Повышение цен на дизельное топливо по оптовым ценам с 89 тенге за литр до 128-129 тенге началось с середины августа. И без того напряженная ситуация в административном центре Восточного Казахстана обострилась с текущей недели, когда его стали продавать на городских АЗС в основном только по талонам и топливным карточкам. В этом случае его стоимость составляет 121 тенге за литр. Большинство предпринимателей и обычных граждан, чьи автомашины работают на таком виде горючего, вынуждены покупать его у перекупщиков по 131-155 тенге за литр. Первыми рост цен ощутили на себе частные автопарки.
Они утверждают, что с учетом нынешнего подорожания оптовой цены на солярку и прошлогоднего увеличения стоимости запчастей (в 2-2,5 раза) компании несут колоссальные убытки – не меньше 250 тысяч тенге ежедневно, и видят выход в повышении тарифов за проезд и выделении субсидий из государственной казны.
По словам директора крупного автобусного автопарка Усть-Каменогорска - ТОО "VoSka" Каната Калелова, сейчас его предприятие покупает дизтопливо у оператора "Sinooil" по 129 тенге, но цены постоянно колеблются. Из-за этого у автопарков резко возросла расходная часть, они несут убытки, поскольку в тариф -75 тенге за билет в автобусе, который действует с сентября 2014 года, закладывали красную цену на солярку – 110 тенге за литр.
Директор ТОО "РОСТ" Евгений Клейн информировал, что сейчас автопарки города подали документы с расчетами своих затрат и доходов заказчику – в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Усть-Каменогорска, где рассматривается вопрос о возможном повышении тарифа.
Автопарки уже предупредили исполнительные власти о том, что в случае неприятия мер со стороны исполнительных властей они будут вынуждены сократить число автобусов на маршрутах.
По расчетам автоперевозчиков, при создавшейся ситуации с дизтопливом стоимость проезда должна быть не меньше 100 тенге с учетом, если выделят субсидии из бюджета Усть-Каменогорска. Сейчас таких дотаций автоперевозчики не получают.
"Нам предлагают переводить автопарк на газ, но цена и на этот вид топлива в последние дни составляет до 115 тенге за килограмм, почти сравнявшись с дизтопливом. Такой вариант для нас неприемлем", - говорит Канат Калелов.
Как отмечают автоперевозчики, они опасаются того, что цены на дизтопливо будут увеличиваться до 140 и даже 160 тенге за литр. Речь идет о летнем виде дизтоплива, а "зимнее", по мнению автоперевозчиков, возможно, будет стоить по 180 тенге за литр.
По мнению Каната Калелова, "солярки в Казахстане – завались. Ажиотаж создан искусственно, чтобы надо искусственно, чтобы побольше заработать денег".
"У нас только миллиона два жителей страны пользуются дизтопливом. Как три НПЗ, которые работают в Казахстане, не могут снабдить соляркой население?" - недоумевает он.
По данным редакции, обзвонившей автозаправки Усть-Каменогорска, на АЗС "Sinooil" дизтоплива в свободной продаже вообще нет с 27 сентября, его отпускают по цене 121 тенге за литр только тем, у кого есть на руках талоны".
Аналогичная ситуация – на АЗС других крупных операторов "Казмунайгаз" и "Гелиос". Так, на автозаправке "Казмунайгаз" 27 сентября рассказали, что дизтопливо поступает в ограниченных объемах и быстро раскупается, а 28 сентября ответили, что "продается только по талонам и топливным карточкам".
Заместитель руководителя Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Людмила Устьянцева сообщила, что сейчас в связи с продажей дизтоплива по талонам их ведомство направило запросы субъектам рынка и изучает сложившуюся ситуацию. Другой информацией, связанной с дизтопливом, по словам Людмилы Устьянцевой, департамент не располагает.
По информации Управления сельского хозяйства ВКО, до 23 сентября были трудности с дизельным топливом и у сельхозпроизводителей, которые покупают его по льготным ценам в 93-94 тенге за литр.
"Есть разнарядка Министерства энергетики РК, по которой на осенне-полевые работы региону выделено 10 тысяч тонн на сентябрь, в июле было 5 тысяч тонн, в августе – 10 тысяч тонн. В ВКО определены 12 операторов по дизтопливу для сельхозпроизводителей. Но в первой половине сентября были сложности с поставками из-за того, что с 20 августа по 23 сентября Павлодарский НПЗ находился на капитальном ремонте. Сейчас мы заключили дополнительные соглашения, и на днях после оплаты началась отгрузка льготного топлива для сельхозпроизводителей. Все вопросы решены".
По словам Татьяны Шумской, чье ТОО "Штиф" реализует ГСМ на рынке в розницу, напряженная ситуация с дизельным топливом возникла из-за закрытия на капитальный ремонт Павлодарского НПЗ, а с завода в Атырау топливо в регион не завозят из-за дальности транспортировки, соответственно высоких затрат на логистику. На АЗС, которые не относятся к крупным операторам (Казмунайгаз, "Sinooil", "Гелиос") продается солярка, привезенная из Российской Федерации, при этом стоимость российского дизтоплива на 20% превышает казахстанское.
В то же время, по мнению автоперевозчиков, повышение цен на дизтопливо и его дефицит в регионе наблюдается регулярно с середины лета и осенью, и при этом поставщики ГСМ ориентируются на политику крупных реализаторов. Как отмечают автоперевозчики, в этом году ситуация обострилась в связи с тем, что сейчас государственное регулирование цен на солярку отменено.
Отметим, что согласно статданным, ежегодно в стране производится до 4 мнл тонн дизельного топлива, импорта поступает не значительное количество. Рынок ВКО при этом потребляет до 6% общего производства. В среднем ежемесячно это составляет около 25 тыс. тонн.
Ольга Ушакова