Улыбнитесь, сейчас вылетит "скидка"

1974

Аbctv.kz выяснил, какие новые фишки помогут ритейлу привлечь клиентов.

Улыбнитесь, сейчас вылетит "скидка"

Владельцы торговых сетей отмечают, что покупатели стали более внимательными к своим деньгам и хотят не просто совершать покупки, а получить обратную связь и сервис с более современными формами взаимодействия с клиентами.

К тому же в последние три года ритейл наблюдает замедление роста товарооборота. По данным комитета статистики, в 2017 году оборот розничной торговли в Казахстане вырос всего на 6,3% по сравнению с предыдущим годом, в 2014 году этот показатель составлял 12%.

Ритейл, переходящий в ресторан
Модным направлением ритейла, по мнению управляющего партнера российского центра исследований потребительского рынка "Retailer Аналитика" Даниила Сомова, является совмещение торговли с общепитом. Различные кулинарии, хлебопекарни и так присутствуют в крупных торговых сетях. Но в этом направлении можно и дальше развиваться. Например, превратить часть торгового помещения в ресторан.

"На Манхэттене есть красивый и модный магазин, где в какой-то момент торговый зал превращается в ресторан, в котором можно посидеть и поесть. Такой формат пользуется большим спросом у покупателей. Ритейл и общественное питание сильно связаны. Понятно, что рестораны никуда не денутся, но на уровне потребления отрасли торговли и общественного питания объединяются", – рассказал управляющий партнер российского центра исследований потребительского рынка "Retailer Аналитика" Даниил Сомов в ходе конференции Retail Day.

Тенденцию объединения ритейла и общепита заметил и специалист казахстанской компании "Тоймарт" Алексей Куликов. 

"В Украине есть популярный магазин "Сельпо", человек может прийти туда, купить рыбу и отдать повару, чтобы ее пожарили. То есть потребитель выходит из магазина с уже готовым продуктом", – поделился он в кулуарах конференции.

Г-н Куликов уверен, что в будущем розничный бизнес будет продавать не товар, а сервис. По его словам, торговый оборот ритейла может увеличиться в основном за счет "фишек", привлекающих покупателей.  По его мнению, рано или поздно те магазины, что не работают с клиентами, станут аутсайдерами.

Фотокамеры рядом с пирожными
Чтобы оставаться на плаву, ритейл-компании вынуждены трансформировать свой бизнес. Об этом сообщил генеральный директор украинской компании IDNT Николай Чумак. По его словам, многие компании создают у потребителя принципиально новые ожидания. Например, офлайновый ритейлер идет в онлайн, мобильный оператор начинает развивать направление по продаже мобильных телефонов, а не только услуг связи.

"Компания по продаже товаров в Интернете Amazon покупает офлайн-ритейл. Китайская интернет-компания Alibaba купила офлайн-магазины на несколько миллиардов долларов. Uchan приобретает контейнерные магазины", – сообщил он.

Г-н Чумак также отметил, что делать ставку на низкие цены и постоянный приток нового товара бессмысленно. Если вышел новый айфон, то уже завтра он появится во всех магазинах, и цены будут практически на одном уровне. По его словам, уже сейчас компании вынуждены не просто продавать товар, а предлагать покупателям лучший опыт во время покупки.

Например, в магазине Sony в Сингапуре вместе с водостойкими наушниками продают товары для пляжа: купальники, коврики, подводные очки. Там же рядом с фотокамерами выставлены пищевые продукты: банки с консервированными грибами, разноцветные пирожные.

"Сейчас женщины очень любят фотографировать еду и выставлять фото в Интернет. Поэтому продукты ставят рядом с камерой, чтобы покупатели могли сделать фото прямо в магазине и убедиться, насколько это круто", – объяснил г-н Чумак.

Он также привел и другие примеры трансформации ритейла. По его словам, в одном из зарубежных алкомаркетов берут 50 долларов на входе. За эти деньги покупатели получают наборы для рисования и безлимитный алкоголь. Г-н Чумак заметил, что такая модель ритейла пользуется большим спросом у девушек.

Г-н Чумак также сообщил и о результатах некоторых проектов, разработанных компанией IDNT. К примеру, в одном украинском детском магазине можно играть: запускать квадрокоптеры, кататься на гироскутерах, открывать коробки с развивающими играми. По словам г-на Чумака, такая модель бизнеса эффективно работает, за год продажи выросли на 20%. В этом же магазине есть детская касса, куда стоит самая большая очередь. Если у ребенка день рождения, то друзья могут купить ему подарок заранее и оставить в специальной ячейке. Другой проект IDNT связан с переводом интернет-магазина по продаже электроники в офлайн. По словам г-на Чумака, в общем объеме товаров офлайн-магазина только 50% занимает электроника, остальное – продукты питания и спортивные товары. В результате здесь совершают 15 тысяч покупок и пробивают более двух миллионов товарных позиций в день. Директор компании IDNT отметил, что мультиканальность становится главным трендом в ритейле. По его словам, в украинских сетях розничной торговли рядом с товарными полками устанавливают специальные экраны, с помощью которых можно сделать интернет-заказ, не выходя из офлайн-магазина. Таким образом, магазин дает понять, что товаров гораздо больше, чем они видят.

Сервис на прилавках
Систему распознавания лиц предлагает внедрить представитель украинской компании Consulting for Retail Андрей Шевчук. По его словам, система может автоматически определить, сколько покупателю лет, его пол, возрастную группу. А также зафиксирует товары, на которых задержался взгляд клиента.

"Как только вы войдете в магазин второй раз, вас тут же отсканируют и поймут, что вы уже здесь были. Камера фиксирует, возле каких стендов вы были, сколько времени потратили, вплоть до того, в сторону какого товара была повернута ваша голова. Если вы несколько раз подходили к стенду, но так и не купили товар, то в один прекрасный момент вам предложат на него скидку. Например, я люблю виски, поэтому часто захожу в магазины и рассматриваю позиции этого напитка. И мне было бы интересно получить на этот товар скидку", – рассказал он.

Впрочем, IT-директор компании "Тоймарт" Алексей Куликов считает, что рынок Казахстана еще не готов к введению таких новшеств.

"У казахстанского бизнеса есть более насущные проблемы. Мы ходим на конференции, чтобы узнать, в каком направлении работать в будущем. Но в ближайшие два года у нас есть более приоритетные задачи. Перед нами стоят вопросы оптимизации затрат развития торговли в регионах. Что касается новых технологий, то они будут актуальны только через несколько лет", – объяснил он.

Римма Гахова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться