Чемпионат мира в Лондоне испытывает ямайскую "молнию", объявившую заранее о своем окончании карьеры по его завершении, на прочность. И словно намекает на то, что далеко не все дела величайшего спринтера 21 века на беговой дорожке еще закончены. На "стометровке" в субботу, 5 августа, в индивидуальном спринте Усэйн Болт был лишь третьим, уступив "серебро" американцу Кристиану Коуллмэну, а "золото" – его соотечественнику, дважды до этого пойманному на употреблении допинга Джастину Гэтлину.
И хотя победитель забега на "гладкой" стометровке встал после своего триумфа на колени перед ямайским бегуном, прощанию с большим спортом последнего явно не хватало золотого отлива. Все рассчитывали на красивый финал в субботу, 12 августа, где Усэйн Болт должен был завершать усилия ямайского квартета: предполагалось, что сборная Ямайки и организаторы сделают все возможное и невозможное для того, чтобы великий спортсмен ушел из профессионального спорта красиво. Но…
Первыми "учудили" сами ямайцы, поставив на стартовый отрезок эстафеты 4Х100 метров Омара Маклеода – бегуна, который к нынешнему чемпионату мира целенаправленно готовился к дистанции 100 метров, но с барьерами, не к гладкой. В результате когда эстафетная палочка дошла до Усэйна Болта, Ямайку опережали уже и британцы, и американцы. Отрыв последних "молния" еще мог нивелировать, но захромал – и рухнул на дорожку. В результате первой на финиш пришла британская сборная, второй – американская, третьей – японская. А Ямайка забег не закончила…
Диагноз врачей после этого был более чем утешительным – всего лишь судорога левого подколенного сухожилия. Мышечный спазм, который случается либо от того, что мышцы атлета были недостаточно подготовлены к интенсивной работе на дистанции (проще говоря – не размялся как следует, либо размялся, а потом "остыл"), либо от того, что они, наоборот, были перегружены и "забиты". И та, и другая версии имеют полное право на существование, поскольку в субботу "чудило" не только руководство ямайской сборной, но и организаторы чемпионата мира в Лондоне.
Дело в том, что финальный забег эстафеты в Лондоне состоялся с задержкой. И ладно бы минут на 5-10-ть, партнеры Усэйна Болта по эстафете уверяют, что им пришлось после разминки ожидать вызова на беговую дорожку в течение "около 45 минут" (версия того самого барьерщика Омара Маклеода). "Мы разогрелись и ждали, потом снова разогрелись и снова ждали. Усэйн просто "остыл", - вторит ему передавший палочку "молнии" Йохан Блэйк. Понятно, что 45-минутное ожидание старта после первого разогрева для Усэйна Болта, которому 21 августа "стукнет" 31 год – вещь более неприятная, чем для более молодых оппонентов из Британии и США. Но, в конце концов, они тоже ждали и разогревались повторно, так что непунктуальность организаторов в данном случае одинаково давила на всех участников забега…
К тому же есть еще один момент, на который в пылу полемики по поводу виновных в падении Усэйна Болта мало кто обращает внимание – "молнию" заставили утром в субботу, 12 августа, бежать в квалификационном забеге, хотя Ямайка, думается, там квалифицировалась и без него. И теперь организаторы, обвиняемые в смазывании бенефиса величайшего бегуна современности, с полным основанием могут предполагать, что пресловутый спазм мог случиться не только (а то и не столько) из-за двух вынужденных "разогревов" ямайца, а еще и (или только) из-за перегрузок, вызванных его утренним выступлением.
Кстати, перегрузки там были не только физические: Усейн Болт явно нервничал из-за того, что во время квалификационного забега партнеры передали ему эстафетную палочку в хвосте у Франции и Китая, атлетов которой "молнии" пришлось потом догонять и перегонять. В квалификации это большой роли не играло, но выходить на финальный забег, не будучи уверенным в своих партнерах, согласитесь, не слишком располагает к душевному комфорту даже для самых великих. А душевный дискомфорт во время выступлений легко может привести к дискомфорту физическому, так что "хромота" Усэйна Болта, скорее всего, является суммарным творением рук как организаторов, так и руководства сборной Ямайки.
Слава Богу, в этот печальный вечер нашелся человек, который в этой бочке дегтя, свалившейся на "молнию" 12 августа усмотрел повод для оптимизма. Американец Джастин Гэтлин, один из главных оппонентов Усэйна Болта на стометровке последних лет, падение своего соперника прокомментировал так:
"Мне искренне жаль, что он получил травму – он все равно остается лучшим в мире. Невозможно судить о его достижениях по одному этому чемпионату. В прошлом он делал потрясающие вещи. Мы все желаем ему здоровья и надеемся, что он скоро поправится. Может, я выиграю миллион долларов, но сделаю ставку: через пару лет Болт вернется. Он будет снова готов. Болт любит спорт, любит своих болельщиков, а они обожают его. Он слишком сильно все это любит, чтобы вот так уйти. Он шоумен".
Что ж, слова Джастина Гэтлина – да Богу в уши. И Усэйну Болту тоже, разумеется…
Игорь Воротной