Казахстану следует поторопиться с принятием мер, чтобы сохранить свою инвестиционную привлекательность, говорится в национальном энергетическом докладе за 2017 год
Нефть и газ всему голова?
Энергетика, в первую очередь нефтегазовый сектор, играет важную роль в экономике Казахстана. Это общеизвестный факт. Международные эксперты ставят знак равенства между двумя такими понятиями, как "устойчивая энергетика" и "устойчивая экономика", когда говорят о нашей стране.
Именно на этом и строятся все выкладки и выводы, которые отражены в национальном энергетическом докладе Казахстана за 2017 год. Этот документ был презентован Центром стратегических и международных исследований в рамках прошедшего месяц назад XI форума KazEnergy.
Детали этого большого аналитического труда, который так и называется "Устойчивая энергетика для устойчивой экономики", представил казахстанским нефтяникам председатель по энергетике и геополитике Центра стратегических и международных исследований Адам Симински.
Связку "энергетика – экономика" в Казахстане господин Симински наглядно еще раз продемонстрировал языком цифр. Так, доля нефтегазового сектора в ВВП страны в последние годы сокращалась из-за снижения цен на нефть, но, несмотря на это, в 2016 году его вклад в ВВП по всем сегментам все же составил 18,2%
"Снижение цен привело к сокращению доли нефти в общем объеме поступлений в бюджет с 47,7% в 2014 году до 23,3% в 2016 году. Мы видим, что сокращение доходов от нефтяного сектора также ведет к дефициту государственного бюджета", – напомнил г-н Симински.
Доля инвестиций в нефтегазовый сектор от общего объема инвестиций в экономике выросла с 18,4% в 2013 году до 23,4% в 2016 году. Доля инвестиций в ТЭК в 2015 году достигла рекордно высокого показателя (40,7%), однако в 2016 году вновь снизилась (до 37,4%)
"Это скорее указывает в целом на слабые позиции других отраслей, чем на сильные позиции топливно-энергетического комплекса", – подчеркнул Симински.
Спикер также напомнил, что более 60 процентов от общего объема казахстанского экспорта составляют энергоресурсы. И в ближайшие двадцать лет спрос на углеводороды в мире сохранится.
"Нефть и газ – основные экспортные товара Казахстана – будут пользоваться спросом на мировом рынке еще добрых 20 лет. В 2040 году углеводороды останутся самой весомой составляющей мирового энергопотребления. А доля ВИЭ будет все также небольшой, хотя продемонстрирует активный рост с изначально невысокого уровня", – подчеркнул г-н Симински.
Вывод, который приводится в первой части национального энергетического доклада, таков: "экономический рост в Казахстане замедлился из-за снижения цен на сырьевые товары, однако ожидается увеличение объемов добычи энергоресурсов".
Инвестклимат: надежда на реформы
Наглядно подтвердив зависимость экономики Казахстана от нефтяных денег, Адам Симински заметил, что общий объем инвестиций (особенно прямых иностранных инвестиций) в Казахстане снижается, как в экономике в целом, так и в энергетическом секторе.
"Это объясняется сложной ситуацией в мире, а также общими аспектами работы и инвестиционных циклов крупных проектов добычи" – сказал г-н Симински.
При этом он заметил, что, несмотря на общую сложную ситуацию в мире, инвесторы недавно приняли решение о солидных инвестициях на сумму 37 миллиардов долларов в проект расширения месторождения Тенгиз и пять миллиардов долларов в продвижение первого этапа освоения месторождения Кашаган.
Тем не менее, эксперты центра считают, что Казахстан все же отстает в плане внесения крайне важных изменений, необходимых, чтобы сохранить привлекательность страны для международных инвестиций в сектор разведки и добычи в текущей изменившейся ситуации на мировом рынке.
"Конкуренция за инвестиции на рынке сегодня стала особенно жесткой. Но в Казахстане ключевыми проблемами по-прежнему остаются: высокая доля государства в прибыли, высокий риск недополучения дохода компаниями (при существующей бюджетно-налоговой системе проекты подлежат высокому налогообложению и выплатам уже на самых ранних этапах), а также частые изменения правил и налогов", – пояснил г-н Симински.
В национальном энергетическом докладе надежду на улучшение инвестиционного климата в Казахстане связывают с широкомасштабной модернизацией.
"Сейчас в республике проводятся реформы Кодекса о недрах, Налогового кодекса, которые должны решить некоторые из вышеперечисленных нами проблем", – сказал Адам Симински.
В докладе были также упомянуты стремления Казахстана улучшить свои позиции в рейтинге Всемирного банка и МВФ по условиям ведения бизнеса. За последние 12 лет Казахстан уже четыре раза признавался страной с самым высоким показателем общего улучшения ситуации (кроме Казахстана, это удавалось лишь Грузии)
В 2017 году Казахстан занял 35-е место в рейтинге из 190 стран. Республика также продемонстрировала особенно высокие показатели по уровню защиты интересов миноритарных инвесторов (третье место среди всех стран в 2017 году)
"Однако относительно низкий уровень квалификации работников, непредсказуемость денежно-кредитной политики (вследствие влияния на тенге низких цен на нефть) и ограниченный доступ к финансированию мешают Казахстану занимать более высокие позиции в общих рейтингах инвестиционной привлекательности", – сообщил г-н Симински.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности Казахстан занимает 53-е место из 140 стран. Чтобы подняться выше, необходимо искоренить пять главных проблем для ведения бизнеса. Это инфляция, налоговые ставки, коррупция, доступ к финансовым ресурсам и налоговый режим.
Цены на нефть
В национальном энергетическом докладе не обошли вниманием волнующий многих вопрос: "Какой будет мировая цена на нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе?"
Адам Симински сообщил, что текущий нефтяной цикл, начавшийся из-за переизбытка объемов добычи, продолжается всего четыре года. Хотя средняя продолжительность двух предыдущих периодов (циклов) переизбытка нефти составляла около 15 лет.
"В результате корректировок и перебалансировки мировые цены на нефть в настоящее время в целом стабилизировались на уровне около 50 долларов за баррель. Этого достаточно для старта нового цикла инвестиций в разведку и добычу в 2017 году после существенного сокращения их объемов в 2015-2016 годы", – обнадежил г-н Симински.
Но в то же время огорчил, что цены на черное золото будут сохраняться на низком уровне в течение более длительного периода.
"Текущий цикл мировых цен на нефть пока не подошел к концу – они еще некоторое время будут сохраняться на достаточно низком уровне. После кризиса мировой рынок нефти вступил в новую фазу, теперь ситуация на нем – и перебалансировка – зависит от ОПЕК (и ее новых партнеров)", – сказал г-н Симински.
Он также сообщил, что в краткосрочной перспективе цена на нефть марки Brent составит в среднем 58 долларов за баррель в 2017 году и 57 долларов за баррель в 2018 году.
А в среднесрочной перспективе прогнозируется, что цена на сырую нефть марки Brent к середине 2020-х годов составит 80 долларов за баррель.
"Этому будут способствовать следующие факторы. Во-первых, это устойчивый рост спроса на нефть, около 1,4-1,5 миллиона баррелей в сутки ежегодно. Во-вторых, новое появление ОПЕК в качестве участника, активного влияющего на рыночную ситуацию. Третий фактор – это предполагаемое отсутствие серьезных геополитических потрясений", – говорится в национальном энергетическом докладе.
Кульпаш Конырова