/img/tv1.svg
RU KZ
Усть-Каменогорск остался без дизеля

Усть-Каменогорск остался без дизеля

Автоперевозчики заявляют об убытках и требуют повышения цен на свои услуги. 

13:38 29 Сентябрь 2016 1970

Усть-Каменогорск остался без дизеля

Автор:

Ольга Ушакова

Повышение цен на дизельное топливо по оптовым ценам с 89 тенге за литр до 128-129 тенге началось с середины августа. И без того напряженная ситуация в административном центре Восточного Казахстана обострилась с текущей недели, когда его стали продавать на городских АЗС в основном только по талонам и топливным карточкам. В этом случае его стоимость составляет 121 тенге за литр. Большинство предпринимателей и обычных граждан, чьи автомашины работают на таком виде горючего, вынуждены покупать его у перекупщиков по 131-155 тенге за литр. Первыми рост цен ощутили на себе частные автопарки.

Они утверждают, что с учетом нынешнего подорожания оптовой цены на солярку и прошлогоднего увеличения стоимости запчастей (в 2-2,5 раза) компании несут колоссальные убытки – не меньше 250 тысяч тенге ежедневно, и видят выход в повышении тарифов за проезд и выделении субсидий из государственной казны.

По словам директора крупного автобусного автопарка Усть-Каменогорска - ТОО «VoSka» Каната Калелова, сейчас его предприятие покупает дизтопливо у оператора «Sinooil» по 129 тенге, но цены постоянно колеблются. Из-за этого у автопарков резко возросла расходная часть, они несут убытки, поскольку в тариф -75 тенге за билет в автобусе, который действует с сентября 2014 года, закладывали красную цену на солярку – 110 тенге за литр.

Директор ТОО «РОСТ» Евгений Клейн информировал, что сейчас автопарки города подали документы с расчетами своих затрат и доходов заказчику – в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Усть-Каменогорска, где рассматривается вопрос о возможном повышении тарифа.

 

Автопарки уже предупредили исполнительные власти о том, что в случае неприятия мер со стороны исполнительных властей они будут вынуждены  сократить число автобусов на маршрутах.

По расчетам автоперевозчиков, при создавшейся ситуации с дизтопливом стоимость проезда должна быть не меньше 100 тенге с учетом, если выделят субсидии из бюджета Усть-Каменогорска. Сейчас таких дотаций автоперевозчики не получают.

«Нам предлагают переводить автопарк на газ, но цена и на этот вид топлива в последние дни составляет до 115 тенге за килограмм, почти сравнявшись с дизтопливом. Такой вариант для нас неприемлем», - говорит Канат Калелов.

Как отмечают автоперевозчики, они опасаются того, что цены на дизтопливо будут увеличиваться до 140 и даже 160 тенге за литр. Речь идет о летнем виде дизтоплива, а «зимнее», по мнению автоперевозчиков, возможно, будет стоить по 180 тенге за литр.

По мнению Каната Калелова, «солярки в Казахстане – завались. Ажиотаж создан искусственно, чтобы надо искусственно, чтобы побольше заработать денег». 

«У нас только миллиона два жителей страны пользуются дизтопливом. Как три НПЗ, которые работают в Казахстане, не могут снабдить соляркой население?» - недоумевает он.

 По данным редакции, обзвонившей автозаправки Усть-Каменогорска, на АЗС «Sinooil» дизтоплива в свободной продаже вообще нет с 27 сентября, его отпускают по цене 121 тенге за литр только тем, у кого есть на руках талоны».

Аналогичная ситуация – на АЗС других крупных операторов «Казмунайгаз» и «Гелиос». Так, на автозаправке «Казмунайгаз» 27 сентября рассказали, что дизтопливо поступает в ограниченных объемах и быстро раскупается, а 28 сентября ответили, что «продается только по талонам и топливным карточкам».

Заместитель руководителя Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Людмила Устьянцева сообщила, что сейчас в связи с продажей дизтоплива по талонам их ведомство направило запросы субъектам рынка и изучает сложившуюся ситуацию. Другой информацией, связанной с дизтопливом, по словам Людмилы Устьянцевой, департамент не располагает. 

По информации Управления сельского хозяйства ВКО, до 23 сентября были трудности с дизельным топливом и у сельхозпроизводителей, которые покупают его по льготным ценам в 93-94 тенге за литр.

«Есть разнарядка Министерства энергетики РК, по которой на осенне-полевые работы региону выделено 10 тысяч тонн на сентябрь, в июле было 5 тысяч тонн, в августе – 10 тысяч тонн. В ВКО определены 12 операторов по дизтопливу для сельхозпроизводителей. Но в первой половине сентября были сложности с поставками из-за того, что с 20 августа по 23 сентября Павлодарский НПЗ находился на капитальном ремонте. Сейчас мы заключили дополнительные соглашения, и на днях после оплаты началась отгрузка льготного топлива для сельхозпроизводителей. Все вопросы решены».

По словам Татьяны Шумской, чье ТОО «Штиф» реализует ГСМ на рынке в розницу, напряженная ситуация с дизельным топливом возникла из-за закрытия на капитальный ремонт Павлодарского НПЗ, а с завода в Атырау топливо в регион не завозят из-за дальности транспортировки, соответственно высоких затрат на логистику. На АЗС, которые не относятся к крупным операторам (Казмунайгаз, «Sinooil», «Гелиос») продается солярка, привезенная из Российской Федерации, при этом стоимость российского дизтоплива на 20% превышает казахстанское.

В то же время, по мнению автоперевозчиков, повышение цен на дизтопливо и его дефицит в регионе наблюдается регулярно с середины лета и осенью, и при этом поставщики ГСМ ориентируются на политику крупных реализаторов. Как отмечают автоперевозчики, в этом году ситуация обострилась в связи с тем, что сейчас государственное регулирование цен на солярку отменено.

Отметим, что согласно статданным, ежегодно в стране производится до 4 мнл тонн дизельного топлива, импорта поступает не значительное количество. Рынок ВКО при этом потребляет до 6% общего производства. В среднем ежемесячно это составляет около 25 тыс. тонн.

Ольга Ушакова

Казахстан планирует ввести запрет на вывоз дизтоплива из страны

Кроме того, будет установлено ограничение на ввоз бензина из России.

12 Февраль 2019 17:59 4082

Фото: Максим Морозов

Соответствующий документ будет подписан в ближайшее время. Табу на экспорт дизтоплива продлится в течение трех месяцев. Об этом в кулуарах сената сообщил вице-министр энергетики Болат Акчулаков.

На заседании комитета сената Болат Акчулаков проинформировал депутатов о ситуации с ГСМ. Рынок нефтепродуктов из-за модернизации заводов кардинально изменился, из-за профицита излишки в перспективе будут экспортироваться в страны Центральной Азии. Об этом уже ранее говорилось.

На сегодня в резервуарах хранится более 350 тысяч тонн бензина. Дополнительно к этому объему в этом году будет произведено 500 тысяч тонн. Потребность по АИ-98 и АИ-95 в республике будет закрыта, обещают в Минэнерго. Кроме того, по АИ-98 создадут своего рода «подушку безопасности» в виде возможного завоза из России до 5 тыс. тонн топлива.

Аналогичная ситуация по дизтопливу. Потребление, по словам вице-министра, составляет примерно 4,5 млн тонн с учетом посевных и уборочных работ, производство – 4,5-4,7 млн тонн.

«То есть мы полностью закрываемся по дизтопливу. Но, тем не менее, в связи с тем, что есть сезонные колебания, связанные с сельхозработами и так далее, мы оставляем возможность завезти из России до 300 тысяч тонн дизтоплива на случай непредвиденных обстоятельств», – говорит Болат Акчулаков.

На эту весну Минэнерго держит для аграриев объем в 380 тыс. тонн дизтоплива. Запасы по этому виду ГСМ оцениваются в 250 тыс. тонн.

По авиакеросину представители Минэнерго также предусмотрели «защитную опцию» – импорт из РФ до 300 тыс. тонн. В целом нехватки авиакеросина не предвидится. Производство, согласно прогнозам, должно превысить спрос.

«В этом году по плану будем производить 694 тысячи тонн авиакеросина при внутреннем потреблении порядка 630-650 тысяч тонн», – говорит он.

Открыть дорогу экспорту и помочь рынку избежать затоваривания помогут законодательные правки, а именно ратификация протокола к соглашению с Россией о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 9 декабря 2010 года. Сейчас проект закона находится в сенате.

Депутат сената Михаил Бортник сообщил, что принятие законопроекта позволит экспортировать излишки ГСМ собственного производства, тем самым обеспечив стабильную работу наших модернизированных заводов, дополнительные поступления в бюджет.

«При этом мы оставили за собой право на поставку в Казахстан в случае экстренных ситуаций дополнительных объемов нефтепродуктов», – отметил сенатор.

Айгуль Тулекбаева

Электромобилям ищут место на АЗС

Станции зарядки электромобилей хотят разместить на автозаправках.

20 Июнь 2018 07:00 22065

Компания, управляющая предприятиями столичного энергетического комплекса, АО «Астанаэнергосервис» планирует работы по созданию сети зарядных станций для электромобилей. В качестве площадки для размещения зарядных станций планируется использовать АЗС сети «ҚазМұнайГаз». Соответствующий меморандум, как сообщили корреспонденту abctv.kz в пресс-службе АО «Астанаэнергосервис», уже подписан.

«На сегодняшний день подписан меморандум с ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Они предоставляют площадки (заправочные станции) для реализации данного проекта», – следует из полученного от компании сообщения. Детали меморандума пока не сообщаются.

В пресс-службе «КМГ» подписание меморандума или его возможные детали пока не комментируют. Напомним, что пилотная программа Министерства энергетики и оператора РОП подразумевает установку 100 зарядных станций в Астане и Алматы, еще 20 планируется установить на трассе Алматы – Астана.

«Астанаэнергосервис» планирует наладить сотрудничество в проекте по созданию инфраструктуры для электромобилей и с ТОО «Оператор РОП». Соответствующий меморандум, заявляют в компании, планируется подписать на следующей неделе.

Управляющий директор ТОО «Оператор РОП» Рустам Темирбек пока не стал комментировать детали возможного сотрудничества, но при этом отметил, что «в мировой практике зарядные станции устанавливают, например, вблизи торговых центров или офисных зданий, однако если есть готовность устанавливать их на АЗС, то почему нет?».

Важно понимать, продолжает он, что станции для зарядки электромобилей отличаются в использовании от традиционных АЗС, где можно подъехать и за несколько минут заправить топливо, зарядка электромобиля может занимать до нескольких часов.

Представители автопромышленной отрасли ранее комментировали возможный рост спроса на электромобили в стране, полагая, что меры по стимулированию спроса и создание инфраструктуры для авто на электрической тяге сделают их «привлекательными для массового потребителя». Одна из мер, которую предлагают представители отрасли, – обеспечение свободного передвижения по выделенным полосам движения для общественного транспорта, выделение специальных парковочных мест, а также применение низких размеров коэффициента страхования на типы транспортных средств с электрическими двигателями.

По данным на май текущего года, с января в Казахстане было зарегистрировано 20 легковых автомобилей на электрической тяге против 16 за тот же период прошлого года. При этом за весь 2017 год было зарегистрировано 36 авто на электротяге, а в 2016-м – 35 электромобилей.

Артур Мискарян