Утильсбор: убрать нельзя, оставить

52012

Споры вокруг утильсбора на автомобили идут в Казахстане уже несколько месяцев.

Утильсбор: убрать нельзя, оставить

Теперь решение принято, точку в этом вопросе поставил глава государства. Выступая на расширенном заседании правительства, Касым-Жомарт Токаев сказал:

"По утильсбору мы приняли решение. Все средства будут поступать в государство. Теперь необходимо определиться с размером ставок. Сразу отмечу, утильсбор будет пересмотрен. Но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой рынок для откровенного импортного автохлама". Правительство пообещало представить новые размеры ставок на утильсбор до конца февраля. Однако разговоры в среде автовладельцев по поводу утильсбора, тем не менее, продолжаются.

Генеральный директор ТОО Daewoo Bus Kazakhstan Асемхан Дускужанов считает, что полная отмена утильсбора, на чем настаивают некоторые автовладельцы, привела бы к краху автомобильной промышленности Казахстана.

"Утильсбор в Казахстане – мера прежде всего защитная. Полная его отмена приведет к замедлению развития автомобилестроительных заводов, а то и полной остановке", – заявил Дускужанов.

По его мнению, это приведет к сильнейшим репутационным рискам для страны, так как "вложенные инвестиции окажутся под угрозой потери".

Казахстанские автопроизводители рассчитывают, что правительство РК не пойдет на ухудшение условий для локализованных предприятий. Это напрямую связано с социально-экономическим развитием страны, в том числе в части создания и сохранения рабочих мест.

"Как быть с многочисленными коллективами? Это сотни человек и их семьи. Хорошо, что президент Казахстана понимает последствия отмены утильсбора и предостерегает от такого шага", – подчеркнул Дускужанов.

Вместе с тем серьезное снижение ставок также чревато последствиями.

"При дальнейшем снижении очень трудно построить завод с глубокой локализацией", – предупреждает Дускужанов.

Гендиректор ТОО Daewoo Bus Kazakhstan отмечает, что введение утильсбора способствовало активизации инвесторов.

"За эти годы открылись новые заводы. Дилеры, много лет только торговавшие автомобилями, вышли с предложениями об открытии производства по лицензии головных заводов. Иностранные партнеры обращаются с различными предложениями о совместном производстве новых моделей. Так что положительные моменты во введении утильсбора есть", – считает Дускужанов.

Кроме того, считает гендиректор ТОО Daewoo Bus Kazakhstan, утильсбор ставит заслон автохламу.

"Многие недооценивают опасность наплыва автотехники, не соответствующей утвержденным техрегламентам. А ведь именно утильсбор сдерживает незаконный ввоз, например, некачественной спецтехники", – отмечает он.

Доля автомобилей местного производства в Казахстане сейчас достигает 75% в массовом сегменте. В целом продажи новых автомобилей в Казахстане в 2021 г. выросли на 26%, до 117,59 тыс. шт., две трети из них местного производства, следует из данных Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ).