Ставка вознаграждения – 4%, мечта любого заемщика. Но насколько реально воспользоваться данной программой всем желающим, выяснял inbusiness.kz.
Очередь на очередь
На сайтах казахстанских банков растиражированы условия льготного кредитования. Но есть небольшая приписка – прием новых заявок временно приостановлен. Во всяком случае, Halyk Homebank. А условия действительно заманчивые: без первоначального взноса и комиссии и всего под 4% годовых. Да и документов собирать никаких не надо. Просто песня какая-то. В чем подвох? С таким вопросом обратились к эксперту в этой области, главному редактору журнала "За рулем" в Казахстане Алексею Алексееву. По его мнению, потенциальные автовладельцы ждут программу с начала года.
"В настоящее время продажи новых автомобилей замедлились именно из-за ожидания возобновления этой программы, вернее, вливания в нее нового транша в 100 млрд тенге", – отметил Алексей.
По мнению эксперта, данная программа должна поспособствовать продвижению продаж.
"Минусов у нее нет, разве что ориентация только на отечественный автопром – наши автосборочные заводы. И верхнее ограничение по сумме кредитования. Лично у меня нет большого оптимизма, что в текущем году значительно вырастут продажи. По сути, данных вливаний хватит на 8-10 тысяч автомобилей. Что равно трем неделям торговли. Но даже при этом мало кто из новых покупателей успеет воспользоваться программой: за предыдущее время выросла огромная очередь из желающих", – отмечает эксперт.
Автопром как драйвер
По итогам прошлого года развитие автопрома страны показало неплохие результаты. Машиностроение признано драйвером обрабатывающей отрасли. Согласно данным Energyprom.kz, отрасль продемонстрировала рост на 20,4%, при этом существенную долю в секторе занимает производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов, выросшее сразу на 24,3%, до 739,1 млрд тенге. Доля автопрома от машиностроения уже второй год подряд составляет около трети объема. Хотя еще в 2015 году показатель достигал лишь 13%. Автопром входит в число приоритетных отраслей в ГППИР на ближайшие годы. По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана, объем производства автопромышленности страны составил 782,1 млрд тенге против 612,8 млрд тенге в 2020 году. Как отмечает эксперт, в марте объем продаж новых автомобилей в Казахстане взлетел по сравнению с мартом прошлого года на 28%. Хотя, конечно, прошлый год трудно назвать показательным, пандемия еще заправляла всем. Но если сравнивать с Россией, то там продажи в марте рухнули на 63%. Впрочем, тоже по объективным причинам.
Что можно купить на автокредит?
Как отмечает Алексей Алексеев, новая программа револьверная, т. е. новые поступления от заемщиков поступают в систему и распределяются среди очередников. Чтобы ускорить получение кредита, можно купить место в очереди. И это тоже бизнес. А вот что можно купить на сумму, где максимальный кредит не более 15 млн тенге?
Как отмечает эксперт, выбор сегодня не очень большой, в основном это автомобили казахстанского и китайского производства.
"Они пока еще есть. На большинство популярных моделей лист ожидания от 6 месяцев до 3 лет. На 15 млн тенге сегодня можно купить множество моделей автомобилей, несмотря на существенное подорожание. От малолитражек до городских внедорожников среднего класса, но не более. Рекорды бьют корейские марки, занимая доминирующее положение в топ-10. В основном по причине стабильных цен, казахстанского производства, разнообразия моделей, количества доступных опций и яркого дизайна. Отлично себя чувствуют китайские машины, наращивают продажи "Лада", "Шевроле", – отмечает эксперт.
И конечно, при любой погоде спросом пользуются, автомобили подешевле. Сегодня это "Шевроле-Кобальт", "Рено-Логан", "Лада-Гранта". Что касается цен и доллара, то не стоит ожидать, что автомобили подешевеют вслед за курсом. По мнению эксперта, все, на что можно рассчитывать, – это уменьшение количества дополнительного оборудования.
"Но и даже на это не всегда. Продолжается всемирный дефицит полупроводников, он влияет на дефицит автомобилей у дилеров. В этих условиях мы можем жить еще более года, а в условиях дефицита и повышенного спроса не приходится рассчитывать на снижение цен", – отмечает Алексей Алексеев.
Марина Попова