RU KZ
Уйти от базовой пенсии предлагают в Казахстане

Уйти от базовой пенсии предлагают в Казахстане

08:56 30 Октябрь 2020 34387

Уйти от базовой пенсии предлагают в Казахстане

Автор:

Майра Медеубаева

Минтруда опубликовало проект постановления.

Модернизировать пенсионную систему предлагают в Казахстане. Минтруда опубликовало проект концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года. Проект постановления опубликован на официальном портале правовой информации вчера, 29 октября.

Как сообщается в концепции, совершенствование системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения, включая переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии, позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысить коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами.

В целях предоставления минимальных гарантий пенсионного обеспечения на приемлемом уровне будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии (с 2028 года). В этой связи, предлагается:

  1. Установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70% от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет.
  2. Определить при пятилетнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 70% от прожиточного минимума, за каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на 2%.
  3. Отменить назначение базовой пенсии.
  4. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитать с учетом от стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии.

При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

В пояснении указывается, что в настоящее время получатели базовой пенсии в размере ниже 70% от величины прожиточного минимума являются потенциальными получателями безусловной денежной помощи в рамках адресной социальной помощи (АСП), так как их получаемый доход ниже черты бедности.

Установление минимальной гарантированной пенсии в размере 70% от прожиточного минимума позволит повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысит коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами, а также снизит численность получателей АСП, что, соответственно, сократит расходы на выплату АСП.

Для сохранения адекватности пенсионного обеспечения с 2023 года предлагается ввести дополнительный условно накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с 1% в 2023 году, доведя ее до 5% к 2029 году.

При этом необходимо предусмотреть открытие индивидуальных целевых счетов в ЕНПФ для перевода на эти указанные счета обязательных пенсионных взносов работодателя для формирования на них пенсионных накоплений с предоставлением вкладчику (получателю) права их использования на социальные нужды. Работодатели будут перечислять обязательные 5%-ные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств.

Кроме того, как указывается в концепции, необходимо будет:

  1. Пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета.
  2. Установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС.
  3. Ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин.
  4. Предоставить вкладчику (получателю) по его желанию право «отложенного выхода» на пенсию. При этом ему на этот период не будут осуществляться назначенные пенсионные выплаты и он может продолжить участие в накопительной пенсионной системе. Вкладчику (получателю) будет обеспечен гарантированный период, в течение которого наследникам будут осуществляться пенсионные выплаты как за счет бюджетных средств (солидарная, базовая пенсии), так и накопительная пенсия.
  5. Установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, т. е. в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2020 году размер минимальной пенсии составляет 38 636 тенге). Это позволит увеличить совокупный размер получаемых пенсионных выплат пенсионеров (солидарная, базовая и накопительная пенсии), что повысит их благосостояние и доверие к пенсионной системе.
  6. Пересмотреть коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру по инвалидности и по полу. Действующая таблица устарела в части прогнозируемого уровня доходности, который позволил бы обеспечить размеры ежемесячных выплат на уровне 8,5%. Сегодня уровень доходности составляет порядка 7%.

Предлагается ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также для инвалидов первой и второй групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате данного изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче пенсионных выплат для всех категорий граждан, соответственно, сумма ежемесячных выплат для таких граждан будет выше.

Публичное обсуждение постановления продлится до 12 ноября.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!