/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
В Актюбинской области автотранспорт сжиженным газом заправляют только по талонам

В Актюбинской области автотранспорт сжиженным газом заправляют только по талонам

Километровые очереди к АГЗС выстроились с выходных.

27 Август 2019 13:58 1385

В Актюбинской области автотранспорт сжиженным газом заправляют только по талонам

Автор:

Семен Данилов

Фото: lada.kz

Это уже не первый случай, когда в нефтегазодобывающем регионе возникает дефицит автомобильного сжиженного газа.

Уже к обеду субботы к АГЗС стали выстраиваться очереди. На многих заправках сжиженный газ продавали только по талонам. Водители с досадой говорили о том, что эта проблема уже стала системной.

А вот как прокомментировали ситуацию в областном Управлении предпринимательства.

«Министерством энергетики РК на август текущего года для обеспечения внутреннего рынка Актюбинской области было выделено 9900 тонн сжиженного нефтяного газа. Средняя ежедневная потребность в области составляет около 340 тонн в сутки.

В августе два завода-производителя вставали на плановый ремонт: ТОО «Казахойл Актобе» – на 10 дней, с 10 по 20 августа, и АО «СНПС-Актобемунайгаз» – на 4 дня, с 19 по 23 августа», – рассказала руководитель отдела торговли управления Майя Бименова.

В настоящее время в области функционируют семь газосетевых организаций. Из них пять имеют полную инфраструктуру: ТОО «АЗС Лидер» (парк хранения 700 тонн), ТОО «Еламан» (300 тонн), ТОО «АС Газ Логистик» (320 тонн), расположенные в г. Актобе, и ТОО «Алга Бизнес Групп» (парк хранения 320 тонн) ТОО Private Рroup (330 тонн), расположенные в райцентре Мугалжарского района области, г. Эмбе.

Сети других регионов – ТОО «КС-А» (Костанайская область) и ТОО «Алпамыс Атырау» (Атырауская область) – не имеют парк хранения в Актюбинской области.

«По мере возможности были произведены запасы. 30% АГЗС реализуют по талонам, так как имеют договорные обязательства. На сегодняшний день в область ежедневно поступает по 12 вагонов (420 тонн) топлива. В ближайшее время ситуация стабилизируется. Скорее всего, к концу недели», – заверили в Управлении предпринимательства.  

Стоит отметить, что по состоянию на 12 августа 2019 года количество зарегистрированных автотранспортных средств с установкой газового оборудования составило 46 976 единиц.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 7738 единиц, или 19% (с 39 238 до 46 976 единиц).

Сжиженный газ реализуется по ценам, сформированным в условиях конкуренции: в г. Актобе – от 52 до 55 тг/л и в районах области – от 55 до 57 тг/л (в Актюбинской области самые минимальные розничные цены по РК).

В регионе действуют 154 автогазовых заправочных станции. Из них в областном центре находятся 75, в районах – 79.

Однако напомним, что в 2017 году нервы актюбинских водителей на устойчивость к внешним раздражителям проверяли дважды: в марте и в августе.

На многих АГЗС в праздничные дни Наурыза 2017-го «испарился» газ. Аналогичная ситуация произошла в августе того же года – те же очереди, талоны и таблички «Газа нет». Стоимость голубого топлива там, где его можно было приобрести за наличный расчет, взлетела с 41-43 тенге до 49-54 тенге за литр.

В срочном порядке пришлось вмешиваться властям. По распоряжению возглавлявшего тогда область Бердыбека Сапарбаева был даже создан оперативный штаб по устранению дефицита сжиженного газа на автозаправочных станциях региона, в который вошли сотрудники Министерства энергетики РК, областного акимата, правоохранительных и надзорных органов, представители газовых компаний-операторов и АГЗС. За две недели штаб проверил всю цепочку поставки сжиженного газа – от производителя до автогазозаправочных станций. Тогда удалось сдержать рост цен и устранить дефицит голубого топлива.

Еще годом ранее, в июне, а затем и в июле 2016 года, актюбинские водители также сталкивались с дефицитом сжиженного газа.

Семен Данилов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Чехи и словаки подключаются к «Сарыарке»

Компании из этих стран будут участвовать в газификации Карагандинской области.

28 Январь 2020 12:42 4023

Чехи и словаки подключаются к «Сарыарке»

Фото: Azattyq.org

Европейский бизнес подтвердил твердое намерение внести свой вклад в процесс подключения конечных потребителей к газопроводу.

Напомним, что чешский бизнес начал давить на газ в Караганде еще два года назад, все это время долго и методично обсуждая с местными машиностроителями детали кооперации. В конечном итоге в середине января 2020 года была достигнута договоренность об изготовлении промышленных образцов оборудования и его сертификации.

Желая закрепить успех, команда чешских компаний GMR GAS, SČA-Severočeská armaturka, Armatury KLAD и Violan Trade устремилась в столицу Казахстана.

В Нур-Султане, как inbusiness.kz пояснил генеральный менеджер Violan Trade Виктор Иванов, у них состоялась встреча с заместителем руководителя ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан» Дауреном Жандыбаевым, который «заверил чешскую делегацию в том, что окажет консультативную помощь в коммуникациях с генеральными подрядчиками, единым республиканским проектировщиком газопровода. Особенно чиновник уделил внимание наличию у производителя Сертификата СТ-KZ и тому, какие преференции это дает. Кроме того, он рекомендовал провести краткосрочные испытания предлагаемого оборудования в любой из действующих газораспределительных сетей Казахстана».

Из этого следует, что высококлассные машиностроители Караганды получили возможность загрузить свои заводы, изготавливая оборудование не только для шахтерско-металлургического края, но и для Нур-Султана и других населенных пунктов, где проходит газопровод «Сарыарка».

В этой связи стоит вспомнить слова заместителя акима Карагандинской области Алмаса Айдарова из его интервью inbusiness.kz в сентябре 2018 года:

«Я спрашиваю у турецкого «Борусан макина», который ремонтирует технику Caterpillar: «Почему Караганда? Основной клиент у тебя вообще на востоке, там больше всего этой техники». Он отвечает: «Люди. Я бы мог в Астане разместиться, мог на юг уйти, где потеплее, но таких кадров, как здесь [в Караганде], я не найду. Или придется их привозить, обеспечивать жилье – это дорого». А здесь он даже молодежь из колледжей подбирает, обучает их у себя – и все. Вот эти два преимущества – кадры и сырье».

И если чехи, выражаясь по-хоккейному, «развивают атаку в средней зоне», собираясь производить с карагандинскими машиностроителями газораспределительное оборудование, которое будет устанавливаться между самим газопроводом и потребителем, то словацкие предприниматели хотят играть непосредственно «у ворот», поставляя в регион отопительные системы.

21 января в Нур-Султане прошел казахстанско-словацкий бизнес-форум, на котором стороны договорились расширять границы двустороннего партнерства в трех областях: энергетике, перерабатывающей и пищевой промышленностей.

22 января производитель энергосберегающих систем отопления для крупнообъемных помещений и промышленных предприятий ADRIAN Group и его официальный представитель в Казахстане ТОО Market Solution встретились с руководством АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» (вывший «Казахэнергоэкспертиза»).

«Председатель Правления [института] Бауржан Смагулов выразил готовность оказания содействия во внедрении словацких технологий на предприятиях субъектов Государственного Энергетического Реестра. Словацкие технологии, работающие как на природном так и на сжиженном газе, уже доказали на практике свою рентабельность во многих крупных предприятиях западного региона. По их словам, они могут поддерживать температурный режим в больших помещениях. Дополнительно, их технологии позволяют сэкономить от 50 до 70% расходов на электроэнергию, что позитивно отражается на сроках окупаемости проектов. Учитывая газификацию центрального региона в ближайшем будущем, стороны договорились исследовать потенциал Карагандинской области, в том числе города Жезказган», – говорится в сообщении на сайте института.

Решение развивать бизнес в Карагандинской области компания ADRIAN Group приняла после того, как была завершена прокладка трубопровода «Сарыарка», и на данный момент она ведет консультации с проектными организациями.

Однако работает это словацкое предприятие в Казахстане уже достаточно давно:

«Мы 13 лет осуществляем поставки оборудования в те регионы, где уже есть газ. Вместе с тем, мы рассматриваем вопрос локализации – совместного производства на базе карагандинских машиностроительных предприятий. Но это будет зависеть от того, какими темпами будет проводиться газификация конечных потребителей, как быстро будут выдаваться техусловия для подключения промышленных объектов», – рассказал inbusiness.kz директор ТОО Market Solutions Александр Ли.

Отметим, что власти Карагандинской области рассчитывают на подключение к газопроводу 668 юридических лиц, в том числе 12 крупных промпредприятий, таких как ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «АрселорМиттал Темиртау», «ТаукенТемир» и других, пока еще использующих котлы на жидком топливе и угле.

Итогом встречи в «Институте развития электроэнергетики и энергосбережения» стало подписание трехстороннего меморандума между самим институтом, ADRIAN Group и ТОО «Market Solution».

«Поставки нашего оборудования начнутся как только у промышленных предприятий возникнет в нем потребность», – пояснил Александр Ли.

Так что сейчас казахстанско-словацкое сотрудничестве в энергетике зависит только от скорости газификации конечных потребителей Карагандинской области.

Олег И. Гусев

Шымкентские бизнесмены просят поддать газу

В городе введен мораторий на подключение и штрафы за пере- либо недопотребление природного газа.

27 Январь 2020 08:00 1376

Шымкентские бизнесмены просят поддать газу

Ограничения на подключение газа в Шымкенте касается не только субъектов МСБ, но и обычных жителей, передает корреспондент inbusiness.kz.

Проблема с дефицитом природного газа для потребителей обнажилась на очередном заседании совета по защите прав предпринимателей при «Атамекен». В то время как юристы НПП озвучивали постоянные жалобы от предпринимателей на требования монополиста платить 100% предоплату за непотребленный газ и на систему штрафов за пере- и недопотребление заявленного объема, выяснилось, что природного газа Шымкенту еще и просто не хватает.

Мораторий на подключение

Техусловия для врезки в систему газопровода субъектам бизнеса не выдают уже с августа 2019 года, а два месяца назад монополист в лице шымкентского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» ввел запрет и для физических лиц. Мало того, введены ограничения на потребление газа для некоторых крупных промышленных предприятий, таких как битумный и кирпичный заводы. Поясняя ситуацию, директор шымкентского филиала Ербол Рахимбердиев, сослался на нехватку производственных мощностей для распределения природного газа по мегаполису. Две имеющиеся в городе газораспределительные станции (ГРС) не справляются с нагрузкой.

«У нас две газораспределительные станции, они построены в 70-х годах и работают на мощности более 120%. Этот вопрос не раз поднимался, в свою очередь, сам монополист хотел построить ГРС своими силами, но это бы повлияло на тариф. И местные исполнительные органы, приняв это во внимание, взяли на себя обязательство построить. Насколько нам известно, ПСД готова, строительство третьей ГРС уже начали и обещают закончить в 2021 году. Новая ГРС строится мощностью 250 тысяч так называемых часовых (кубометров в час)», – сообщил директор ШПФ АО «КазТрансГаз Аймак» Ербол Рахимбердиев.

То есть газа в магистральном газопроводе достаточно, но перебросить его в город возможности нет. При этом выяснилось, что закончить строительство третьей ГРС должны были еще в конце 2019 года, но, как это стало уже традиционным объяснением в регионе, из-за разделения области на два региона все планы и проекты затормозились. Теперь сдачу ГРС обещают не раньше 2021 года, но в начале года или в конце – неизвестно.

«Как долго будет решаться вопрос по мораторию? Важно понять, кто за это отвечает. Бизнес не может стоять на месте. Если сейчас крупные предприятия будут расти или же будут открываться новые, им понадобятся объемы газа, а у нас сдерживающий фактор – это строительство ГРС, и когда построят, никто ответить не может. У нас в СЭЗ ж/д тупик обещают запустить уже 9 лет. Так же с ГРС получится?!» – возмутился член совета по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» Шымкента Владимир Накисбаев.

На вполне понятное возмущение представители «КазТрансГаза» ответили, что уже предлагали властям два решения вопроса, но ни одно из них не принято к реализации.

«Нами было предложено два варианта. Построить ветку от ГРС «Сайрам», там расстояние небольшое, порядка 4-5 км газопровод. Это даст высвобождение мощностей порядка 15-20 тысяч кубов, и этого бы хватило на пару лет. Есть другой вариант – высвобождение мощностей от ГРС нефтеперерабатывающего завода. Завод готов порядка 30-35 тысяч кубов мощности выделить для города, но опять же ветка нужна. Как частный инвестор завод готов построить ветку за свой счет и прорабатывает этот вопрос с акиматом. Им нужно знать, какой объем газа будет потреблен», – отметил директор шымкентского филиала «КазТрансГаз Аймак».

Ветку газопровода от нефтеперегонного планируется построить для нужд предприятий СЭЗ «Онтустик». А высвободившиеся мощности будут направлены на нужды мегаполиса. К тому же, по информации специалиста, СЭЗ планируется расширять еще на 200 ГА, тогда, мол, и инвестору «ПетроКазахстан ойл Продакст» будет интереснее и выгоднее заниматься проектом. Однако замначальника управления городской прокуратуры Батыр Ергешов напомнил, что на расширенном заседании правительства президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил проверить эффективность всех свободных экономических зон по стране, намекая на то, что неизвестно, расширится или закроется СЭЗ в Шымкенте.

«Президент страны дал поручение изучить эффективность деятельности СЭЗ по республике. (…) Предполагаю, что определенные СЭЗ либо закроются, либо переориентируются», – отметил заместитель начальника управления прокуратуры Шымкента Батыр Ергешов.

В обоих вариантах строительство не займет больше 2-3 месяцев, уверяют газовики, и это позволит несколько лет спокойно ожидать появления третьей городской газораспределительной станции.

Принимая резолюцию заседания совета, его участники все же потребовали отменить 100% предоплату и штрафные санкции (в виде оплаты упущенной выгоды и начисления коэффициентов при перерасходе газа) для промышленных предприятий, особенно занятых в сфере отечественного производства, как противоречащих требованиям Гражданского кодекса. Вторым пунктом решено запросить информацию о ценообразовании товарного газа для города Шымкента и предоставить сведения о проделанной работе. В-третьих, инициировать письма в акимат о принимаемых мерах по строительству новой ГРС с четкими сроками начала и завершения работ.

Мира Бахытова, Шымкент

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: