C 2012 до 2025 год, по данным Генпрокуратуры и МВД РК, в Казахстане свели счеты с жизнью почти две с половиной тысячи несовершеннолетних. Больше всего суицидов в Туркестанской (387), Алматинской (207), Восточно-Казахстанской (205) областях, передает корреспондент inbusiness.kz.
В стране реализуется комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида, обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы. Есть совместный приказ министерства здравоохранения и просвещения, где прописан единый алгоритм выявления несовершеннолетних с признаками суицидального поведения и дальнейшей работы с ними, а также алгоритм действия государственных органов по оказанию помощи ребенку, совершившему попытку суицида. На сегодня разрабатывается новый комплексный план. Однако ситуация с детским суицидом остается плачевной.
Только за первые пять месяцев нынешнего года в стране погибли 89 несовершеннолетних. Также зарегистрировано 195 случаев попыток суицида. При этом специалисты отмечают, что в основном на отчаянный шаг идут дети из вполне благополучных, полных семей. Существующая статистика не дает представления о главных причинах большей части произошедших самоубийств.
На днях общественники и психологи вновь обсуждали вопросы выявления и предотвращения суицида среди несовершеннолетних. Общественники предлагают обучать школьных психологов методам психотерапии.
"На сегодня большинство психологов работают по устаревшим методикам и не знакомы с современными подходами. В некоторых регионах считают, что детей с проблемами аутодеструктивного поведения нужно передать психиатрам. Но специалистов на всех не хватит, койко-мест в больницах тоже. Также не у всех детей имеются психиатрические расстройства. В основном это проблемы эмоциональные, коммуникативные, взаимодействия с родственниками, сверстниками. Было очень много случаев насилия и других поведенческих расстройств. Если взять мировой опыт, Всемирная организация здравоохранения подтвердила эффективность когнитивно-поведенческой терапии. Я ратую, чтобы психотерапевтическим методам обучали школьных психологов, потому что это все равно эффективно, если правильно обучить. И школьный психолог может оказывать хорошую, качественную помощь", – отметила председатель республиканского общественного фонда "Инновационная психология" Гульжан Вероцкая.
В основе суицидального поведения, говорит она, всегда лежат какие-то исходные факторы риска – это социальные, поведенческие, эмоциональные проблемы, подверженность депрессии, тревожности. И, когда к этому добавляется какое-нибудь событие, например, произошел конфликт, смерть близкого человека, ожидается сложный этап в жизни, заложенные исходные факторы риска активируются.
"Мы выявляем эти исходные риски, используя информацию пяти специалистов, школьного медика, участкового, социального работника, классного руководителя. В итоге можно без вмешательства медицины решать этот вопрос. Да, есть, может, 1-2% детей, у которых психиатрические диагнозы выявляются, но это крайне редко. В основном это обычные бытовые, социальные проблемы, которые мы вместе с детьми и их родителями преодолевали", – добавила Гульжан Вероцкая.
Руководитель частного учреждения "Институт семьи Казахстана и Центральной Азии" Эльмира Алиева против того, чтобы загружать дополнительными знаниями школьных психологов.
"Во-первых, это дорого. Во-вторых, у них есть компетенции. В-третьих, это лишняя трата денег. Педагог-психолог в силу образования развивает ребенка, его задача – он может наблюдать какие-то проблемы с усвоением учебного материала, изменения настроения, собрать данные, которые видят другие специалисты, и потом сопоставить. Они могут какие-то поведенческие детали выявить, но связанные с глубинными психиатрическими нарушениями – нет. Есть специалисты, которые за нарушения отвечают, но это, получается, клинические психологи, то есть это должны быть медицинские специалисты. Есть МКБ-10, в котором прописаны все проблемы суицидального поведения", – сказала она.
Почему нельзя рассчитывать только на школу
"Школа должна, конечно же, иметь представление об этой проблеме. Но если мы будем фиксироваться только на выявлении и поиске проблем, мы будем упускать время и не будем создавать здоровую атмосферу, которая является основной функциональной частью работы школьного психолога. Пространство в школе должно быть полностью безопасным и поддерживающим. Все силы и ресурсы психологов в первую очередь в школе должны быть направлены на работу с педагогами и персоналом. Педагоги – обычные люди, которые переносят очень большие нагрузки в течение рабочего дня, могут испытывать личностные или какие-то свои возрастные кризисы. И, вполне возможно, они не всегда могут быть доступны эмоционально для ребенка. Потому что ребенок чувствует душой и сердцем, к кому может обратиться за помощью. Если учитель загружен собственной проблемой и решением только своей педагогической задачи, он не будет доступен. И делать из каждого педагога вахтера, мы уже прошли этот опыт, то здесь нужно немного снизить требования, какие-то критерии поменять, чтобы школу не превратить в центр диагностики", – считает председатель Гражданского альянса Акмолинской области Ирина Терентьева.
Кроме того, эксперты настаивают на том, что проводимое ныне тестирование на психоэмоциональное состояние среди школьников опасно и грозит непоправимыми рисками.
"Когда спрашивают о действии, тогда ребенок напрягается и представляет, а что бы он сделал? Конечно же, это самые страшные риски. На самом деле это преступление – вот так вот наших детей третировать. Когда мы создавали 377-й приказ, мы так и говорили, что обязательное соглашение с родителями, они должны знать, какие методы использует психолог, содержание методологии и насколько это безопасно для ребенка", – уверена директор частного учреждения "Институт семьи Казахстана и Центральной Азии" Эльмира Алиева.
Эксперты говорят, роль отца и матери в решении проблем важна. Но есть и те, которые не признают их наличие. Поэтому необходимо закрепить законодательно и ответственность родителей. Именно они в первую очередь должны наблюдать за изменениями в поведении ребенка, считают эксперты. Если он перестал обращать внимание на свой внешний вид, набрал вес или, наоборот, сильно похудел, безразличен ко всему, ведет себя вызывающе, стал замкнутым, не общительным, агрессивным – это уже риск.
По данным минздрава, на сегодня в стране функционирует 103 молодежных центра здоровья. В 2022 году туда обратились более 728 628 человек, в 2023 году – 838 859 человек, в 2024 году – 781 084 человека. Чаще всего, если верить статистике, подростки и молодежь обращались к психологам (276 074 человека), гинекологам (120 122), терапевтам (130 800), дерматовенерологам (58 715), урологам (51 972), социальным работникам (36 903), педиатрам (43 569), медицинским сестрам (40 548) и юристам (3158 человек).
Если у вас возникают суицидальные мысли, вы можете получить помощь по следующим номерам телефона: 111, 112, 150, в Астане – 8 (7172) 54-76-03.
Читайте по теме:
В Казахстане тревожно растут подростковые суициды: печальная статистика