Услуги такси и доставки подорожают из-за новых налогов

1137

​Реформы изменят рынок перевозок в Казахстане.

Услуги такси и доставки подорожают из-за новых налогов Фото: Pixabay

В Казахстане готовятся к налоговой реформе, которая может серьезно изменить рынок такси и курьерских служб. Эти нововведения могут ударить по десяткам тысяч водителей и курьеров. Ассоциация таксопарков уже обратилась к правительству с просьбой сохранить текущие налоговые условия. О возможных последствиях реформы участники рынка говорили во время пресс-конференции в Алматы, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Ранее министерство национальной экономики предложило повысить НДС с 12% до 16%, снизить порог регистрации плательщиков НДС с 80 млн до 15 млн тенге и сократить список видов деятельности, имеющих право на упрощенный налоговый режим. Кроме того, предполагается сокращение списка ОКЭД, имеющих право на розничный налог, до 40 позиций, а упрощенный режим налогообложения смогут применять только предприниматели, работающие с физическими лицами (B2C). Эти изменения уже активно обсуждаются в парламенте.

“Если НДС будет 16% и ОКЭД такси не будет участвовать в этой модели, то, соответственно, уже сложно заниматься таксованием. Основная сложность будет в том, чтобы брать автомобиль в аренду. Обычно арендованные автомобили дают через систему лизинга. Если введется НДС, то по системе лизинга необходимо будет доработать разницу. То есть лизинговые компании сразу же начнут формировать провизии и увеличивать залоговые требования для таксопарков, которые берут эти автомобили в лизинг. Поэтому необходимо, я считаю, оставить ОКЭД розничного налога для таксистов, для таксопарков и НДС, который предлагается в 16%, оставить базовую ставку 12% для этих отраслей, для того чтобы отрасль таксования могла стабильно работать и стабильно развиваться”, – поделился мнением Максим Барышев.

Руководитель Region такси, таксопарка в Караганде, Жезказгане и Балхаше, Никита Жиляев считает, что возможные изменения в налоговом законодательстве могут поставить отрасль такси в критическое положение. По его словам, ранее переход на специальный налоговый режим (СНР) позволил таксопаркам работать в более комфортных условиях, однако сейчас обсуждается исключение такси из этого списка. Если эта инициатива будет принята, бизнес столкнется с тремя серьезными проблемами.

Для начала это отсутствие зачета по НДС. Местные таксопарки приобретают автомобили, собранные в Казахстане, такие как Chevrolet, Opel, Nissan, Iveco, на которые НДС не распространяется. То же касается технического обслуживания, лизинга и зарплат. В результате компании будут вынуждены платить налог фактически с чистой прибыли.

“То есть, получается, ежемесячно мы будем платить НДС со своей личной прибыли. А из этого вытекает вторая причина, наш бизнес не самый высокомаржинальный, то есть в среднем 8-10% маржа в течение лизинговых платежей, то есть лизинговые средние платежи составляют три-четыре года. И получается, если будет 16% НДС, то есть всей своей прибыли, даже этого не хватит, чтобы перекрыть налоговые платежи. Также есть третий момент, что с 2020 года в целом не растут цены на аренду авто, более того, они падают. То есть и те машины, которые мы в 2020 году покупали по одной цене, сейчас стоят в два раза дороже. А там и амортизация, все запчасти, все дорожает. Но мы не можем поднять аренду”, – отметил он.

По словам Никиты Жиляева, в таких условиях многие таксопарки могут уйти в тень или вовсе прекратить работу. По его мнению, государству необходимо учитывать специфику отрасли при внесении изменений в Налоговый кодекс, чтобы избежать массового оттока водителей и роста цен на пассажирские перевозки.

“Как таксомотороное предприятие, мы предоставляем машину в аренду и платим налоги с аренды автотранспортных средств. Мы платим 4% налогов. Взять средний таксопарк в Казахстане – это 100 машин. Если человек работает официально, ему хватает 500 млн тенге оборота в год, но свыше уже этой суммы не хватит. Он платит с 500 млн тенге 4%. Сейчас хотят это убрать, сделать 15 млн тенге. То есть мы все сразу попадаем под НДС, и, соответственно, наша деятельность становится сразу нерентабельной. Если стоимость аренды Chevrolet Cobalt в среднем 12-13 тыс. тенге, соответственно, прибавьте 2-3 тыс. тенге. Если у нас 16% прибавится, значит, прибавится аренда 16%. Прибавится аренда, значит, водителю нужно откуда-то эти деньги брать”, – добавил спикер.

По данным владельца и генерального директора "А-Лизинг Казахстан" Александра Гаврюшина, емкость рынка лизинга такси в Казахстане оценивается примерно в 100 млрд тенге в год, что эквивалентно 17 тыс. новых автомобилей. По его словам, таксопарки играют значительную роль в автомобильной отрасли страны. В 2023 году казахстанские автопроизводители выпустили 44 тыс. автомобилей, и рынок такси формирует около 12% от общего объема продаж новых авто. Средний таксопарк в Алматы, даже небольшой, насчитывает около 50 автомобилей в собственности, а стандартный таксопарк располагает примерно 100 машинами. Это означает, что только на лизинговые платежи такие компании тратят порядка 400 млн тенге в год.

Представитель водителей такси Михаил Асанов отмечает, что средний рабочий день таксиста составляет около 12 часов, а для получения дохода в 30 тыс. тенге необходимо выполнить значительное количество поездок. Средний чек за одну поездку составляет 1500–1700 тенге.

“Нам надо заплатить за аренду авто. Я арендую электромобиль. Он стоит 15 тыс. в сутки. Его арендуешь, 15 тыс. отдал, 5 тыс. уходит примерно на еду, 2 тыс. – на зарядку, 10 тыс. остается. И в среднем получается заработать 200-250 тыс. ежемесячно. При этом, если таксопарку накинут НДС, это все скажется потом на аренде авто и нам повысят аренду авто. Нам будет невыгодно работать легально. Мы опять вернемся к тому, как было в 90-е, такси будут ловить рукой”, – сказал Михаил Асанов.

Директор крупнейшего таксопарка электромобилей в РК Серик Успановов отметил, что введение дополнительных налоговых обязательств для таксопарков может снизить их финансовые возможности для обслуживания и обновления автомобилей. Это, в свою очередь, может привести к ухудшению технического состояния транспорта и, как следствие, к снижению безопасности поездок.

“Мы призываем правительство сохранить текущий налоговый режим. Это позволит не только поддержать малый бизнес, но и обеспечить доступность транспорта для населения. Ужесточение налоговой нагрузки приведет к росту цен и сокращению рабочих мест, что негативно скажется на экономике страны”, – сказал Серик Успанов.

Последствия для отрасли

Представители таксопарков уверены, что:

  • увеличение НДС до 16% приведет к росту арендных платежей и цен на такси;
  • снижение порога для регистрации в качестве плательщика НДС вынудит малые таксопарки менять структуру бизнеса или уходить в тень;
  • сокращение списка ОКЭД для СНР осложнит работу легальных таксопарков, увеличив административные издержки.

Ассоциация таксопарков и курьерских служб предлагает сохранить действующие налоговые условия для сферы такси и курьерских служб, чтобы избежать оттока водителей в неофициальный сектор и сохранить доступные цены на услуги для населения. Вопрос остается открытым и требует обсуждения в парламенте.

Изображение Michael Kauer с сайта Pixabay

Читайте по теме:

Налоги в Казахстане неизбежно будут расти — Алмас Чукин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться