Как сообщили в минцифры на официальный запрос Inbusiness.kz, рассматривает ли МЦРИАП ТОО BTS Digital в качестве одного из разработчиков платформы, "данный вопрос будет рассмотрен с участием IT-сообщества после утверждения технической документации".
В то же время, по данным МЦРИАП, Казахстан не несет никаких издержек в связи с отказом от услуг Сбера, так как "меморандум, заключенный 3 сентября 2021 года, не имеет никаких юридических обязательств", отметили в министерстве.
В целом основные сервисы планируется реализовать в ближайшие 2-3 года. Полный переход на платформенную модель планируется завершить не ранее 2025 года.
На вопрос, будут ли на данные цели потрачены 500 млн долларов, откуда будет привлечено финансирование, в министерстве сообщили, что в настоящее время ведется разработка государственного инвестиционного проекта. В связи с этим объем и источники финансирования можно будет определить после завершения данной работы. После утверждения технической документации совместно с IT-сообществом будут определены отечественные IT-компании, которые непосредственно примут участие в разработке платформы.
Еще один вопрос, который интересует общество: насколько сейчас переход на единую платформу приоритетен для электронного правительства? В этой связи в ведомстве сообщили, что до настоящего момента Казахстан "двигался в ногу" с мировым рынком ИКТ, о чем свидетельствуют активное внедрение электронных документов, оптимизация оказания государственных услуг и реализация функций государственных органов, что, в свою очередь, привело к широкому "ассортименту" информационных систем (более 400).
"Однако технологии и мир перешли в цифровой формат, цифровые тенденции. Эти тенденции получили еще больший импульс вследствие пандемийного кризиса COVID-19, который только увеличил общее число и разнообразие вариантов использования ИТ-решений. При этом цифровая трансформация, как существенное изменение текущих процессов, должна соответствовать актуальным мировым требованиям. На сегодняшний день наиболее успешным решением является платформенная модель, которая ускорит обработку данных в реальном времени (анализ, прогнозирование, выявление проблемных точек в социальной и экономической сферах и т. д.), вывод государственных сервисов в короткий срок в проактивный формат за счет переиспользования компонентов и использования данных", – подчеркивают в МЦРИАП.
Что произойдет, если не будет осуществлен данный переход? На этот вопрос в министерстве считают, что огромная сеть разрозненных информационных систем влияет на качество данных. В конечном счете это влияет на сроки предоставления государственных услуг населению. Также на их сопровождение и на интеграцию из бюджета ежегодно выделяются значительные средства. Из года в год сумма растет, учитывая, что каждый государственный орган предусматривает ежегодное сопровождение действующих систем либо замену устаревших систем путем разработки новых. Так, с внедрением платформенной модели и созданием упорядоченной структуры расходы на сопровождение информационных систем значительно сократятся, подсчитали в МЦРИАП.
В качестве примера они приводят банки, которые одними из первых приняли платформенную модель для сбора и анализа информации, необходимой для кредитного скоринга,
а также предоставления персонализированных услуг для клиентов.
В частности, в вопросах перехода на единую платформу изучался опыт Сингапура, Объединенных Арабских Эмиратов, Великобритании, Эстонии, в них также применяется платформенный подход.
Майра Медеубаева