Видимая верхушка айсберга – образовавшийся долг по заработной плате перед строителями подрядных организаций в сумме более 100 млн тенге. Та его часть, что под мутной водой – разногласия между партнерами ТОО "Фирма Автодорсервис".
В минувшую субботу 450 рабочих трех субподрядных фирм - ТОО "АДСТ-К", ТОО "Акмоладорсервис", ТОО "ДАК-Т", занятых на строительстве одного из участков автобана в пригороде Павлодара, приостановили работы. Остановлено и строительство путепровода на станцию Спутник. Ни зарплаты (последняя была в апреле), ни средств на приобретение стройматериалов и ГСМ попросту нет.
На вопрос abctv.kz о сроках возобновления финансирования и продолжения работ генеральный директор ТОО Фирма "Автодорсервис" Виталий Процентов однозначного ответа дать не смог. "Сейчас я веду активные переговоры с АО НК "КазАвтоЖол", которое является генеральным заказчиком и куратором программы по строительству дорог "Нурлы Жол". Практически каждую неделю выезжаю в Павлодар для разрешения ситуации, веду переговоры с банками, подаю ходатайства и обращения в суд, пытаюсь довести до всех серьезность ситуации. Я привлек внимание СМИ к этой ситуации, обратился за помощью в администрацию президента, канцелярию премьер-министра, министерство финансов, Национальную палату предпринимателей, к уполномоченному по защите прав предпринимателей. Я буду добиваться возобновления финансирования и постараюсь сделать это в кратчайшие сроки, в которые это возможно. От себя хочу обратиться к руководителям субподрядных организаций, к рабочим – отнеситесь, пожалуйста, с пониманием к сложившейся ситуации. Я постараюсь сделать все возможное, что в моих силах. Еще никогда "Автодорсервис" не подводил своих партеров, не поведем и в этот раз. Дайте нам немного времени, и мы приложим все усилия для разрешения этой ситуации", - говорит Виталий Процентов.
Пока паны дерутся…
Как рассказал abctv.kz Виталий Процентов, в 2014 году на тендер, проводимый АО НК "КазАвтоЖол", предприятие ТОО "Автодорсервис" шло вместе с АО "К-Дорстрой", которое, как субподрядчик, должно было взять на себя бетонные работы по реконструкции дороги. "После победы в тендере и заключения генерального контракта с АО НК "КазАвтоЖол" срок выполнения таких работ наступал в 2015 году. Но АО "К-Дорстрой" в лице генерального директора В. Лазарева отказалось от выполнения таких работ, сообщив, что сможет приступить к реконструкции дороги лишь в 2016 году, имеется официальное письмо от них по данному поводу. Срыв сроков грозил штрафами и невыполнением контракта. Мы едва успели нанять другого субподрядчика для выполнения этих работ. Узнав об этом, Зейнулла Какимжанов (второй учредитель предприятия – прим. авт.) потребовал продолжить сотрудничество с АО "К-Дорстрой". Я отказался, поскольку перенос сроков был невозможен, грозил штрафами, и отказ от сотрудничества с "К-Дорстроем" произошел по вине последнего", - говорит господин Процентов.
Камень в отношения был брошен. Круги не заставили себя ждать. Дошло до того, что поднялся вопрос о смене генерального директора "Автодорсервиса". "Не найдя реальных причин для смещения меня, второй стороной была разработана некая незаконная схема. Согласно ей, вторая сторона единолично приняла решение о назначении нового генерального директора "Автодорсервиса", несмотря на то, что согласно Уставу и вышеуказанного закона, такое решение должно приниматься исключительно с согласия обоих участников и при наличии 75% голосов", - говорит г-н Процентов.
И вот уже почти три месяца Виталий Процентов, по его словам, не может добиться правды. "Управление юстиции и налоговый комитет Алматинского района Алматы, несмотря на нарушение норм закона и требований Устава, провели регистрацию Д. Гусева (ставленника Какимжанова) в качестве генерального директора. На мои жалобы в департамент юстиции, департамент госдоходов, Минфин, прокуратуру Алматы мне даются отписки и советы обратиться в суд. И Какимжанов, и Гусев инициируют в моем отношении уголовные дела, подаются надуманные иски ко мне о якобы причиненном ущербе "Автодорсервису" в результате не заключения контракта с "К-Дорстроем", подаются иски уже от лица "Автодорсервис" к банкам второго уровня, которые опасаются предоставлять Гусеву доступ к распоряжению банковскими счетами", - рассказывает он. Результатом выяснения отношений между учредителями явилась остановка строительство дороги.
Автобан Павлодар-Астана строится в рамках программы "Нурлы Жол". Дорогу планировалось сдать в эксплуатацию к началу Всемирной выставки Экспо-2017.
Когда зарплата есть и дело спорится
Пока учредители алматинской фирмы выясняют отношения, ведутся работы на другом крупном проекте этого лета - трехпролетном вантовом (висячем) мосту через основное русло Иртыша длинной 476 метров, аналогов которому в Центральной Азии нет. "Ширина моста - 27 метров, с каждой стороны предусмотрено по две полосы. Общая стоимость проекта составляет 53,8 млрд тенге", - говорит директор филиала АО "Казахдорстрой" Булат Мухамеджанов. В казахстанском проекте приняла участие и российская компания. ЗАО "Курганстальмост", начиная с лета 2015 года, изготовил и поставил 9,6 тыс. тонн металлоконструкций для мостового перехода через Иртыш. Центральная часть мостового перехода представлена неразрезным металлическим пролетным строением. Мостовой переход через Иртыш станет частью масштабного республиканского проекта по развитию транспортной инфраструктуры: четырехполосного автобана Астана–Павлодар –Усть-Каменогорск, который свяжет центральную часть Казахстана и соседние регионы России. К слову, по словам Булата Мужамеджанова, долгов перед работниками по зарплате нет. "В среднем зарплата составляет 120-130 тыс. тенге. Это кто работает на специальностях, не требующих особой квалификации. Квалифицированные работники получают 200-250 тыс. тенге. Это крановщики, экскаваторщики", - говорит он.
К слову, это не единственный проект в сфере мостостроительства, реализуемый в Павлодарской области. Полным ходом идет возведение и реконструкция мостов, транспортных развязок и путепроводов на автомобильных дорогах области. Кроме того, ведется капитальный ремонт моста через реку Ащису на участке автомобильной дороги Ульяновский–Керней–Умуткер–Баянаул–Майкаин–Калкаман.
По информации пресс-службы акима Павлодарской области, в регионе - бум дорожного строительства. "На сегодняшний день здесь возводится полтора десятков мостов, что дает хороший импульс развитию экономики и инвестиционной привлекательности региона. Через реку Иртыш ведется строительство четырех мостов, в том числе через сам Иртыш, реку Усолка и озеро Щучье. Основные дорожно-строительные материалы на объект приобретаются у местных предпринимателей – это щебень, песчано-гравийная смесь, битум и другие материалы. Из других регионов завозят цемент, металл и ванты для основного моста через Иртыш. Стоит отметить, что в реализации данного проекта заняты около ста предприятий малого и среднего бизнеса, оказывающие услуги общественного питания и транспортные услуги".
Марина Попова, Павлодар