Брутальная музыка, экстремальная техника, непрерывный поток движений – все это балет In the Middle, Somewhat Elevated, шедевр яркого представителя неоклассической хореографии Уильяма Форсайта.
"Астана Балет" – один из немногих, кому удалось получить лицензию на постановку этого спектакля. На территории СНГ балет был показан только в Большом театре Москвы.
Билеты на премьеру были раскуплены за месяц вперед, зал оказался заполнен под завязку – казахстанская публика, словно завороженная, наблюдала за происходящим на сцене. Подобных этой постановке "Астана Балет" еще не ставил. Как отметила abctv.kz театральный и музыкальный критик, профессор Азербайджанской национальной консерватории Улькяр Алиева, приехавшая специально на премьеру:
"Форсайт – это знаковое событие для казахстанской сцены".
"Каждый современный хореограф очень трепетно относится к своим произведениям. Прежде чем дать согласие на постановку своего детища, они посылают эмиссаров посмотреть профессиональный уровень балетной труппы и возможности театра. И не всем дают разрешение. Можно по пальцам пересчитать театры, которым дали лицензию на эту постановку. Но теперь в их числе и "Астана Балет". Я считаю, это свидетельствует о профессионализме", – поделилась своим мнением критик.
Танцевать живую легенду, культового современного хореографа, по ее словам, дорогого стоит. Но еще ценнее – изучить уникальную и экстремальную технику Форсайта. Вместо привычного прямого корпуса от исполнителей требовалось выкручивать тела, задействовать каждую мышцу и косточку. Каждое движение высчитывалось режиссером-постановщиком с точностью до микрон. Для казахских танцоров, вышедших из классического балета, эта постановка стала "пробой пера". Сами артисты не скрывают, что уже в первые дни репетиций испытали физический и эмоциональный шок. Но тест на прочность и выносливость своего творческого потенциала все-таки прошли. Улькяр Алиева уверена: раз казахстанской труппе удалось удачно усвоить Форсайта, теперь им любой современный танец "по ногам".
"В мире много хореографов, вокруг и около современного балета, но уровень Форсайта – это новый качественный виток в развитии балета. Для казахских специалистов увидеть современную профессиональную качественную постановку – это уже событие. И одно дело смотреть ее на видео, другое – видеть воочию, чувствовать атмосферу, замечать нюансы, различать оттенки, открывать для себя что-то новое. Ну а для публики это открытие – дверь в новый мир современного балета", – прокомментировала критик.
Улькяр Алиева призналась: в "Астана Балет" приехала впервые, по приглашению руководства театра. После экскурсии осталась под впечатлением от увиденного. Балетного критика впечатлили не только размеры сооружения, экстерьер и интерьер здания, но и технические возможности. По ее словам, сегодня не у каждой балетной труппы за границей есть собственное помещение. Многим приходится разово арендовать залы, иногда вовсе не приспособленные для балета, собирать труппу на определенные проекты по контракту и ставить в основном одноактные, или так называемые экономные балеты, без декораций и сценографии, где при минимальных затратах хореографы могут получить максимум отдачи. Экономят они, объяснила Улькяр Алиева, чтобы в случае провала постановки не сожалеть о затратах.
"Это нормальное для нынешнего времени явление. Но с другой стороны, любой спектакль, помимо музыкальной, танцевальной и хореографической составляющей, это все-таки еще и визуальное искусство. Красивый фон – это всегда выигрышно. Хореографам и труппе "Астана Балета" повезло, у них нет таких проблем, у них есть крыша над головой. И Рекардо Амаранте с Мукарам Авахри, и Айгуль Тати, которая создает национальные танцы, могут рассчитывать не только на возможности своих танцоров, но и на возможности театра. Казахским хореографам и исполнителям не нужно думать об экономии, им остается только творить и фантазировать, каждый раз выходя на новый, качественный творческий уровень. Это важно, потому что искусство, созданное ими сегодня, будет передаваться по наследству будущим поколениям", – отметила критик.
Улькяр Алиева пожелала Казахстану много талантливых хореографов и лицензионных национальных спектаклей, которые бы пропагандировали казахское балетное искусство за рубежом и которые так же ценились бы в мире, как балет Форсайта.
"Язык танца – это универсальный язык, не требующий перевода. Я знаю, что ваш национальный танец стал визитной карточкой. Это правильно, потому что о народе всегда судят по уровню развития его культуры. Даже если люди никогда не были в Казахстане, но, увидев национальный танец, восхищаются им, это уже большая пропаганда, популяризация страны и культуры. Мне нравится, что вы используете современные казахские композиции в постановках, элементы фольклорной хореолексики, создаете новые, оригинальные композиции, со временем это тоже может стать классикой. Можно сказать, что сегодня "Астана Балет" создает новую историю современного балета", – уверена она.
К слову, в рамках премьеры балета "На грани" также были показаны легендарные балеты "Серенада" Джорджа Баланчина и "Контрасты" Рубена Терановы, премьеры которых состоялись в мае этого года.
Алина Альбекова