C 2012 до 2025 годы, по данным Генпрокуратуры и МВД РК, в Казахстане свели счеты с жизнью почти две с половиной тысяч несовершеннолетних. Больше всего суицидов в Туркестанской (387), Алматинской (207), Восточно-Казахстанской областях (205), передает корреспондент inbusiness.kz.
В стране реализуется комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида, обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы. Есть совместный приказ министерства здравоохранения и просвещения, где прописан единый алгоритм выявления несовершеннолетних с признаками суицидального поведения и дальнейшей работы с ними, а также алгоритм действия государственных органов по оказанию помощи ребенку, совершившему попытку суицида. На сегодня разрабатывается новый комплексный план. Однако, ситуация с детским суицидом остается плачевной.
Только за первые пять месяцев нынешнего года в стране погибли 89 несовершеннолетних. Также зарегистрировано 195 случаев попыток суицида. При этом специалисты отмечают, что в основном на отчаянный шаг идут дети из вполне благополучных, полных семей. Существующая статистика не дает представления о главных причинах большей части произошедших самоубийств.
На днях общественники и психологи вновь обсуждали вопросы выявления и предотвращения суицида среди несовершеннолетних. Общественники предлагают обучать школьных психологов методам психотерапии.
"На сегодня большинство психологов работает по устаревшим методикам и не знакомы с современными подходами. В некоторых регионах считают, что детей с проблемами аутодеструктивного поведения нужно передать психиатрам. Но специалистов на всех не хватит, койко-мест в больницах тоже. Также, не у всех детей имеются психиатрические расстройства. В основном это проблемы эмоциональные, коммуникативные, взаимодействия с родственниками, сверстниками. Были очень много случаев насилия и других поведенческих расстройств. Если взять мировой опыт всемирная организация здравоохранения подтвердила эффективность когнитивно-поведенческой терапии. Я ратую, чтобы психотерапевтическим методам обучали школьных психологов, потому что это все равно эффективно, если правильно обучить. И школьный психолог может оказывать хорошую качественную помощь", - отметила председатель республиканского общественного фонда "Инновационная психология" Гульжан Вероцкая.
В основе суицидального поведения, говорит она, всегда лежат какие-то исходные факторы риска: это социальные, поведенческие, эмоциональные проблемы, подверженность депрессии, тревожности. И когда к этому добавляется какое-нибудь событие, например произошел конфликт, смерть близкого человека, ожидается сложный этап в жизни, заложенные исходные факторы риска активируются.
"Мы выявляем эти исходные риски, используя информацию пяти специалистов, школьного медика, участкового, социального работника, классного руководителя. В итоге можно без вмешательства медицины решать этот вопрос. Да, есть может 1-2% детей, у которых психиатрические диагнозы выявляются, но это крайне редко. В основном это обычные бытовые, социальные проблемы, которые мы вместе с детьми и их родителями преодолевали", - добавила Гульжан Вероцкая.
Руководитель частного учреждения "Институт семьи Казахстана и Центральной Азии" Эльмира Алиева против того, чтобы загружать дополнительными знаниями школьных психологов.
"Во-первых, это дорого. Во-вторых, у них есть компетенции. В-третьих, это лишняя трата денег. Педагог-психолог в силу образования, он развивает ребенка, его задача, он может наблюдать какие-то проблемы с усвоением учебного материала, изменения настроения, собрать данные, которые видят другие специалисты и потом сопоставить. Они могут какие-то поведенческие детали выявить, но связанные с глубинными психиатрическими нарушениями, нет. Есть специалисты, которые за нарушения отвечают, но это получается клинические психологи, то есть это должны быть медицинские специалисты. Есть МКБ-10, в котором прописаны все проблемы суицидального поведения", - сказала она.
Почему нельзя рассчитывать только на школу
"Школа должна, конечно же, иметь представление об этой проблеме. Но если мы будем фиксироваться только на выявлении и поиске проблем, мы будем упускать время и не будем создавать здоровую атмосферу, которая является основной функциональной частью работы школьного психолога. Пространство в школе должно быть полностью безопасным и поддерживающим. Все силы и ресурсов психологов в первую очередь в школе должны быть направлены на работу с педагогами и персоналом. Педагоги - обычные люди, которые переносят очень большие нагрузки в течение рабочего дня, могут испытывать личностные или какие-то свои возрастные кризисы. И вполне возможно, они не всегда могут быть доступны эмоционально для ребенка. Потому что ребенок чувствует душой и сердцем к кому может обратиться за помощью. Если учитель загружен собственной проблемой и решением только своей педагогической задачи, он не будет доступен. И делать из каждого педагога вахтера, мы уже прошли этот опыт, то здесь нужно немного снизить требования, какие-то критерий поменять, чтобы школу не превратить в центр диагностики", - считает председатель Гражданского альянса Акмолинской области Ирина Терентьева.
Кроме того, эксперты настаивают на том, что проводимое ныне тестирование на психоэмоциональное состояние среди школьников опасно и грозит непоправимыми рисками.
"Когда спрашивают о действии, тогда ребенок напрягается и представляет, а что бы он сделал? Конечно же, это самые страшные риски. На самом деле это преступление, вот так вот наших детей третировать. Когда мы создавали 377-ой приказ, мы так и говорили, что обязательное соглашение с родителями, они должны знать, какие методы использует психолог, содержание методологии и насколько это безопасно для ребенка", – уверена директор частного учреждения "Институт семьи Казахстана и Центральной Азии Эльмира Алиева.
Эксперты говорят, роль отца и матери в решении проблем важна. Но есть и те, которые не признают их наличие. Поэтому необходимо закрепить законодательно и ответственность родителей. Именно они в первую очередь должны наблюдать за изменениями в поведении ребенка, считают эксперты. Если он перестал обращать внимание на свой внешний вид, набрал вес или наоборот сильно похудел, безразличен ко всему, ведет себя вызывающе, стал замкнутым, не общительным, агрессивным, это уже риск.
По данным минздрав, на сегодня в стране функционирует 103 молодежных центров здоровья. В 2022 году туда обратились более 728 628 человек, в 2023 году - 838 859 человек, в 2024 году - 781 084 человек. Чаще всего, если верить статистике, подростки и молодежь обращались к психологам (276 074 человек), гинекологам (120 122), терапевтам (130 800), дерматовенерологам (58 715), урологам (51 972), социальным работникам (36 903), педиатрам (43 569), медицинским сестрам (40 548) и юристам (3158 человек).
Если у вас возникают суицидальные мысли, вы можете получить помощь по следующим номерам телефона: 111, 112, 150, в Астане – 8 (7172) 54-76-03.
Читайте по теме:
В Казахстане тревожно растут подростковые суициды: печальная статистика