Остановка ряда объектов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и, как следствие, сокращение отгрузки нефти почти наполовину – достаточно серьезный сигнал о том, что в последние годы республика подзабыла об идее диверсификации поставок своего главного экспортного товара, заявил в интервью inbusiness.kz председатель президиума нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
Дружба дружбой, а принципы врозь
Недавнее сообщение пресс-службы КТК о поломке сразу двух выносных причальных устройств (ВПУ) и их остановке на фоне украинских событий и последовавших за ними санкциями против России – это все звенья одной цепи, считает Рашид Жаксылыков.
"Вернее, это ответные действия России на заявленные Западом санкции. Выход из строя оборудования в нынешней ситуации не случаен. Насколько мне известно, всего лишь два года тому назад консорциум КТК вложил в капремонт причального оборудования около 600 миллионов долларов США для обеспечения, как заявлялось, бесперебойной работы нефтепровода. И в течение 25 лет своей деятельности КТК ни разу не подвел своих покупателей и никакие природные катаклизмы не мешали отгрузке. А что сегодня не так?" – заметил г-н Жаксылыков.
Он напомнил, что вся причальная инфраструктура КТК возводилась западными специалистами высокого уровня компетенции.
"А потому объявленная консорциумом остановка двух причалов почти на месяц и заявление о необходимости снижения отгрузки почти наполовину – это не что иное, как создать определенный дефицит и дать понять европейским покупателям возможность оценить ситуацию и преимущества российской нефти", – добавил спикер и подкрепил свое мнение цифрами.
Так, из-за санкций на российскую нефть Россия теряет немалую прибыль и вынуждена продавать нефть Китаю и Индии, которые, пользуясь ситуацией, сильно снижают стоимость покупки сырья, примерно на 30 долларов за баррель при мировой цене в 100-120 долларов за баррель.
"Есть закон рынка, чтобы поднять цену на товар, надо, чтобы спрос вырос над предложением, проще говоря, создать дефицит. В день КТК отгружает до 1,5 миллиона баррелей в сутки, из которых, подчеркиваю, 1,2 миллиона – это нефть из Казахстана. Если руководство КТК заявляет о снижении отгрузки почти наполовину, то это значит, объемы упадут до 750 тысяч баррелей в сутки. В таком случае подсчитайте, кто и чей бюджет от этого снижения пострадают в течение трех недель остановки? Конечно же, бюджет Казахстана!" – отметил собеседник.
Жаксылыков не исключает в ближайшее время и возможной остановки по так называемым техническим причинам и другого нефтепровода из Казахстана в Россию – Атырау – Самара, по которому на мировой рынок уходит 12 миллионов тонн казахстанского черного золота.
По его мнению, сегодня КТК может стать серьезным инструментом политического воздействия. И отключение от нефтяной трубы – это предупреждение России не только Европе, но и своему соседу – Казахстану, который занял нейтральную позицию в отношении Украины, не послал своих солдат для участия в спецоперации и отказался от создания "рублевой зоны".
"А три недели для ремонта объектов на причалах КТК – это время на обдумывание Казахстаном для принятия нужных для России решений", – подчеркнул г-н Жаксылыков.
Он также напомнил, что на прошлой неделе заместитель премьер-министра Российской Федерации Александр Новак и первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр обсудили вопросы транзита российских энергоресурсов в сторону Китая через территорию нашей республики.
Диверсификация сегодня – это синоним независимости
Эксперт сетует, что правительство республики упустило время для создания заявленной ранее идеи диверсификации маршрутов транспортировки своей нефти на мировые рынки. Тем самым отечественная нефтегазовая отрасль, обеспечивающая львиную долю поступлений в бюджет страны, в нынешней ситуации оказалась практически незащищенной.
Напомним, Казахстан, обладающий огромными запасами нефти и газа, но расположенный в центре материка и не имеющий выхода к открытым морям, провозгласил ранее идею диверсификации, которая при смене политической обстановки у одного из соседей помогла бы уйти от зависимости в поставках своих главных экспортных товаров. Многообразие маршрутов при континентальной замкнутости Казахстана – это синоним независимости, заявлялось тогда властями страны.
Ранее в интервью inbusiness.kz, Рашид Жаксылыков заявлял, что "Казахстан сильно опоздал с расширением трубопроводов в сторону азиатских рынков".
"В частности, чтобы не зависеть от поставок энергоресурсов на европейский рынок, Россия не теряла времени даром и построила и расширила свои трубопроводы, укрепила морские порты в сторону Китая и других азиатских стран, с которыми активно усиливала торговые связи. А вот мы свой момент упустили. Нам надо быстрее расширять трубопровод в сторону Китая Бейнеу – Алшанькоу, который пока может транспортировать лишь 12 миллионов тонн нефти в год", – подчеркнул г-н Жаксылыков в предыдущем интервью нашему изданию.
Собеседник считает, что настало время возрождения интереса к трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, пролегающему, как известно, через Южный Кавказ. По его мнению, несмотря на то, что перевалка нефти с танкеров по Каспию в портах Баку может привести к удорожанию, тем не менее, это реальная альтернатива, которой придется воспользоваться в случае полного закрытия КТК. Однако на реализацию диверсификации нефтяных маршрутов нужны время и деньги. Он напомнил, что строительству КТК предшествовал долгий этап переговоров.
"Мы упустили из виду другого нашего соседа на юге – Узбекистан, который сегодня ведет разумную экономическую политику. Мы могли бы построить на двухсторонних отношениях нефтепроводы туда. И почти 50-миллионный быстро развивающийся узбекский рынок спокойно мог бы переварить невостребованные в КТК объемы казахстанской нефти. Это был бы очень выгодный вариант", – резюмировал г-н Жаксылыков.
Ранее сообщалось со ссылкой на Интерфакс, что Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) рассматривает возможность остановки двух выносных причальных устройств (ВПУ), что приведет к сокращению погрузки.
"Мы вынуждены будем объявить сокращение, если это продлится довольно долго, то вплоть до остановки перекачки. Сокращение будет довольно существенное – более половины как минимум", – сообщил "Интерфаксу" генеральный директор КТК Николай Горбань.
По его словам, время ремонта одного ВПУ может составить минимум три недели при наличии благоприятных погодных условий.
КТК – основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на него приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность магистрали составляет 67 млн тонн нефти в год.
Кульпаш Конырова