/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 192,28 Пшеница 465,40
Утильсбор: «Атамекен» за конструктивное решение

Утильсбор: «Атамекен» за конструктивное решение

Вводить утилизационный сбор необходимо на сельхозтехнику, которую производят на отечественных предприятиях.

16 Август 2019 11:05 2735

Утильсбор: «Атамекен» за конструктивное решение

Это конструктивное решение, говорят в «Атамекене», и его и нужно претворять в жизнь. При этом каждая из сторон должна взять на себя обязательства: промышленность – увеличить долю локализации и улучшить качество, а аграрии – обеспечить гарантированный спрос на отечественную технику.

Какие аргументы у аграриев?

По словам директора департамента АПК и пищевой промышленности Ербола Есенеева, введение утилизационного сбора в варианте, который предлагает госорган (МИИР РК), повлечет удорожание импортной техники на 10%, что в конечном счете скажется на кошельке потребителя.

«У фермера должен быть выбор в технике. Тем более мы сейчас активно диверсифицируем посевные площади: никогда в истории Казахстана не было таких объемных площадей по льну, бобовым культурам, масличным, никогда на севере не сеяли сою – это мировые тренды, которые нас заставляют быть конкурентоспособными. Для всего этого нужна высокопроизводительная импортная техника, которой у нас нет», – говорит он.

По его словам, госорган хоть и называет утильсбор экологическим сбором» на деле рассматривает его как способ защиты внутреннего рынка сельхозтехники. Многие фермеры уже выстроили технологический процесс производства с использованием импортной техники, и, чтобы перейти на отечественную (менее производительную) технику, они будут вынуждены понести дополнительные затраты: набор дополнительного персонала механизаторов, потерю времени и качества продукции.

Вместе с тем мелкие аграрии все же предпочитают использовать отечественные комбайны и тракторы, ведь они дешевле и их «лошадиных сил» достаточно для небольших площадей.

«Мы понимаем, что просто ограничивать фермера в выборе нельзя, нужно поддерживать сельхозмашиностроителей другими способами. Предоставить им льготные кредиты и преференции. Они вносят свой вклад в развитие сельского хозяйства. Решением может быть предоставление льготных кредитов отечественным машиностроителям для дальнейшего развития и увеличения доли локализации производимых тракторов и комбайнов. Кроме того, можно предусмотреть увеличение норматива инвестиционных субсидий на отечественную технику», – говорит Ербол Есенеев.

В департаменте предлагают принимать решение на основе анализа, вводя этот инструмент в оборот постепенно, эволюционным путем.

«Мы должны проанализировать, где мы находимся, что мы хотим сделать через 5-10 лет. Тем более было поручение Елбасы об увеличении производительности труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза. (…) Мы говорим: давайте поэтапно идти к этому. Что значит 10% от стоимости, откуда эта цифра, где расчет? Отрасль очень чувствительная, любое неосмотрительное действие со стороны госорганов приведет к негативным последствиям», – говорит директор департамента.

Кроме того, пришло время, когда необходимо на законодательном уровне установить четкие критерии сервисного обслуживания к производителям и официальным дилерам, ведь не секрет, что доставка необходимых запчастей в период массовых работ занимает значительное время и негативно сказывается на сроках посева и уборки урожая. Фермеры требуют, чтобы в каждом регионе был свой сервисный центр и склады необходимых запчастей.  

Чем мотивируют машиностроители?

Директор департамента обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» Арман Мамбетаев, который выражает интересы более 20 производителей сельхозтехники и навесного оборудования, отмечает, что вопрос о введении утильсбора поднимается не первый год.

Еще в прошлом году была договоренность на площадке «Атамекена», что в перспективе эта мера будет введена в середине 2019 года. И для нивелирования рисков сельхозтоваропроизводителей предлагалось предусмотреть увеличение норматива инвестиционных субсидий на отечественную технику с 25% до 35%, введение скидочных сертификатов за сдачу старой техники – до 3 млн тенге, улучшить правила льготного лизинга техники. Это будет дополнительным стимулом покупать именно отечественную технику.

Помимо этого, сельхозтоваропроизводители поднимали вопросы повышения уровня локализации, соблюдения стандартов качества и развития сервисных услуг.

«Эти вопросы в той или иной мере были реализованы. Субсидирование есть, скидочные сертификаты внедрены, запущен льготный лизинг сельхозтехники от БРК, сервисная сеть наших производителей развивается, производители в рамках соглашения о промышленной сборке уже взяли обязательства по ежегодному повышению локализации. Машиностроители развиваются, расширяют линейку под нужды своих клиентов – сельхозтоварпроизводителей», – говорит Арман Мамбетаев.

Он отмечает, что в последнее полугодие наблюдается рост производства техники на 25%. В лидерах Костанайская и Акмолинская область – аграрные регионы.

Для дальнейшего развития отечественного сельхозмашиностроения необходимо предусмотреть выделение льготных кредитов для увеличения локализации производства. Речь идет о порядка 20 млрд тенге на период пять-семь лет.

«На основе этого вопрос, который начался еще в 2018 году, подходил к своему логическому завершению – введению утильсбора, но в рамках обсуждений даже внутри сельхозтоваропроизводителей мнения разделились», – говорит Мамбетаев.  

По его словам, в основном против этого нововведения выступает крупный бизнес, который заинтересован в дорогостоящей импортной технике. Для малых хозяйств эффективнее использовать отечественную технику.

По информации дилеров, за 2017-2018 годы в Казахстан импортировано 259 комбайнов и 199 тракторов Jhon Deere и Class, в то время как сельхозтоваропроизводители приобрели 577 комбайнов и 615 тракторов отечественного производства.

«Ту же технику Jhon Deere может купить не каждый, по сути, это ограниченное количество крупных предприятий. При этом речь идет о ставке 5-7%. Остальные, большая часть, покупают отечественную технику», – говорит Арман Мамбетаев.

Спикер отметил, что принятие утильсбора ускорило бы процесс входа на рынок глобальных игроков – машиностроителей. Для примера, того же Class, с которым ведутся переговоры.

«Большой плюс отечественной техники – ее доступность, наличие комплектующих, отсутствием которых часто грешит импортная техника, когда срок ожидания доходит до месяца», – сообщил он.

При этом сельхозмашиностроители должны задуматься о совершенствовании техники: систем автоматического вождения, документирования, изменения нормы расхода веществ, повысить надежность работы техники.

«Сельхозтоваропроизводители голосуют рублем – производители сельхозтехники должны подстраиваться под их потребности, содействовать развитию аграрного сектора. Это позволит достигнуть мультипликативногой эффекта в развитии как сельского хозяйства, так и машиностроения», – отметил он.

Члены Комитета НПП намерены выработать единую позицию: вводить утилизационный сбор на трактора и комбайны, но только на те, которые производятся на территории Казахстана и их взаимозаменяемые аналоги.

Это логично. Технические возможности наших производителей ограничены, нет смысла устанавливать барьеры по той технике, которую мы не производим.

В итоге выгоду получат все. Обеспечивая гарантированный сбыт, сельхозмашиностроители получат возможность кратно увеличить производство техники и расширить линейку. Аграрии смогут покупать трактора и комбайны по доступной цене с надлежащим сервисом.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: