулся на довольно интересную информацию.

Так, в июле заказчик – ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО» – прописал в техспецификации, что несамоходные судна, обеспечивающие бесперебойную работу паромов, должны быть не ранее 1970 года выпуска. Название: ПКУ-1, ПКУ-2, ПКУ-3. Класс: О-2,0. Тип и название: Понтон клиновой усиленный. Длина: 28,8 м. Ширина: 16,0 м. Высота борта: 2,20 м. Грузоподъемность: 100 т. Страна происхождения: Казахстан. Завод-изготовитель: Первомайский судостроительный судоремонтный завод. Год выпуска: ПКУ-1 – 1970 г. в., ПКУ-2 – 1971 г. в., ПКУ-3 – 1984 г. в. В протоколе итогов конкурса отмечено, что он не состоялся из-за отсутствия ценовых предложений.

В сентябре техспецификация изменена. Заказчик указывает, что длина припаромников должна быть не менее 25 м, ширина не менее 12 м, высота борта не менее 2 м. Наименование суден не прописано. Но конкурс не состоялся из-за того, что приглашенный поставщик – КХ «Кокжал» – отказался от участия в госзакупке способом из одного источника.

Далее заказчик приглашает на конкурс ИП «Иманбаева Н.О», тоже предприятие из Курчумского района, который по доверенности главы КХ «Кокжал» Гульнары Катпановой участвует в конкурсе и продает принадлежащие крестьянскому хозяйству припаромники марок ПКУ-1, ПКУ-2 ПКУ-4, предоставив договора купли-продажи и судовые свидетельства, выданные комитетом транспорта министерства по инвестицию и развитию РК. Из данных документов следует, что КХ «Кокжал» приобрело плавпричалы у прежнего владельца Ержана Скакова (все данные совпадают с именем скандально известного директора ТОО «Оскемен-Курылыс», экс-депутата областного маслихата) в 2018 году по цене за 4,5 млн тенге. Один припаромник 1970 года постройки и два 1983, 1984 годов постройки. То есть им уже 50 и более 30 лет.

Договор с ИП «Иманбаева Н. О.» заключен 15 сентября нынешнего года. На общую сумму 75 млн тенге с НДС. Сумма без НДС – 66,9 млн тенге.

Напомним, в августе inbusiness.kz писал о начале конкурсных процедур по приобретению понтонов для причаливания паромов. 

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Kazakh Tourism выделил 34 млн тенге на доработку сайта

Лот опубликован на сайте госзакупок.

02 Сентябрь 2020 08:00 2859

Нацкомпания Kazakh Tourism выделила 34 млн тенге на разработку дополнительных функций национального туристского портала Kazakhstan.Travel. Лот опубликован 28 августа на сайте госзакупок, прием заявок продлится до 7 сентября 2020 года.

Как указывается в технической спецификации, в рамках реализации госпрограммы развития туристской отрасли Казахстана на 2019-2025 годы в целях продвижения туристского потенциала страны модернизирован и функционирует туристский портал Kazakhstan.Travel. Основываясь на модели «Пять стадий путешествия: вдохновение, планирование, бронирование, путешествие, стадия постпутешествия», в данный момент является целесообразным разработка дополнительных функций ввиду текущей необходимости фокуса на стадиях планирования и бронирования. На текущий момент портал, являясь вдохновляющим, должен быть дополнен функциями поиска и приобретения услуг сферы туризма РК, сообщается в техспецификации.

В частности, необходимо разработать дополнительный функционал, в их числе баннерная реклама, возможность переключения на арабский язык; онлайн-консультант – обеспечение возможности установки и установка чат-бота; бронирование мест размещений через портал. Также предусмотрено создание следующих страниц с соответствующим функционалом в рамках разработки коммерческой платформы: аренда автомобилей, автокемпинги, страница продавцов и магазинов сувенирной продукции, добавление возможности покупки и/или заказа сувениров через коммерческую платформу и т. д.

Срок оказания услуг – с момента подписания договора до 20 декабря 2020 года.

Примечательно, что нацкомпания уже закупала подобные услуги, в том числе по переводу на арабский язык, которые в настоящее время значатся в техспецификации. Так, в мае 2020 года Kazakh Tourism проводил закупки по переводу и адаптации содержимого портала Kazakhstan.Тravel с английского, казахского, и/или русского на немецкий, французский, китайский, корейский, арабский языки. Сумма договора составила 6 млн тенге.

Также в апреле этого года нацкомпания закупила услуги дизайна новых функций, дополнительных страниц и иллюстративных материалов портала Kazakhstan.Тravel. Договор заключен на сумму 3,6 млн тенге.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!