Согласно отчету программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP) за 2016 год, мир по-прежнему подвержен повышению температуры от 2,9 до 3,4 градуса, несмотря на принятые Парижские договоренности. Ожидается, что к 2030 году количество выбросов достигнет от 54 до 56 гигатонн эквивалента диоксида углерода, что намного выше допустимой нормы.
На этой неделе в Астану прилетел глава UNEP Эрик Солхейм (Erik Solheim), чтобы принять участие в мероприятиях по случаю Дня окружающей среды в рамках "Экспо".
Каковы преимущества перехода к "зеленой" энергии? Широко ли используются "зеленые" технологии для сокращения вредных выбросов в мире? Как можно ускорить этот переход в Казахстане? Эти и другие вопросы обсуждались с главой UNEP во время интервью для abctv.kz.
– Г-н Солхейм, какова цель и программа Вашего визита в Астану?
– В первую очередь, я прилетел, чтобы посетить "Экспо", так как ее девиз соответствует и отвечает целям ООН. Помимо этого, наша делегация встретилась с руководством Казахстана, чтобы обсудить пути скорейшего перехода на чистые технологии.
У нас были встречи со спикером парламента Касым- Жомартом Токаевым, министром энергетики Казахстана Канатом Бозумбаевым и с министром иностранных дел Кайратом Абдрахмановым.
– Что именно обсуждали, если не секрет?
– У Казахстана неисчерпаемые возможности для внедрения "зеленых" технологий. Но самый большой вызов у вашей страны в том, что львиная доля ее энергетики зависит от угля.
Угольная генерация, как известно, наносит большой урон окружающей среде и здоровью людей. Выбросы в атмосферу от электростанций, работающих на угле, – серьезная экологическая проблема для таких стран, как Казахстан, Китай, Польша, Малайзия...
Когда встает вопрос отказа от угля и перехода на "зеленые" технологии, сразу же возникает тревога социального характера: мол, в таком случае не избежать роста безработицы среди шахтеров, что, в свою очередь, чревато волнениями и забастовками.
На этот счет хочу ответить, что сегодня в мире развитие технологий и трансформация сознания происходят намного быстрее, чем это было два года тому назад. Например, в Дании 100% энергии дает ветрогенерация.
Активное внедрение "зеленых" технологий происходит и в других европейских странах. Тенденция по переходу от традиционных источников энергии к возобновляемым набирает обороты даже в Китае. Мы встречались с руководством ряда угольных компаний, и среди них уже идет поворот в сторону чистых технологий.
Правительство Казахстана также имеет амбициозные цели по переходу к "зеленым" технологиям. Поэтому цель нашего визита в Астану – поддержать ваши стремления.
– 27 августа будет отмечаться День шахтера. Каковы перспективы этой отрасли, на Ваш взгляд?
– Расскажу на примере моей страны – Норвегии. Я работал в парламенте. У нас есть большие предприятия по производству стали. И я отстаивал права рабочих, ратовал за сохранение рабочих мест, но вдруг понял, что мы не можем поддерживать производства в том виде, в каком они существовали.
И, как ни странно, после трансформации производства немало рабочих мест было сокращено, но появились новые, которые были чище и с более высокой зарплатой.
Да, согласен, что любые перемены – это всегда проблема, связанная с людьми, с увольнениями. Но, чем быстрее произойдут изменения, тем лучшее будет для всех: и для людей, и для производства, и для окружающей среды.
Трансформация производства и сознания – процесс нелегкий, но их нельзя откладывать в долгий ящик. Те, кто не хочет перемен, останется в аутсайдерах. В истории немало примеров, которые доказывают это.
Например, компания "Кодак", которая печатала фото с пленки. Она имела сотни тысяч точек по всему миру. Здесь работали сотни тысяч людей. Но руководство этой компании не верило в цифровую фотографию и проиграло. То же самое случилось с NOKIA, которая проигнорировала развитие смартфонов. Мораль жизни такова: если вы не верите в трансформацию, вы окажетесь вне игры.
– Но, насколько мне известно, в мире созданы технологии "чистого угля" с минимальными выбросами в атмосферу. В той же Польше создана компьютерная программа типа "искусственный интеллект", которая регулирует работу угольной электростанции так, что существенно снижает выбросы в атмосферу. Неужели их нельзя использовать?
– Технологии "чистый уголь" на электростанциях – это прекрасно. Но не забывайте, что уголь надо сначала добыть, довезти до станции, переработать. Это большие затраты. А почему бы эти деньги не направить на разработку новых технологий на газе или с использованием солнечной или ветровой энергии? Пользы будет намного больше.
Президент США недавно говорил о возрождении угольной индустрии, но это, на мой взгляд, это уже невозможно. ВИЭ все больше и больше завоевывают позиции. Это выгодно, во-первых. Во-вторых, нет урона природе.
Сегодня любое правительство должно активно сотрудничать с угольными компаниями, чтобы обсудить и рассмотреть возможности создания новых рабочих мест, вопросы обучения персонала, тогда переход или трансформация пройдут безболезненно.
– Недавно видела документальный фильм, что повсеместно установленные ветряки в Индии стали причиной массовой гибели птиц. Это привело к тому, что паразиты съели урожай, на который рассчитывали фермеры. Многие сельхозпроизводители разорились... То есть развитие ВИЭ – это палка о двух концах?
– Я не видел этого фильма. Но, например, в Швейцарии или Германии возле ветряков не увидишь мертвых птиц. Здесь нужно разобраться и понять истинную причину гибели птиц. Ветряки нельзя ставить на пути миграции птиц. К любому проекту надо подходить с умом.
– Каковы планы UNEP в Казахстане, помимо моральной поддержки наших "зеленых" амбиций?
– Во время встречи с вашим министром энергетики мы обсудили вопрос создания Центра "зеленых" технологий на территории "Экспо" после завершения выставки. ООН готова оказать содействие в его учреждении.
Еще один интересный проект наша организация разрабатывает совместно с Китаем. Речь идет о создании международной коалиции по "зеленому" развитию в рамках госпрограммы "Один пояс, один путь".
Как вы знаете, руководство Китая намерено вкладывать большие инвестиции в возрождение Великого Шелкового пути. UNEP рассматривает возможность направить эти средства на развитие "зеленых" технологий в тех странах, которые расположены вдоль Шелкового пути.
В рамках этого проекта наша организация намерена оказывать поддержку стартапам, в том числе из Казахстана. UNEP имеет контакты со многими странами мира, со специалистами, изобретателями. Мы можем стать своеобразным мостом между вашей страной и создателями новых технологий. Главное, не бояться перемен и идти вперед.
Кульпаш Конырова