Узбекский комбинат технологических металлов (ТМК), принадлежащий правительству Узбекистана и специализирующийся на переработке критически важного сырья, хотел бы закупать вольфрам, добываемый в Казахстане. Об этом в беседе с корреспондентом inbusiness.kz на выставке China Mining в городе Тяньцзинь рассказал советник руководства комбината по техническим вопросам Метин Алемдар.
"Мы заинтересованы в вашем вольфрамовом концентрате. Насколько я знаю, команда ТМК находится в контакте с казахстанскими коллегами, мы планируем покупать у вас концентрат", - сказал он в разговоре.
Как известно, в Казахстане производство вольфрама было запущено в 2024 году на промышленной основе на руднике Богуты в Алматинской области, находящемся недалеко от Чарынского каньона. Его разработкой занимается компания "Жетысу Вольфрамы", где основным акционером выступает китайская Jiaxin International Resources Investment Limited, вышедшая в августе на IPO. Богуты считается четвертым по размеру месторождением вольфрама в мире, его контракт на недропользование действителен до 2040 года.
По данным "Интерфакс-Казахстан", потенциал освоения рудника оценивался в 120 млн тонн шеелита – вольфрамовой руды. Там собирались ежегодно перерабатывать 3,3 млн тонн руды и получать из нее 10 тыс. тонн 65%-ного концентрата триоксида вольфрама, в основном для продажи в КНР. Также на месторождении имелись молибден, висмут, бериллий. Согласно отчетности Jiaxin, планируется, что извлечение и переработка вольфрамовой руды к 2027 году достигнет 4,95 млн тонн.
В Казахстане также есть другие перспективные вольфрамовые месторождения, где содержание металла позволяет вести разработку с применением продвинутых технологий. О них ранее писал inbusiness.kz, к примеру, это Аксоран на стыке СКО и Акмолинской областей, Северный Катпар и Верхнее Кайракты в Карагандинской области. Недавно стало известно, что последние два будут разрабатываться совместным предприятием с участием американской компании Cove Capital (70% акций) и горнорудной нацкомпании "Тау-Кен Самрук" (30%) с бюджетом в 1,1 млрд долларов, ожидается, что добыча там начнется через 3,5 года. Cove Capital также ведет деятельность в Узбекистане.
По словам Алемдара, сейчас Китай контролирует более 80% производства вольфрама в мире. Кроме того, КНР является лидером по фундаментальным исследованиям по этому редкому для Казахстана металлу. Уточним, что вольфрам не является редкоземельным металлом (РЗМ), и не входит в группу так называемых лантаноидов. К слову, в целом РЗМ, несмотря на название, наличествуют в большом количестве в земной коре, однако, в рассеянном состоянии, их комплексное извлечение является очень затратным.
На сегодняшний день ТМК, работающий в городе Чирчик и принадлежащий на 100% узбекскому правительству, использует в основном местный вольфрамовый концентрат. Узбекистан является единственной страной в Центральной Азии, где вольфрам может быть получен с использованием гидрометаллургии и пирометаллургии, подчеркнул Алемдар.
В настоящее время мощности по производству вольфрама завода в Чирчике ограничены. Однако, после запуска гидрометаллургического цеха в Самарканде в 2027 году будет налажено ежегодное производство 5 тыс. тонн оксида вольфрама. С 2029 года объем производства возрастёт до 10 тыс. тонн, а к 2030 году – до 15 тыс. тонн. Постепенное расширение мощностей приведет к росту спроса на сырьё и необходимости привлечения внешних источников его поставки. Пока же на комбинате довольствуются хвостами с одного из старых месторождений. Кроме того, для добычи вольфрамовой руды разрабатывается новый рудник Сарыкуль – там наблюдается примерно 70% шеелита (вольфрамата кальция (CaWO4), и 30% вольфрамита (вольфрамат железа и марганца). Сейчас по нему просчитывается ТЭО до конца года, потом туда пойдут инвестиции для разработки открытым, а затем и подземным способом. На других вольфрамовых рудниках Узбекистана работают частные компании, уточнил советник в беседе.
Наряду с вольфрамом ТМК занимается выпуском молибдена из хвостов Алмалыкского горнометаллургического комбината (АГМК), передаваемых после извлечения из полиметаллической руды цинка, меди и золота, а также рения, получаемого из медных руд в качестве побочного продукта после обжига и промывки серной кислотой. Более того, Узбекский комбинат технологических металлов развивает производство теллура и осмия.
Кроме того, по информации Метина Алемдара, ТМК сейчас занимается строительством сернокислотного завода мощностью 500 тыс. тонн в год. Он будет работать на сере, которую будут получать от "Узбекнефтегаза" с местных газоперерабатывающих заводов, НПЗ и по импорту. Серная кислота сильно востребована в химической отрасли, в частности в производстве удобрений, а также в добыче урана при применении метода подземного скважинного выщелачивания.
В последние годы цена на серную кислоту в Казахстане сильно выросла из-за увеличения добычи предприятиями "Казатомпрома", из-за дефицита она дороже импортируется из России, в то время как экспорт из Узбекистана прекратился несколько лет назад. Не исключено, что строительство нового сернокислотного завода у южного соседа позволит дополнить предложение реагента в регионе.
Читайте по теме:
Аким поплатился работой за незаконную добычу недр на юге Казахстана