Уголь – наша новая нефть?

Алексей Банцикин Алексей Банцикин
11611

Министерство энергетики ставит задачу повысить глубину переработки добываемого в стране угля, заявил директор департамента развития угольной промышленности Владимир Клякин.

Уголь – наша новая нефть?

Казахстан находится на 10 месте в мире по запасам твердого "черного золота", отметил представитель Минэнерго в ходе круглого стола, проводившегося в рамках международного форума горно-металлургической промышленности. Страна обладает 33,6 млрд тонн подтвержденных запасов угля, которые расположены в недрах 44 месторождений.

- За годы независимости в нашей стране было добыто 1,2 миллиарда тонн угля, 600 миллионов тонн было направлено на экспорт. Примерно 72 процента электроэнергии в стране вырабатывается из угля, – рассказал Клякин.

Кризис обнажил проблему падения спроса на уголь. Соседняя Россия, ежегодно принимавшая до 18% экибастузского угля, сократила закупки. Это связано с принятой программой модернизации российских угольных ТЭЦ Сибири и Урала, с их последующим переходом на топливо Новокузнецкого угольного бассейна. В качестве ответа на этот вызов современности Минэнерго предлагает угольщикам изменить свое отношение к добытому полезному ископаемому.

- Мы уже не можем поставлять на экспорт рядовой необогащенный уголь, выигрывая за счет низкой цены. Нужны качественные изменения, нужна глубокая переработка, – пояснил директор отраслевого департамента. – Сегодня мы добываем на уровне 100-150 миллионов тонн в год, и этого с лихвой хватит для производства новых продуктов углехимии.

Определено пять направлений, в которых будет развиваться отрасль в ближайшее время. Первое – освоение технологий брикетирования. Пионером этой технологии стало карагандинское ТОО "Гамма", где научились выпускать брикетированный уголь, востребованный в Европе.

Вторым направлением станет очистка угля с увеличением его теплотворной способности и уменьшением зольности. Такая работа уже проводится на крупных угольных предприятиях Казахстана, где устанавливаются зарубежные дробильно-сортировочные комплексы. Помимо этого ведется работа по производству кокса – топлива для металлургических предприятий, а также дополнительная переработка угля, уходящего в отвалы.

Новыми направлениями для Казахстана станут глубокая переработка угля (с последующим производством из него бензина, дизельного топлива и масел), а также добыча метана угольных пластов.

О метане весьма подробно рассказал заслуженный горняк Казахстана, доктор технических наук, профессор НИИ угольной промышленности Николай Дрижд. Ученый уверен, что решение проблемы добычи и утилизации метана (шахтного газа) необходимо, в первую очередь, для безопасности шахтеров. Попутно можно использовать добытое сырье как для бытовых нужд населения, так и для транспорта.

Несколько лет назад эта идея была поддержана главой государства, увидевшего в этом большой потенциал для развития Казахстана. Однако ряд нерешенных технических вопросов помешали ее реализовать. Но как говорится, лед тронулся. По информации Николая Дрижда, сегодня на Шерубай-Нуринском участке в Карагандинском угольном бассейне силами СПК "Сарыарка" ведется бурение четырех опытно-промышленных скважин и двух разведывательных. Интерпретация полученных данных ведется новым методом, и результаты свидетельствуют о значительных запасах метана в пластах.

- Для покрытия потребностей Караганды и Астаны необходимо около 4,5 миллиарда кубометров газа, а в недрах угольных пластов Карагандинского бассейна находится до 700 миллиардов кубометров, – утверждает профессор. – У нас в каждом пласте его, примерно, 20-30 тонн.

Однако, по мнению экспертов, все не так просто. Низкая проницаемость пластов (высокая плотность породы) не предполагают стабильной добычи. Метан гораздо легче добывать в районах законсервированных шахт, где газ выдавливается на поверхность большими объемами воды. Что, собственно, и подтверждает опыт Шерубай-Нуринского участка, находящегося на месте бывших выработок.

Есть и еще один вопрос. Прежде чем приступать к промышленной добыче метана, его запасы нужно оценить и поставить на баланс Госкомитета по запасам полезных ископаемых РК. А это работа не одного дня. Кроме того, в случае если метан официально признают извлекаемым полезным ископаемым, владельцев существующих угольных предприятий может ожидать штраф за его нерациональное использование и новый раут переговоров с правительством по налогу на его добычу. Все эти проблемы существенно влияют на активность угольщиков по освоению этого вида топлива.

- Губернатор Кузбасса Аман Тулеев тоже собирался превратить Новокузнецк в газовую провинцию, но сегодня к этой идее уже никто не возвращается, – заметила профессор российского Национального исследовательского технологического университета на базе МИСиС Нина Каледина. – Думаю, что к реализации идеи добычи метана нужно подходить обдуманно, учитывая, что разные пласты угля по-разному отдают содержащийся в них газ. Именно поэтому добыча идет легче на шахтных полях.

Эксперт считает, что в Казахстане нужно развивать потенциал лабораторий по исследованию пластов.

Несколько лучше, чем с метаном, обстоят дела с переработкой угля в жидкое топливо. Марат Набиев, генеральный директор ТОО "Он Олжа", разрабатывающего месторождение Сарыадыр, на свой страх и риск открыл на своем предприятии центр по изучению свойств добываемого угля.

- Как только мы стали владельцами разреза, мы искать, что же еще можно произвести из угля, – рассказывает глава предприятия. – Сегодня мы готовы наладить производства широкой линейки продуктов.

Помимо синтетического бензина, здесь могут производить синтез-газ (сырье для химической промышленности), удобрения для агропрома и даже… сплавы! Еще несколько лет назад была разработана технология производства ферроселикоалюминия и ферроселикомарганца – продукта, служащего присадкой-раскислителем для повышения прочности легированной стали, – из угля Сарыадырского месторождения.

С прицелом на будущее предприниматель Марат Набиев готов даже освоить производство топливного водорода из угля. Соответствующие консультации ведутся с московскими специалистами. Кроме того, благодаря внедрению передовых методов сортировки, очистки и обогащения угля, "Он Олжа" является одним из немногих предприятий, которое не потеряло объемов поставок на российский рынок.

И, тем не менее, ведущей темой обсуждения на круглом столе стало производство бензина из угля. Это говорит об общемировом экономическом тренде – чем ниже стоимость нефти, тем устойчивее интерес к углехимии. По мнению эксперта-геолога ТОО "Два Кей" Мурата Сайдуакасова, существующие в мире технологии позволяют уже сейчас вырабатывать угольный бензин марок Евро-4 и Евро-5 в количестве, покрывающем объем потребления на внутреннем рынке Казахстана. А добытую нефть можно будет целиком отправлять на экспорт.

- Один углехимический комбинат мощностью в 25 миллионов тонн в год может заменить нефтеперерабатывающий завод, выпускающий до 8-19 миллионов тонн бензина и дизтоплива, – считает ученый.

По его информации, сегодня в мире строится 191 завод по переработке угля в синтетическое топливо. При этом себестоимость такого продукта при всех издержках ниже, чем цена производства топлива из нефти. Однако, по мнению профессионалов, сегодня нет какой-то единой универсальной технологии, которая могла бы использоваться абсолютно для всех видов угля. А этих самых видов в Казахстане – великое множество.

Впрочем, использование нетрадиционного топлива – вопрос пусть даже не очень далекого, но будущего. Пока же стоит вопрос о повышении эффективности работы существующих ТЭЦ. Директор по энерготехнологиям Научно-исследовательского инжинирингового центра Евразийской группы Калкаман Сулейменов рассказал о новых технологиях повышения энергоемкости угля, используемого на традиционных угольных электростанциях.

Участники круглого стола согласились с тем, что вопрос нестандартного использования угля требует серьезного изучения. Но… идей полно, а где взять средства? В условиях экономического кризиса, секвестрования бюджета и сокращения финансирования исследований этот вопрос звучит, скорее, как риторический.

Заграница тоже не рвется нам помогать. Эксперты обратились к представителям Минэнерго с просьбой разработать программу развития угольной отрасли, включив в нее все упомянутые направления. Кроме того, жизненно необходимо, чтобы инвестор, возжелавший вложиться в казахстанскую углехимию, мог рассчитывать на определенный набор налоговых льгот. А до той поры самые радужные идеи о барышах, что принесут нам инновации, будут выглядеть обычным прожектерством.

 

Алексей Банцикин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться