Узбекистан будет продвигать совместный план с Индией и Ираном по развитию сообщения через эту гавань в рамках усилий страны по улучшению и диверсификации доступа к морским путям, передает inbusiness.kz.
Три страны намерены провести вторую встречу трехсторонней рабочей группы для обсуждения совместного использования порта Чабахар на иранском побережье Макран для торговли и транзита, заявил заместитель министра иностранных дел Узбекистана Фуркат Сидиков в кулуарах круглого стола по вопросам внешней политики, сообщает Hindustan Times.
"Индия – один из наших стратегических партнеров, и это важный проект", – отметил Сидиков.
Первая виртуальная встреча трехсторонней рабочей группы по совместному использованию порта Чабахар состоялась в декабре прошлого года, и сейчас три стороны определяют дату проведения второй встречи.
Заместитель директора Международного института Центральной Азии Бахтиер Мустафаев заявил, что правительство не имеющего выхода к морю Узбекистана считает стратегически важной диверсификацию усилий по расширению доступа к океанам.
По его словам, почти 80% экспорта и импорта Узбекистана проходит по северным маршрутам, проходящим через государства Центральной Азии и Россию, и для страны необходимо получить доступ к Персидскому заливу. В то же время, добавил он, страны Южной Азии быстро развиваются и представляют собой огромный рынок с населением около двух миллиардов человек.
"Было бы выгоднее попытаться объединить Южную Азию и Центральную Азию, – сказал Мустафаев. – Это откроет новые двери для улучшения ситуации с безопасностью и борьбы с терроризмом и экстремизмом во всем регионе".
Не имеющая выхода к океанским портам, но богатая нефтью и газом Центральная Азия в значительной степени зависит от китайского рынка, однако Казахстан не развивает сотрудничество с Ираном (и, соответственно, не осваивает новые рынки) из-за солидарности с американскими санкциями.
"Чабахар является важным портом и недорогим маршрутом для доступа в страны региона, особенно в Афганистан и Центральную Азию. В настоящее время здесь имеются портовая инфраструктура и стратегическое оборудование для разгрузки и погрузки до 15 млн тонн товаров в год", – заявил в марте текущего года гендиректор морской организации портов иранских провинций Систан и Белуджистан Бехруз Агаи.
Он подчеркнул, что эти морские ворота благодаря своей стратегической позиции могут сыграть ключевую роль в транспортировке товаров из стран Средней Азии. По его мнению, порт Чабахар является самым дешевым, безопасным и надежным путем соединения двух самых густонаселенных рынков мира: 21 страна в Индийском океане с населением около 2 млрд человек и страны Центральной Азии, Кавказ и Восточная Европа с населением около 800 млн человек.
Именно этим преимуществом и решил воспользоваться не имеющий выхода к морю Узбекистан, где проживает почти половина населения Центральной Азии, развивая свои отношения с Индией, уже вложившей более 500 млн долларов в порт Чахабар.
Таким образом, Узбекистан уже перехватил лидерство в налаживании кооперационных связей в южном направлении, оставив Казахстан в этом соревновании далеко позади.
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!