В 2023 году в Казахстане конфисковано не маркированных товаров на 1,6 млрд тенге

2620

По мнению оператора, пока рано говорить о результатах программы. 

В 2023 году в Казахстане конфисковано не маркированных товаров на 1,6 млрд тенге Фото: inbusiness.kz

О процессе внедрения маркировки в Казахстане, ее необходимости и сложностях говорили на 18-м Конгрессе евразийской торговли в Алматы, сообщает корреспондент inbusiness.kz

Сегодня в Казахстане маркируется три вида товаров: лекарства, обувь и табачные изделия. По словам управляющего директора ТОО “Центр развития цифровой экономики” Алмата Исмаилова, в правительстве находится проект изменений, в котором говорится о 100%-ном охвате лекарственных средств с июля 2024 года. Также в 2023 году было конфисковано товара с нарушением или отсутствием маркировки на 1,6 млрд тенге. Он отметил, что необходимость маркировки товара определяет регулятор, а не оператор. 

“Нужна маркировка или нет – это определяется регулятором. Однозначно есть те, кто "против", и те, кто "за". Например, ретейлеры, которые работают "в белую", они все за прозрачную и чистую конкуренцию. Министерство промышленности и строительства  (бывшее министерство индустрии и инфраструктурного развития. – Ред.) сообщило, что они за наращивание местного производства обувной продукции”, – сказал он.

По данным, которые привел Алмат Исмаилов, после введения маркировки количество обуви, произведенной в Казахстане, увеличилось на 30% в 2023 году, достигнув 50 млн пар. До внедрения маркировки Казахстан импортировал 35 млн пар обуви. 

“То есть официальный прирост импортной обуви увеличился на 15 млн пар. Соответственно, на это количество были оплачены таможенные пошлины, налоги. Одна из целей маркировки именно в этом. Достигли ли мы ее? Частично да. Будущее дальше покажет, какие результаты проект маркировки будет предоставлять для страны (…). У государства нет в планах маркировать все. Есть рисковые товары, официальные цифры по которым вызывают вопросы. Например, по обувной продукции теневой бизнес составлял более 45%. Да, наверное, будет бизнес, которому не понравится введение маркировки, потому что это изменение бизнес-процессов, изменение привычек. Но, на мой взгляд, это нововведение необходимо, особенно со стороны налогов, а маркировка в этом случае один из инструментов”, – добавил Алмат Исмаилов. 

Директор по логистике Wildberries в странах СНГ Максим Губанов считает, что с точки зрения трансграничной, межгосударственной торговли и торговли внутри страны административный контроль – это дополнительный барьер. Но для того, чтобы рынок был цивилизованным, прозрачным, с гарантией того, что продаваемый товар не фейк, такие меры полезны. По его мнению, оценить пользу маркировки для Казахстана можно будет позже, когда большинство товара будет промаркировано и страна избавится от контрафакта.

“В России государство декларирует, что с введением маркировки становится меньше контрафакта, больше налогов. Рынок становится более цивилизованным, товара становится больше, с гарантией, что ты действительно покупаешь настоящую вещь. Государство правильно понимает и учитывает в своей статистике весь товарооборот, что очень полезно для государства, и налоги повышаются. Поэтому если мы говорим про предпринимателей, что они больше тратят, то здесь и сейчас это так, но в дальнейшей перспективе каждый предприниматель по Казахстану только выиграет (…). С точки зрения государства маркировка – это прослеживаемость оборотов, борьба с контрафактом, гарантия потребителю, что он не покупает фейковые товары”, – сказал Максим Губанов. 

В России на сегодняшний день маркируется 16 видов товаров. Заместитель генерального директора российской компании “АЙМАРК” Александр Мигаловский поделился, что в зависимости от товарной группы бизнес сталкивается с разными проблемами при внедрении маркировки. Например, она не вызывала проблем там, где товар не требует высокой скорости производства. К этой категории относится и обувь. 

“На самом деле там маркировка по большей части осуществляется нанесением наклейки на этикетку. Принципиально это не сильно усложняет ни процесс производства, ни другие процессы. Маркировка вызывает проблему у производителей в той ситуации, когда это изменяет процесс производства. Например, при производстве табачной продукции, когда маркировка наносится в процессе производства табака, выжигается лазером. Это требует изменения оборудования и достаточно сложного оборудования”, – сказал Александр Мигаловский. 

Генеральный директор ТОО “Просистемы центр” Антон Славиковский считает, что благодаря маркировке производитель и продавец могут улучшать качество своей продукции. 

“Например, у продуктового бизнеса и у аптек есть большая проблема. Она заключается в том, что есть много списаний по просрочке товаров. А маркировка – это возможность учитывать каждую продукцию, видеть сроки годности и принимать своевременные действия по минимизации расходов. У розницы по срокам годности может идти списание до 1%. Благодаря внедрению проекта маркировки мы можем практически исключить вопросы и сделать контролируемые сроки годности. И благодаря этому производители могут улучшать качество своей продукции”, – поделился мнением Антон Славиковский. 

Отметим, что правила маркировки и прослеживаемости товаров были внедрены в Казахстане в рамках соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, а также Закона РК “О регулировании торговой деятельности”, которые начали действовать весной 2019 года.

Читайте по теме:

Обувь без маркировки: на выход с казахстанского рынка!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться