Дискуссия о валютном контроле прошла в четверг в сенате парламента. Депутаты в преддверии обсуждения поправок в законодательство, решили детально изучить этот вопрос. Однако готового решения пока не найдено: слишком много нашлось спорных обстоятельств.
Так, заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков, выступая на заседании, заметил, что в Казахстане существует "очень либеральный валютный режим". При этом в Нацбанке "постоянно видят необходимость контроля по выводу капитала". Однако менять подходы к регулированию нужно очень осторожно, с тем чтобы не ухудшить инвестиционный климат. "Коль скоро мы отказались от разрешительного порядка (проведения валютных операций), то мы и не сможем сейчас внедрить какой-то дополнительный или новый механизм авторизации этих сделок. Потому что это всеми будет рассматриваться как существенно ухудшающее инвестиционный климат", – считает г-н Смоляков.
Нацбанк предлагает сделать упор на прозрачности операций для контролирующих органов.
"То есть мы должны иметь полную информацию обо всех параметрах, всех характеристиках сделки. Кроме того, естественно, мы должны взаимодействовать с другими госорганами в части осуществления экспортно-импортных операций. И там, где есть признаки невозврата средств из-за рубежа, которые имеют в том числе уголовно наказуемый характер, мы должны иметь возможность эффективно такие вещи расследовать и доводить до финального завершения", – объяснил он.
Кроме того, необходимо предоставить и банкам четкие критерии определения так называемых серых схем. Чтобы банки сами могли отказаться от взаимодействия с подозрительным клиентом.
"Самая главная идея состоит в том, что банки не должны работать с клиентами, которые проводят серые схемы. В интересах банка, чтобы банк мог отказываться от взаимодействия с клиентом, если они видят, что этот клиент непонятный, серый или вовлечен в различные схемы. То есть банк тоже должен быть незапятнан вот этими схемами по отмыванию денежных средств", – рассуждает зампред Нацбанка.
При этом г-н Смоляков заметил, что невозврат валютной выручки со сроком более двух лет сейчас составляет более шести миллиардов долларов. При этом "доля невозврата постепенно растет".
Со своей стороны и. о. заместителя председателя комитета государственных доходов министерства финансов Уалихан Дильдабаев посетовал, что дела о выводе капитала за рубеж крайне сложно доходят до логического – судебного финала. Он напомнил, что уголовная ответственность за невозврат валютной выручки в Казахстане предусмотрена только одной статьей – 235 УК РК.
"Но даже по этой статье привлечение к ответственности является проблематичным, так как действующая ее редакция не позволяет в полной мере бороться ввиду сложности доказывания умысла виновного лица. С 2015 по 2017 год зарегистрировано 239 невозвратов средств из-за границы. Из 239 фактов 102 факта прекращены за отсутствием состава преступления. В суд направлено всего лишь два уголовных дела. Что представляет сложность доказывания по этой статье? Это существующая на сегодняшний день возможность участникам внешнеэкономической деятельности бесконечного продления контрактов, пролонгация экспортно-импортных контрактов. А ответственность плательщиков наступает у нас только по истечении срока репатриации. То есть участники используют возможность бесконечно продлевать контракты. 102 уголовных дела прекращено именно по этим основаниям. Контракты у нас некоторыми субъектами преступлений, которые мы расследовали, продлевались до 10 лет. На два года изначально заключается контракт, потом сроки истекают, с уполномоченного органа мы получаем материалы, возбуждаем уголовное дело. И потом уже участник ВЭД предоставляет нам продленный срок контракта, вплоть до 10 лет. И у нас это не ограничено ни одной нормой", – практически пожаловался он депутатам.
Поэтому сейчас предлагается ввести законодательное ограничение количества и сроков пролонгации по контрактам. Также комитет госдоходов предлагает законодательно закрепить признание "в качестве доходов нерезидента из источников в Республике Казахстан и облагать корпоративным подоходным налогом все предоплаты по работам, услугам и товарам, переведенным в адрес резидентов, и которые не были удовлетворены в течение двухлетнего периода с момента предоставления средств".
Депутат сената Ольга Перепечина напомнила, что поднимался и вопрос об усилении уголовной ответственности именно по 235-й статье. Однако ранее было заявлено, что это предложение идет вразрез с проводимой в стране политикой гуманизации уголовного наказания. В ответ на это начальник отдела надзора за соблюдением финансового законодательства службы по защите общественных интересов генеральной прокуратуры Адиль Оспанов заявил, что они готовы обсуждать это предложение.
"Мы готовы вернуться к этому вопросу. Да, в условиях гуманизации уголовного законодательства к этому все идет, тем не менее, если общество и потребность государства в этом есть, почему бы не вернуться к этому рассмотрению? Хотя бы обсудить", – заявил он.
В Нацбанке тоже не против обсуждения, но предлагают вначале отладить уже имеющиеся механизмы. Как заявил журналистам Олег Смоляков, "уголовную ответственность можно усилить, но если мы сам процесс доведения до суда не изменим, не сделаем его более эффективным, это бесполезно будет".
"Очень многое в законодательстве уже есть. Оно просто не работает. Для того, чтобы эффективно реализовать существующее законодательство, достаточно проводить проверку учетных номеров контрактов по валютному договору, проверять, насколько подложные документы, взаимодействовать с правоохранительными органами других стран. Если все элементы цепочки будут работать, даже в существующем законодательстве, можно существенно повысить его качество", – считает он.
По итогам дискуссии депутаты приняли ряд рекомендаций правительству, Нацбанку и другим госорганам. И в числе прочих они рекомендовали "в целях совершенствования механизмов противодействия выводу капитала рассмотреть вопрос увеличения порогов крупного размера для наступления уголовной ответственности при невозвращении из-за границы руководителем организации или индивидуальным предпринимателем средств в национальной и иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в банки Республики Казахстан".
Ирина Севостьянова