Насколько перспективен проект и кто его профинансирует, inbusiness.kz рассказал директор ТОО "Заман трейд" Бекжан Асаухан.
Прежде всего вопрос, а почему именно этот проект? Насколько он перспективен?
Рынок перспективен в том плане, что в настоящее время лифтовых заводов в Казахстане нет. То есть нет полного цикла производства. Да, есть некоторые сборочные производства, но они не отвечают тому уровню, который мы хотим внедрить здесь, опираясь на мировой опыт. Есть компании, монтирующие в регионе новое лифтовое оборудование. Но оно не отвечает тем требованиям, которые предъявляет население. Мы говорим не об отверточной сборке, когда откуда-то привозятся комплектующие, а здесь просто собираются, а именно о производстве. Наша компания проводила мониторинг среди актюбинцев. Практически все сказали, что их не устраивает нынешнее состояние лифтового хозяйства. Как существующего, так и устанавливаемого. А ведь в регионе, несмотря на пандемию, строительство идет довольно высокими темпами.
А что их не устраивает? Цена, качество, что-то еще?
В первую очередь качество. Вы знаете, в основном это уровень оснащенности. Как ни странно, но многие опрошенные жильцы многоэтажных домов готовы даже переплатить за лифт, но он должен быть комфортабельным, современным, удобным, безопасным и безотказным. Ведь за все в итоге платит конечный потребитель. А он вправе за свои деньги требовать качества грузоподъемного механизма. Важно понимать, что не всегда новое – это хорошее. И мы хотим сделать упор именно на качество.
Где планируется реализация проекта?
Наша компания подписала меморандум с социально-предпринимательской корпорацией "Актобе" о сотрудничестве. Если говорить подробнее, это соглашение о содействии СПК по привлечению инвесторов в производство лифтового оборудования в нашем регионе. Реализация проекта, то есть развертывание производства лифтового оборудования, будет на территории индустриальной зоны "Актобе". Это весь комплекс – производство, монтаж с последующей реализацией в Актюбинской области, по всему Западному Казахстану с потенциальным выходом на рынок приграничных районов Российской Федерации.
Кто выступает инвестором проекта и о какой сумме вложений идет речь?
Это турецкие инвесторы, которые планируют вложить в проект около $5 млн, или 2 млрд тенге. В настоящее время мы ждем приглашения от местных властей инвесторов. Когда они приедут на переговоры, можно будет говорить о более конкретной сумме финансирования.
Финансирование – это очень важный момент. С ноля подобный проект осуществить нельзя. Но есть и второй важный аспект – наличие необходимых современных технологий.
Совершенно верно. Потому мы и говорим о турецких инвесторах. Это не только финансовые инвестиции, но и иностранные технологии, которые позволят реализовать проект. Ни для кого не секрет, что определенных высокотехнологичных наработок в Казахстане попросту нет. Поэтому сразу и 100% казахстанского содержания в продукции нельзя обеспечить. Это вопрос не одного года. И даже через пять лет этого не будет. Но будет идти поступательное движение. И наша цель – наращивать казахстанское содержание. На начальном этапе, естественно, это будет несложное производство: покраска листов, нанесение специального состава на детали и тому подобное с последующим усложнением процессов. Постепенно как можно больше агрегатов, узлов и запасных частей будет производиться в Актюбинской области. И все же само производство мы намерены позиционировать как отечественное. Обязательно будет казахстанская торговая марка. Сейчас ведется работа над ее созданием. Мы проводим мониторинг рынка на предмет наличия запатентованных брендов.
На сегодняшний день сложилось довольно сложное экономическое положение во всем мире. Почему инвесторы выбрали Актюбинскую область для реализации проекта, причем сейчас?
Пандемия вечно продолжаться не будет. Экономика постепенно восстанавливается. Регион же очень привлекателен из-за выгодного географического расположения. Он находится на перекрестке значимых автодорог. Через Актюбинскую область проходит транспортный коридор "Западная Европа – Западный Китай", в 90 км находится граница с РФ. Из Актобе можно наладить выгодную логистику в Нур-Султан, Алматы и по всему западному региону. Поэтому инвесторы рассматривают Актобе как город с огромным экономическим потенциалом. Но здесь главное в поддержке инвесторов местными исполнительными органами.
В прошлом году о своем проекте, подобному вашему, заявило ТОО "QazBel Лифт", которое даже подписало договор с СПК "Актобе" о совместной его реализации. Из-за некоторых финансовых вопросов он пока в режиме ожидания. Но в ближайшем будущем дело сдвинется с мертвой точки. Не боитесь конкуренции?
Нет, в этой компании конкурента для себя мы не видим. Как и во многих сферах бизнеса, в лифтовом деле есть сегментация. Каждый производитель займет свою нишу, а интересы потребителей не пересекутся.
Семен Данилов
Подпишитесь на наш канал Telegram!