/img/tv1.svg
RU KZ
Уйти, чтобы вернуться

Уйти, чтобы вернуться

Глава КГД передумал закрываться от общественности.

20:37 07 Октябрь 2016 2912

Уйти, чтобы вернуться

Автор:

Ирина Севостьянова

Комитет государственных доходов министерства финансов все-таки остается в социальных сетях. Напомним, накануне глава КГД Даулет Ергожин заявил о "сворачивании" аккаунтов комитета и попрощался со всеми на своей личной странице в Facebook. Но в пятницу ситуация изменилась. В группе "Борьба с теневой экономикой" господин Ергожин написал: "Было ощущение, что нас стало слишком много в социальных сетях. Поэтому было такое намерение уйти в оффлайн, от которого мы отказались, после того как увидели реакцию наших подписчиков".

Мы писали, что решение об уходе из соцсетей последовало после коллегии генеральной прокуратуры, где генпрокурор Жакып Асанов обрушился с резкой критикой на фискалов и руководство комитета госдоходов. По сути, прозвучали практически прямые обвинения в адрес комитета госдоходов за подтасованные уголовные дела и жесткое давление на бизнес.

Комментируя abctv.kz свое решение, господин Ергожин пояснил: "Много людей написали, что им так легче доносить свои вопросы до нас, мы и решили остаться. А уходить мы думали давно, это не связано напрямую с выступлением ГП. Раз есть критика, значит, есть вопрос на который мы должны сами найти ответ. Будем совершенствовать нашу работу. Москва тоже не сразу строилась".

 Критику генпрокуратуры глава КГД в какой-то мере признал и даже сообщил, что будет проведен анализ работы службы экономических расследований. Если главный надзирающий орган указывает на необходимость дальнейшего улучшения работы какого-то из подразделений нашего органа, мы сейчас примемся за выполнение этой задачи. В первую очередь, мы проанализируем всю деятельность службы экономического расследования, как они работали", - сказал он журналистам в кулуарах заседания Координационного совета руководителей налоговых служб государств - участников СНГ, в пятницу в Алматы.

Но при этом подчеркнул, что даже при проведении проверок (на них особо указали в генпрокуратуре) работа бизнеса не останавливается. Ну а о результатах проверок говорит статистика: по 25% обжалованных актов были откорректированы суммы, в 85% суд признал правоту фискалов.

"Проверки, которые проводятся комплексно, по инициативе Комитета госдоходов, все налоговые проверки – результативны. По системе управления рисков выявляется предприятие, которое занижает обороты либо уклоняется от уплаты налогов, поэтому проверка проводится в строгом соответствии с налоговым законодательством. Если предприятие не согласно с актом налоговой проверки, оно обжалует действия проверяющих", – подчеркнул господин Ергожин. Подробнее в материале: "Ергожин ответил прокуратуре на «закошмаривание» бизнеса".

Ирина Севостьянова.

Налоговую вертикаль поменяют на горизонталь

19 Октябрь 2016 17:05 9050

Даулет Ергожин просит доступ ко всем финансовым документам компаний, взамен обещая не ходить с проверками.

Об упрощении системы уплаты налогов, ожидающем отечественный бизнес уже в следующем году, проинформировал депутатов Парламента при посещении ими таможенного поста «Шымкент-Центр таможенного оформления» (ЦТО) ДГД по ЮКО Председатель Комитета государственных доходов МФ РК Даулет Ергожин.

Как он сразу отметил, введение единого лицевого счета, объединившего налоговые и таможенные лицевые счета, в разы сократило время обработки запросов с концентрацией всей информации по налогоплательщику в одном месте: «Если прежде платежи передавались в течение одного-полутора рабочих дней по схеме «филиал банка - головной банк - НацБанк РК – Казначейство - КГД РК», то теперь мы работаем напрямую, то есть информация с банков напрямую поступает на лицевые счета в течение одной минуты».

Говоря еще об одном эффекте, объединении кодов бюджетной классификации (КБК), главный фискал страны напомнил, что в 2015 году из 215 КБК было сокращено 119 КБК или более 57% от общего количества.

По его данным, это позволило упростить взаиморасчеты населения и бизнеса с бюджетом, сократить количество платежных документов на 27% (с 9,6 млн до 7 млн), зачетов и возвратов, ошибочно зачисленных сумм налогов на 39,8% (с 976,3 тыс. до 615 тыс.), инкассовых распоряжений на 22% (с 860 тыс. до 674 тыс.), снизить нагрузку на информационные системы.

Поэтому для наращивания дальнейшего позитивного эффекта Комитет намерен в дальнейшем дополнительно сократить еще более 25% кодов - с 96 до 71.

На кардинальную перестройку принципа взаимоотношений с налогоплательщиками нацелено внедрение, так называемого, горизонтального мониторинга, который заменит контролирующую функцию налоговой проверки на доверительное партнерство.

Концепция горизонтального мониторинга, напомним, была разработана налоговой службой Нидерландов, где и была применена впервые. Она заключается в том, что предприниматель добровольно раскрывает формы учета финансово-хозяйственной деятельности и предоставляет постоянный доступ к бухгалтерским данным, тогда как госорган своевременно обеспечивает консультационную помощь без проведения проверок. Преимуществами горизонтального мониторинга эксперты называют уменьшение риска применения бизнесом различных схем ухода от налогов, а также сокращение проверок и связанных с этим расходов.

Даулет Ергожин определил суть нововведения следующим образом: «Вы даете нам доступ к вашей финансовой отчетности и информации, а также некоторым бухгалтерским проводкам. Мы к вам не приходим. Вообще никогда. Но единственное - мы можем, у нас должно быть право поправлять вашего бухгалтера. К примеру, указать, что проводится какая-то сомнительная операция и т.д.».

Он добавил, что новый принцип работы уже начал отрабатываться с крупными компаниями. По информации пресс-службы КГД Министерства финансов РК, горизонтальный мониторинг в Казахстане апробируется в этом году в пилотном режиме. В частности, в рамках заключенных меморандумов с двумя национальными компаниями совместно с налогоплательщиками без вручения каких-либо предписаний, открытия каких-либо налоговых проверок рассматриваются вопросы правильности исчисления налоговых обязательств по отдельным видам налогов.

«Бухгалтера этих компаний очень рады и готовы дальше продолжать работать с нами по новому принципу, - отметил глава КГД. -- Поэтому мы эту систему двигаем и хотим ее закрепить законодательно. Наработки уже есть, переговоры с «Самрук-Қазына», всеми  его «дочками» и крупными банками проведены. Уже есть понимание, какие данные предполагается давать. Мы их распишем и в следующем году примем законопроектом».

Ожидается, что горизонтальный мониторинг в 2017 году будет внедрен органами госдоходов в отношении 300 крупных налогоплательщиков.

Еще одной мерой, направленной на улучшение налогового администрирования, станет применение нового подхода к проверкам крупных налогоплательщиков и инвесторов.

«Сейчас есть нарекания по действующему механизму, - пояснил выступающий. – Как сейчас это выглядит: проверяющий пришел, составил акт проверки, вручил, потом начинаются суды, разборки, жалобы и т.д. Мы решили поменять весь процесс и уже его прописали.

Теперь это будет иначе. После проверки предоставляется налогоплательщику проект акта. Он еще не считается врученным, так как не подписан. У налогоплательщика есть время познакомиться с ним, после чего он, в случае несогласия, уведомляет об этом проверяющего. Проект акта и уведомление о несогласии направляется в КГД, проверяющий должен обосновать перед центральным аппаратом результат проверки и претензии.

То есть мы выступаем своего рода арбитрами до момента вынесения акта. После того, как все разобрались, все точки расставили, составляется окончательный акт налоговой проверки. Потом он вручается налогоплательщику. Таким образом, окажутся услышанными все стороны».

Председатель Комитета также поведал, что предусмотрело ведомство для дальнейшего урегулирования спорных вопросов, в данном случае – несогласии с вышедшим актом: «Есть два варианта последующих действий предпринимателя - подать на апелляцию или пойти в суд. Досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется КГД. То есть раньше апелляция рассматривалась у нас – недовольные приходили к нам в центральный аппарат и жаловались на областные департаменты. Конечно, здесь есть моменты конфликта интересов.

Поэтому для объективной оценки досудебных споров было внесено предложение осуществлять досудебное урегулирование споров на уровне апелляционной комиссии при Министерстве финансов, с включением в нее представителей других заинтересованных государственных органов, НПП, общественников, мажилисменов и т.д. Такое предложение уже внесено, и проект подготовлен».

Указанные нововведения, внедряемые органами госдоходов, подчеркнул Даулет Ергожин, направлены в первую очередь на защиту бизнеса путем снижения административного присутствия.

В целом, по прозвучавшей из уст Даулета Ергожина информации, за 9 месяцев текущего года органами государственных доходов была проведена 61071 проверка, в том числе налоговых - 60 220, таможенных – 871.

Клара Ларина, Шымкент

Ергожин ответил прокуратуре на «закошмаривание» бизнеса

07 Октябрь 2016 20:17 7575

Словесная пикировка налоговиков и Генпрокуратуры продолжилась.

Сегодня в кулуарах заседания Координационного совета руководителей налоговых служб государств - участников СНГ глава комитета государственных доходов Даулет Ергожин ответил на прозвучавшую накануне со стороны заместителя генпрокурора РК Марата Ахметжанова критику о том, что налоговики «кошмарят» бизнес проверками. По словам Ергожина, его ведомство хоть и разделяет озабоченность главного надзорного органа, но имеет и свои аргументы для проведения проверок.

«Мы эту критику воспринимаем нормально. Сейчас мы проведем соответствующий анализ деятельности службы экономических расследований налоговых органов и затем как-то будем, наверное, перестраивать нашу работу. Налоговые проверки, когда проводятся, не парализуют никакие предприятия. Проверки, которые проводятся комплексно, по инициативе комитета государственных доходов, все налоговые проверки - они результативны. По системе управления рисков выявляется предприятие, которое занижает обороты либо уклоняется от уплаты налогов, поэтому проверка проводится в строгом соответствии с налоговым законодательством. Если предприятие не согласно с актом налоговой проверки, оно обжалует действия проверяющих. За истекший период времени порядка 25% актов, которые были обжалованы налогоплательщиками - нами были вынесены решения в пользу них самих. Где-то были сокращены суммы доначислений, где-то откорректированы и так далее. Но в 75% случаев это стопроцентное подтверждение органов государственных доходов. Затем, если человек не согласен, обращается в суд. В судебных органах мы практически свыше 85 процентов исков всех выигрываем. В 2016 году объем налоговых проверок по сравнению с прошлым годом в количественном отношении вырос. Но, с точки зрения проверок, которые наносят какие-то дополнительные налоги или штрафы для предпринимателей, они не увеличились. В основной массе проводятся хронометражные обследования. Мы приходим на предприятие, сидим, анализируем его деятельность без вынесения штрафов, пеней. Просто потом затем рекомендуем бизнесу что-то делать. Видно, бизнесу не нравится, что мы рекомендуем им выходить из тени", - подчеркнул Даулет Ергожин.

Напомним, что накануне заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов заявил, что сотрудники службы экономических расследований Комитета по госдоходам, развращают добросовестных бизнесменов путем бесконечных проверок. По его словам они нашли лазейку - проверять бизнес, задействовав силовиков.

«Налоговики писали письмо службе экономических расследований, те, как говорили, передавали в службу аудита. Это считается, как поручение органам уголовного преследования. Хотя никакого криминала здесь не было. Годами мы нарабатывали механизмы защиты бизнеса от незаконных проверок. И у нас имелась система управления рисками, порядок назначения проверок. И в стенах прокуратуры, комитета по правовой статистике, которые обязаны регистрировать по веским основаниям эти проверки и допускать после этого госчиновников для проверки бизнеса. Но через уголовно-процессуальный кодекс нашли зеленый коридор, в обход всех этих мероприятий, якобы как поручение следователей. Весь этот «состав экспресса» на полном ходу врезался и пошел «кошмарить» бизнес. Вот такие моменты развращают добросовестных предпринимателей, видящих, как легко можно заработать, не являясь субъектом налогового администрирования, не являясь юридическим лицом», - отметил представитель Генеральной прокуратуры.

В свою очередь Даулет Ергожин сегодня в ходе общения с журналистами прокомментировал и еще одну актуальную тему – необходимость отмены НДС и введения налога с продаж. По его словам этот вопрос требует тщательной проработки, работает комиссия, в которую входят не только фискальные органы, но и представители бизнеса и все мнения учитываются.

Заместитель председателя Комитета государственных доходов Аргын Кипшаков  отметил, что  в мажилисе рассматривается проект Кодекса государственных доходов, он заменит нынешний  Налоговый и Таможенный кодекс. В осенних поправках в парламенте вопрос налога с продаж не стоит, однако в рабочих группах он продолжает обсуждаться, отметил г-н Кипшаков.

Остановился налоговик и на вопросе снижения порога постановки на учет по НДС, предполагается, что порог НДС за три года снизится в два раза. 

«Сейчас порог постановки на учет составляет 30 тыс. МРП - 63,6 млн тенге. Со следующего года снижения не будет. Потом постепенно на 5 тыс. МРП он будет снижаться. С 2018 года порог постановки на учет по НДС будет составлять 25 тыс. МРП - 53 млн тенге, с 2019 года – 20 тыс. МРП  - 42,4 млн тенге, с 2020 года – 15 тыс. МРП  - 31,8 млн тенге и на этом уровне останется. Мы изучили международный опыт и пришли к выводу, что платить НДС должны все. Поэтому пока идет постепенное уменьшение. Это создаст равные условия для бизнеса, а также увеличит поступления в бюджет", - добавил он. 

Аргын Кипшаков убежден, что если основная часть населения Казахстана при приобретении различных товаров и услуг будет требовать чеки, отпадет необходимость в проведении рейдовых проверок.

«Раньше мы очень часто проводили рейдовые проверки на предмет наличия кассовых аппаратов, выдачи чеков. Это занимает очень много времени. Мы изучили международный опыт - самый главный контроль осуществляет сам покупатель. Если наш покупатель будет требовать чек, тогда проблем нет. Пробивается чек, никаких проверок не нужно. Мы идем в этом направлении. Благодаря данному мероприятию потребители начнут требовать чеки, и сейчас уменьшается количество рейдовых проверок. Я думаю, когда в будущем основная часть населения будет участвовать в этом мероприятии, будет требовать от торговцев чеки, отпадет необходимость проведения мероприятий, таких как рейдовые - на применение контрольно-кассовых аппаратов, пробитие чеков.  Сейчас проводится обеспечение бизнесменов контрольно-кассовыми машинами с онлайн-передачей данных на серверы КГД. "У нас уже имеется поправка в налоговом кодексе, если кто установил ККМ с онлайн-передачей в органы госдоходов, в их отношении не будут проводиться рейдовые проверки. Сейчас одним из основных направлений государственной политики является либерализация законодательства. Повышения штрафов не будет», - заключил г-н Кипшаков.

Аскар Муминов 

Материалы по теме