RU KZ
В 54% случаев проверок МСБ не выявлено нарушений

В 54% случаев проверок МСБ не выявлено нарушений

12:57 05 Апрель 2021 1189

В 54% случаев проверок МСБ не выявлено нарушений

Автор:

Майра Медеубаева

Даная статистика показывает неэффективность проверочных мероприятий и целесообразность проведения профилактического контроля, говорится в проекте закона о внедрении новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Казахстане.

Буквально на днях минэкономики опубликовало проект закона на площадке нормативно-правовых актов. Как сообщается в концепции, предлагается провести кардинальный пересмотр всего массива госрегулирования путем изменения базовых подходов в регуляторной политике и внедрения регулирования с «чистого листа». В этой связи проектом закона предусматривается ряд поправок, направленных на внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.

Одним из предложений является отмена проверок, проводимых по особому порядку в восьми сферах, вводится контроль путем применения надзорной функции – применение мер оперативного реагирования без возбуждения административных дел (приостановка опасной деятельности, изъятие опасной продукции и др.).

«По данным Комитета правовой статистики за 2019 год (2020 год не является показательным в связи с пандемией коронавируса) показал, что посещение субъектов предпринимательства в рамках профилактического контроля было почти в два раза больше, чем посещений с целью проверок по особому порядку (40 тыс. профпосещений против 24 тыс. проверок по особому порядку). При этом итоги проверок показали, что по большинству проверок нарушений не выявлено (из 126 тыс. проверок нарушения выявлены по 58 тыс. проверкам, 46 % от общего числа проверок). Даная статистика показывает неэффективность проверочных мероприятий и целесообразность проведения профилактического контроля», – говорится в проекте.

По данным МНЭ, введение разрешительного или уведомительного порядка осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий (операций), максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на предпринимателей. По сути, разрешительная система является дополнительным инструментом государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, устанавливая квалификационные и разрешительные требования (минимально необходимый набор количественных и качественных нормативов и показателей), достаточные для обеспечения требуемого уровня безопасности предстоящих деятельности и действия (операции) или объекта. Сами разрешения установлены в тех областях деятельности, где наиболее высок риск наступления негативных последствий и этим обосновывается целесообразность проведения именно постразрешительных проверок, указывается в документе.

В министерстве приводят данные анализа генпрокуратуры законности проверок и иных форм контроля и надзора госорганов в деятельности субъектов частного предпринимательства за 2019-2020 годы. Как показали результаты анализа, несмотря на принимаемые государством меры по снижению административного давления на бизнес (сокращение числа подконтрольных субъектов (объектов), требований, предъявляемых бизнесу в ходе проверок, сроков проведения проверок и др.), отдельными госорганами игнорируются поручения главы государства в части недопущения незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и проведения незаконных проверок.

«По-прежнему, много нарушений прав бизнеса выявляются при назначении и проведении проверок, в том числе в период действия моратория и карантина.

Отметим, что в 2019 году констатирован рост проверок предпринимателей на 27% или 28 тыс. по всем категориям бизнеса. Эта негативная тенденция роста проверок изменилась только с введением с 1 января 2020 года моратория на проверки малого и микропредпринимательства. Трехлетний запрет на проверки стал действенной мерой по защите бизнеса, поскольку только за первый год моратория число проверок предпринимателей снизилось на 79% или в 4 раза, в 7 раз или на 85% уменьшилось и количество проверок малого и микропредпринимательства», – отмечают специалисты МНЭ.

Вместе с тем, существенная нагрузка на малый бизнес со стороны органов контроля и надзора все еще сохраняется. Только выборочным изучением материалов выявлено свыше 12 тыс. нарушений прав предпринимателей при проведении проверок в их деятельности, резюмируют в министерстве.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!