/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,81 Brent 36,55
Аблай Мырзахметов: бизнесу не хватает оборотных средств и сбыта

Аблай Мырзахметов: бизнесу не хватает оборотных средств и сбыта

86% из числа одобренных банками проектов в рамках "Экономики простых вещей" – это инициативы по расширению и модернизации действующего бизнеса.  

21:59 24 Июль 2020 1922

Аблай Мырзахметов: бизнесу не хватает оборотных средств и сбыта

Автор:

Председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал о работе проектного офиса по развитию «экономики простых вещей», сделав акцент на ключевых вопросах.

В качестве ключевого вопроса спикер отметил вопросы нехватки оборотных средства и дозагрузки предприятий. «Несмотря на многочисленные заявления об обратном, бизнес-активность в Казахстане есть, но не хватает оборотных средств и сбыта для дозагрузки. По данным официальной статистики, средняя загрузка предприятий по отраслям ЭПВ в 2019 году составляла менее 50%: легпром – 21%, пищевая – 40%, машиностроение – 23%, химическая – 48%. Это косвенно говорит о том, что у бизнеса отсутствуют средства на оборотный капитал. На протяжении полутора лет мы говорим об этой проблеме Нацбанку с просьбой включить возможность 100% пополнения оборотных средств в рамках Программы ЭПВ взамен на встречные обязательства бизнеса, однако решения данный вопрос еще не нашел», - написал Аблай Мырзахметов на своей странице в Facebook. 

По данным АО «ФРП «Даму» и информационной системы «Qoldau», по состоянию на 15 июля фактически просубсидировано 1457 проектов на сумму 225,9 млрд.тенге.

«Таким образом, разница между одобренными и просубсидированными проектами составляет 607 проектов на сумму 265,6 млрд. тенге. Никто не располагает сведениями о судьбе этих 607 проектов, кроме самих банков. В их число могут входить и те проекты, которые были одобрены банками с применением отлагательных условий по предоставлению дополнительных сведений, гарантий и т.д», - продолжил он.

Банки могут месяцами держать на рассмотрении проекты, без какой-либо подвижки. Ко всему прочему, они выставляют высокие требования к залогам заемщиков. Естественно, государство не может вмешиваться в дела банков второго уровня. Надо отметить, по отдельным направлениям программы, в частности по производству в АПК, наряду с банками, в качестве оператора может участвовать государственный институт - Аграрная кредитная корпорация, считает он.

«Учитывая объективные трудности в работе с банками и целевую государственную задачу по импортозамещению и освоению производства товаров широкого потребления, предлагаем рассмотреть возможность усиления роли государственных институтов развития в Программе ЭПВ», - пишет А. Мырзахметов. 

По развитию местного содержания за год активной совместной работы Правительства с Проектным офисом и акиматами достигнуто увеличение доли местного содержания в госзакупках по отраслям «экономике простых вещей» c 2% до 23%. Имеется потенциал и для дальнейшего роста. И без общественного контроля не обойтись. Для этого на площадке всех акиматов созданы Комиссии по контролю местного содержания, которые должны осуществлять четкий контроль за применением отечественной продукции. В особенности это касается строительно-монтажных работ. Объем закупок на текущий год – более 2,5 трлн. тенге.

«Здесь есть целый пласт проблем, начиная от замены отечественных стройматериалов на импортные, до некорректной отчетности и отсутствия ответственности заказчиков за местное содержание», - говорит председатель правления Палаты. По его словам, импульс в развитие отечественного производства оказывают закупки Фонда «Самрук-Казына». За счет совместной работы на протяжении года, удалось достичь высокого показателя доли местного содержания – с 51% до 69%.  Одним из наиболее действенных инструментов для создания новых производств являются оффтейк-контракты. На сегодня уже заключено 37 оффтэйк-договоров на 23 млрд. тенге. Необходимо масштабировать эту работу, в т.ч. и в сфере закупок недропользователей. 

Также спикер отметил необхоимость усиления общественного контроля в мониторинге доли местного содержания. «Для этого на площадке всех акиматов созданы Комиссии по контролю местного содержания, которые должны осуществлять четкий контроль за применением отечественной продукции» - отметил председатель правления НПП «Атамекен».

Проблем множество, но они решаемы, резюмировал он.

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Аблай Мырзахметов предложил «кошмарить» налоговиков, а не бизнес

Проблемы со сбытом продукции, давление налоговых органов и недоступность кредитных средств остаются головной болью для бизнеса в Казахстане.

28 Сентябрь 2016 14:41 19345

Аблай Мырзахметов предложил «кошмарить» налоговиков, а не бизнес

По мнению главы Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП) Аблая Мырзахметова, изменить ситуацию помогут госзакупки, усмирение налоговиков и доступ к дешевым деньгам. С такими предложениями он выступил на заседании правительства при обсуждении вопроса о мерах поддержки предпринимательства.

Как следует из выступления главы НПП, который выделил три главные  проблемы бизнеса, они остаются прежними – недоступность дешевых денег, административный прессинг и ограниченность рынков сбыта. Аблай Мырзахметов предложил набор инструментов, который, по мнению экспертов, мог бы оказать реальную поддержку предпринимательскому сектору.  В отличие от главы НПП чиновники, выступавшие на заседании, ограничились сухой констатацией цифр и общими рассуждениями.  Суть предложений  Аблая Мырзахметова заключается в следующем. Во-первых, ситуацию с ограниченностью рынков сбыта можно решить за счет четко артикулированной работы по организации госзакупок. В частности, он привел в качестве примера опыт ВКО,  где удалось добиться высокого уровня местного содержания в строительных тендерах. Акимат области следит за тем, чтобы генподрядчики, возводящие объекты по госзаказу, использовали отечественные материалы и услуги. В результате ВКО лидирует по казсодержанию в закупках местных исполнительных органов  – показатель достигает 72%. В качестве отрицательного опыта глава НПП привел результаты Западно-Казахстанской области. Комиссия акимата, которая должна работать над увеличением казсодержания, так и не заключила новые договоры с отечественными производителями.

Закупки квазигосударственного сектора также помогут производителям сбывать товары в большом объеме, добавил он. Для этого в мае 2016 года восемь дочерних компаний фонда «Самрук-Казына» заключили с НПП соглашение о взаимодействии, которое предусматривает заключение долгосрочных контрактов. В декабре НПП планирует подвести итоги этого соглашения перед правительством.

Аблай Мырзахметов предложил правительству усилить ответственность налоговиков за их действия.

«Мы неоднократно ставили вопрос, что если ответственные лица проводят проверку некачественно и в суде (обвинения – прим.) не подтверждаются, они должны нести ответственность. Это должно быть сдерживающим фактором», - пояснил он.

В подтверждении своих слов глава НПП упомянул о разбирательстве между компанией ТОО «Восток-Молоко» и комитетом госдоходов, когда из 13,6 млн тенге налоговых претензий были доказаны всего 2 млн тенге. Статистика, которую привел Аблай Мырзахметов, также поддерживает доводы бизнеса. За первое полугодие количество внеплановых налоговых проверок выросло на 16%, а основная часть уголовных дел в Казахстане заводится по итогам рейда налоговиков. Однако только 20% таких дел доходят до суда.

«И в остальных 80% случаях предприниматель все равно подвергается этой репрессивной машине – блокировка счетов, оперативная разработка, выемки», - добавил глава НПП.

Аблай Мырзахметов также высказался о необходимости изменить механизм субсидирования кредитов предпринимателей по «Дорожной карте бизнеса-2020».  На сегодня максимальная ставка вознаграждения, которую субсидирует госпрограмма, достигает 19%. Он отметил, что из-за снижения базовой ставки в Казахстане, такие условия кредитования стали не актуальными. Условия госпрограммы позволяют банкам кредитовать бизнес по завышенным процентам. С февраля по август базовая ставка в Казахстане снизилась с 17% (с коридором +/- 2%) до 13% (с коридором +/- 1%).

В новом механизме за основу предлагается взять базовую ставку Нацбанка + маржа банка. Аблай Мырзахметов объяснил его на следующем примере: сегодня максимальные ставки по «ДКБ-2020» могли быть на уровне 17% (базовая ставка 13% + маржа банков 4%). Если 7% из них субсидируются государством, то фактически предприниматель получил бы кредит под 10% вместо сегодняшних 12%.

По данным НПП, за девять месяцев рост кредитования в Казахстане составил всего 0,5%. Однако если говорить о займах для МСБ, то в этом секторе показатели более оптимистичные – рост на 47%.

Выслушав доводы НПП, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев попросил главу Национального банка Данияра Акишева прокомментировать прозвучавшие предложения. Однако главный банкир страны в ответ ограничился прежними прогнозами по базовой ставки.  

«Для долгосрочного кредитования банками в тенге необходимо выправление макроэкономической ситуации, это является одним из приоритетов работы Нацбанка. Мы предлагаем следующие меры: в июле-августе 2016 года инфляция была на самом высоком уровне, в сентябре мы ожидаем некоторое снижение, основное снижение будет в октябре-ноябре, в конце года мы реально приблизимся к 6-8 %. И только после этого можно будет приступить к реально действующим мерам по снижению ставок», - ответил г-н Акишев.

В результате обсуждения глава кабмина Бакытжан Сагинтаев поручил министерству национальной экономики и Национальному банку в течение десяти дней подготовить изменения в «ДКБ-2020».

Куралай Абылгазина