/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 26 128,18 РТС 1 385,54
Hang Seng 26 826,59 FTSE 100 6 751,42
KASE 2 302,72 Brent 50,56
В Актюбинской области продолжается эпопея с дефицитом сжиженного автомобильного газа

В Актюбинской области продолжается эпопея с дефицитом сжиженного автомобильного газа

Уже второй уикенд к АГЗС выстраиваются очереди.

03 Сентябрь 2019 07:44 3825

В Актюбинской области продолжается эпопея с дефицитом сжиженного автомобильного газа

Автор:

Семен Данилов

Фото: kolesa.kz

В прошлый понедельник власти пообещали устранить дефицит сжиженного газа. Однако в минувшие выходные на некоторых АГЗС топливо отпускали только по талонам, а на каких-то его не было и вовсе.

Проблема, по всей видимости, носит уже системный характер.  

В областном Управлении предпринимательства неделю назад так прокомментировали ситуацию:

«Министерством энергетики РК на август текущего года для обеспечения внутреннего рынка Актюбинской области было выделено 9900 тонн сжиженного нефтяного газа. Средняя ежедневная потребность в области составляет около 340 тонн в сутки.

В августе два завода-производителя вставали на плановый ремонт: ТОО «Казахойл Актобе» – на 10 дней, с 10 по 20 августа, и АО «СНПС-Актобемунайгаз» – на четыре дня, с 19 по 23 августа. По мере возможности были произведены запасы. 30% АГЗС реализуют по талонам, так как имеют договорные обязательства. На сегодняшний день в область ежедневно поступает по 12 вагонов (420 тонн) топлива. В ближайшее время ситуация стабилизируется. Скорее всего, к концу недели».

А вот председатель Ассоциации поставщиков сжиженного газа Актюбинской области Алтынай Маханова считает, что квоты, выделяемой Министерством энергетики на регион, явно недостаточно.

«Согласно внесенным в закон поправкам, количество социального газа будет уменьшаться. Его заменит биржевой газ (по рыночным ценам). Разница существенная – 45 тыс. тенге за тонну социального газа и 70 тыс. за тонну биржевого. В прошлом году мы получали 12 тыс. тонн социального газа. Сейчас (в сентябре) – 11 тыс. тонн. При этом, по информации областного Департамента полиции, в 2018 году было официально зарегистрировано около 39 тыс. автотранспортных средств, работающих на газе, на сегодняшний день их по области уже 47 тыс. Плюс транзитный транспорт и незарегистрированный. Реально нам на область надо 12,8-13 тыс. тонн в месяц. Но даже биржевого газа по рыночным ценам нам дают меньше, чем требуется. Мы согласно закону и правилам подаем заявку на необходимую квоту газа за 35 рабочих дней до начала реализации. Министерство энергетики выделило меньше. Они считают, что нам хватает. Однако вы все сами видите. К примеру, еще в июле в газосетевых организациях (ГСО), на заправках были некоторые запасы, поэтому и ситуация была спокойная. А сейчас запасы иссякли. Биржа дала 954 тонны. Но этот газ пока не продается. Социальный газ производители (АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «Казахойл Актобе») отпускают по 38 701 тенге без НДС (43 345 тенге с НДС) газоснабжающим организациям. Заправки его получают по 45,5 тыс. тенге за тонну. Пока есть социальный газ, ощутимого подорожания не будет. Но к 2021 году, когда на рынке останется только биржевой газ, естественно, адекватно отреагируют цены. В области есть три ГСО, имеющие железнодорожные пути, и три, таковых не имеющие. Поэтому последние для нас неактуальны. Биржевой газ поставляется только железнодорожным транспортом», – сказала она.

Заместитель акима области Кайрат Бекенов по этому поводу провел брифинг с участием представителей производителей сжиженного газа и бизнесменов, так сказать, не отходя от кассы. Причем в прямом смысле – возле кассы одной из городских АГЗС. Кстати, газ там имелся по 55 тенге за литр, и купить его можно было за наличные.

«Мы отслеживаем всю информацию. Население пишет в соцсетях, что на некоторых заправках заканчивается газ. Есть такое? Если да, то скажите», – обратился он. 

«Бывает, но мы всегда оставляем для обслуживания по талонам. Реально иногда просто не хватает. В летний период очень много транзитного автотранспорта. Даже российские машины специально заправляться приезжают. Тем более по сравнению с прошлым годом увеличилось число официально зарегистрированных автомобилей. Их уже 47 тысяч единиц. Это на 8000 больше, чем в прошлом году. Но в прошлом году нам на область выделяли 12 тысяч тонн социального сжиженного газа, а сейчас только 11 тысяч», – ответил директор ТОО «Батыс Трансгаз» Айбол Кушербаев.

Г-н Кушербаев отметил, что газосетевые организации недодают городу необходимого количества газа. Например, при заказе 40 тонн заправка получает лишь 30 тонн.

В свою очередь Кайрат Бекенов пообещал провести беседу с каждым предпринимателем газозаправочной сферы, чтобы услышать все мнения. Замакима области откровенно признал, что на некоторых заправках есть дефицит газа. Областной акимат проводит ежедневный мониторинг.   

«Разобраться с ситуацией, возникшей со сжиженным газом на заправках, – это прямое поручение акима области. Мы должны понимать, из-за чего появилась проблема, чтобы принять оперативные решения», – отметил Кайрат Бекенов.

По его словам, первый фактор, влияющий на ситуацию, – это ежегодный рост количества автотранспорта, работающего на сжиженном газе. Действительно, его использовать выгоднее, чем бензин. Второй фактор – большой транзитный поток. И третий – много сельхозтехники переводится на газовое топливо. Сейчас идет уборочная страда, поэтому объемы потребления сжиженного газа увеличились по сравнению с зимним периодом.

Алтынай Маханова попросила Кайрата Бекенова донести просьбу об увеличении квоты выделяемого газа до Министерства энергетики.  

В свою очередь заместитель акима области обратился к областной Ассоциации поставщиков сжиженного газа в лице ее председателя.

«Когда мы создавали комиссию, то в состав специально включили бизнесменов, работающих в сфере реализации сжиженного автомобильного газа. И вы, находясь в этой комиссии, должны обеспечить прозрачность работы всех ГСО. Вы сейчас поднимаете вопрос, что некоторые ГСО несправедливо распределяют объемы газа. Почему в рамках правил и полномочий комиссии не вносятся предложения по этому поводу? Читайте законы и будьте в этой части требовательны. По поводу увеличения объемов мы будем обращаться в Министерство энергетики. Я обещаю. Мы сейчас на прямой связи с курирующим эту сферу вице-министром. Сегодня я с ним разговаривал. Будут приниматься во внимание минимальные и максимальные пиковые объемы потребления. На максимальном мы сейчас и находимся. Но с вашей стороны должно быть четкое планирование», – пообещал Кайрат Бекенов   

Представители компаний – производителей сжиженного газа в свою очередь заверили, что свои обязательства выполняют. Когда был задан вопрос, а какова себестоимость сжиженного газа, ответили, что это нужно считать. Но в любом случае цена социального газа ниже себестоимости.

«На сегодняшний день отпускная цена социального газа для ГСО составляет 38 701,67 тенге без НДС за одну тонну. Цена утверждается ежеквартально Министерством энергетики. Она формируется на заводе. У газосетевых организаций есть определенные затраты на доставку в Актобе. Если говорить о рыночной цене сжиженного газа, то на границе с Таджикистаном он стоит 300-350 долларов. Для Казахстана рыночная цена – в районе 250 долларов», – рассказал начальник отдела реализации газа АО «СНПС-Актобемунайга» Николай Павлюк.     

Семен Данилов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Чехи и словаки подключаются к «Сарыарке»

Компании из этих стран будут участвовать в газификации Карагандинской области.

28 Январь 2020 12:42 3292

Чехи и словаки подключаются к «Сарыарке»

Фото: Azattyq.org

Европейский бизнес подтвердил твердое намерение внести свой вклад в процесс подключения конечных потребителей к газопроводу.

Напомним, что чешский бизнес начал давить на газ в Караганде еще два года назад, все это время долго и методично обсуждая с местными машиностроителями детали кооперации. В конечном итоге в середине января 2020 года была достигнута договоренность об изготовлении промышленных образцов оборудования и его сертификации.

Желая закрепить успех, команда чешских компаний GMR GAS, SČA-Severočeská armaturka, Armatury KLAD и Violan Trade устремилась в столицу Казахстана.

В Нур-Султане, как inbusiness.kz пояснил генеральный менеджер Violan Trade Виктор Иванов, у них состоялась встреча с заместителем руководителя ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан» Дауреном Жандыбаевым, который «заверил чешскую делегацию в том, что окажет консультативную помощь в коммуникациях с генеральными подрядчиками, единым республиканским проектировщиком газопровода. Особенно чиновник уделил внимание наличию у производителя Сертификата СТ-KZ и тому, какие преференции это дает. Кроме того, он рекомендовал провести краткосрочные испытания предлагаемого оборудования в любой из действующих газораспределительных сетей Казахстана».

Из этого следует, что высококлассные машиностроители Караганды получили возможность загрузить свои заводы, изготавливая оборудование не только для шахтерско-металлургического края, но и для Нур-Султана и других населенных пунктов, где проходит газопровод «Сарыарка».

В этой связи стоит вспомнить слова заместителя акима Карагандинской области Алмаса Айдарова из его интервью inbusiness.kz в сентябре 2018 года:

«Я спрашиваю у турецкого «Борусан макина», который ремонтирует технику Caterpillar: «Почему Караганда? Основной клиент у тебя вообще на востоке, там больше всего этой техники». Он отвечает: «Люди. Я бы мог в Астане разместиться, мог на юг уйти, где потеплее, но таких кадров, как здесь [в Караганде], я не найду. Или придется их привозить, обеспечивать жилье – это дорого». А здесь он даже молодежь из колледжей подбирает, обучает их у себя – и все. Вот эти два преимущества – кадры и сырье».

И если чехи, выражаясь по-хоккейному, «развивают атаку в средней зоне», собираясь производить с карагандинскими машиностроителями газораспределительное оборудование, которое будет устанавливаться между самим газопроводом и потребителем, то словацкие предприниматели хотят играть непосредственно «у ворот», поставляя в регион отопительные системы.

21 января в Нур-Султане прошел казахстанско-словацкий бизнес-форум, на котором стороны договорились расширять границы двустороннего партнерства в трех областях: энергетике, перерабатывающей и пищевой промышленностей.

22 января производитель энергосберегающих систем отопления для крупнообъемных помещений и промышленных предприятий ADRIAN Group и его официальный представитель в Казахстане ТОО Market Solution встретились с руководством АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» (вывший «Казахэнергоэкспертиза»).

«Председатель Правления [института] Бауржан Смагулов выразил готовность оказания содействия во внедрении словацких технологий на предприятиях субъектов Государственного Энергетического Реестра. Словацкие технологии, работающие как на природном так и на сжиженном газе, уже доказали на практике свою рентабельность во многих крупных предприятиях западного региона. По их словам, они могут поддерживать температурный режим в больших помещениях. Дополнительно, их технологии позволяют сэкономить от 50 до 70% расходов на электроэнергию, что позитивно отражается на сроках окупаемости проектов. Учитывая газификацию центрального региона в ближайшем будущем, стороны договорились исследовать потенциал Карагандинской области, в том числе города Жезказган», – говорится в сообщении на сайте института.

Решение развивать бизнес в Карагандинской области компания ADRIAN Group приняла после того, как была завершена прокладка трубопровода «Сарыарка», и на данный момент она ведет консультации с проектными организациями.

Однако работает это словацкое предприятие в Казахстане уже достаточно давно:

«Мы 13 лет осуществляем поставки оборудования в те регионы, где уже есть газ. Вместе с тем, мы рассматриваем вопрос локализации – совместного производства на базе карагандинских машиностроительных предприятий. Но это будет зависеть от того, какими темпами будет проводиться газификация конечных потребителей, как быстро будут выдаваться техусловия для подключения промышленных объектов», – рассказал inbusiness.kz директор ТОО Market Solutions Александр Ли.

Отметим, что власти Карагандинской области рассчитывают на подключение к газопроводу 668 юридических лиц, в том числе 12 крупных промпредприятий, таких как ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «АрселорМиттал Темиртау», «ТаукенТемир» и других, пока еще использующих котлы на жидком топливе и угле.

Итогом встречи в «Институте развития электроэнергетики и энергосбережения» стало подписание трехстороннего меморандума между самим институтом, ADRIAN Group и ТОО «Market Solution».

«Поставки нашего оборудования начнутся как только у промышленных предприятий возникнет в нем потребность», – пояснил Александр Ли.

Так что сейчас казахстанско-словацкое сотрудничестве в энергетике зависит только от скорости газификации конечных потребителей Карагандинской области.

Олег И. Гусев

Шымкентские бизнесмены просят поддать газу

В городе введен мораторий на подключение и штрафы за пере- либо недопотребление природного газа.

27 Январь 2020 08:00 1269

Шымкентские бизнесмены просят поддать газу

Ограничения на подключение газа в Шымкенте касается не только субъектов МСБ, но и обычных жителей, передает корреспондент inbusiness.kz.

Проблема с дефицитом природного газа для потребителей обнажилась на очередном заседании совета по защите прав предпринимателей при «Атамекен». В то время как юристы НПП озвучивали постоянные жалобы от предпринимателей на требования монополиста платить 100% предоплату за непотребленный газ и на систему штрафов за пере- и недопотребление заявленного объема, выяснилось, что природного газа Шымкенту еще и просто не хватает.

Мораторий на подключение

Техусловия для врезки в систему газопровода субъектам бизнеса не выдают уже с августа 2019 года, а два месяца назад монополист в лице шымкентского производственного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» ввел запрет и для физических лиц. Мало того, введены ограничения на потребление газа для некоторых крупных промышленных предприятий, таких как битумный и кирпичный заводы. Поясняя ситуацию, директор шымкентского филиала Ербол Рахимбердиев, сослался на нехватку производственных мощностей для распределения природного газа по мегаполису. Две имеющиеся в городе газораспределительные станции (ГРС) не справляются с нагрузкой.

«У нас две газораспределительные станции, они построены в 70-х годах и работают на мощности более 120%. Этот вопрос не раз поднимался, в свою очередь, сам монополист хотел построить ГРС своими силами, но это бы повлияло на тариф. И местные исполнительные органы, приняв это во внимание, взяли на себя обязательство построить. Насколько нам известно, ПСД готова, строительство третьей ГРС уже начали и обещают закончить в 2021 году. Новая ГРС строится мощностью 250 тысяч так называемых часовых (кубометров в час)», – сообщил директор ШПФ АО «КазТрансГаз Аймак» Ербол Рахимбердиев.

То есть газа в магистральном газопроводе достаточно, но перебросить его в город возможности нет. При этом выяснилось, что закончить строительство третьей ГРС должны были еще в конце 2019 года, но, как это стало уже традиционным объяснением в регионе, из-за разделения области на два региона все планы и проекты затормозились. Теперь сдачу ГРС обещают не раньше 2021 года, но в начале года или в конце – неизвестно.

«Как долго будет решаться вопрос по мораторию? Важно понять, кто за это отвечает. Бизнес не может стоять на месте. Если сейчас крупные предприятия будут расти или же будут открываться новые, им понадобятся объемы газа, а у нас сдерживающий фактор – это строительство ГРС, и когда построят, никто ответить не может. У нас в СЭЗ ж/д тупик обещают запустить уже 9 лет. Так же с ГРС получится?!» – возмутился член совета по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» Шымкента Владимир Накисбаев.

На вполне понятное возмущение представители «КазТрансГаза» ответили, что уже предлагали властям два решения вопроса, но ни одно из них не принято к реализации.

«Нами было предложено два варианта. Построить ветку от ГРС «Сайрам», там расстояние небольшое, порядка 4-5 км газопровод. Это даст высвобождение мощностей порядка 15-20 тысяч кубов, и этого бы хватило на пару лет. Есть другой вариант – высвобождение мощностей от ГРС нефтеперерабатывающего завода. Завод готов порядка 30-35 тысяч кубов мощности выделить для города, но опять же ветка нужна. Как частный инвестор завод готов построить ветку за свой счет и прорабатывает этот вопрос с акиматом. Им нужно знать, какой объем газа будет потреблен», – отметил директор шымкентского филиала «КазТрансГаз Аймак».

Ветку газопровода от нефтеперегонного планируется построить для нужд предприятий СЭЗ «Онтустик». А высвободившиеся мощности будут направлены на нужды мегаполиса. К тому же, по информации специалиста, СЭЗ планируется расширять еще на 200 ГА, тогда, мол, и инвестору «ПетроКазахстан ойл Продакст» будет интереснее и выгоднее заниматься проектом. Однако замначальника управления городской прокуратуры Батыр Ергешов напомнил, что на расширенном заседании правительства президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил проверить эффективность всех свободных экономических зон по стране, намекая на то, что неизвестно, расширится или закроется СЭЗ в Шымкенте.

«Президент страны дал поручение изучить эффективность деятельности СЭЗ по республике. (…) Предполагаю, что определенные СЭЗ либо закроются, либо переориентируются», – отметил заместитель начальника управления прокуратуры Шымкента Батыр Ергешов.

В обоих вариантах строительство не займет больше 2-3 месяцев, уверяют газовики, и это позволит несколько лет спокойно ожидать появления третьей городской газораспределительной станции.

Принимая резолюцию заседания совета, его участники все же потребовали отменить 100% предоплату и штрафные санкции (в виде оплаты упущенной выгоды и начисления коэффициентов при перерасходе газа) для промышленных предприятий, особенно занятых в сфере отечественного производства, как противоречащих требованиям Гражданского кодекса. Вторым пунктом решено запросить информацию о ценообразовании товарного газа для города Шымкента и предоставить сведения о проделанной работе. В-третьих, инициировать письма в акимат о принимаемых мерах по строительству новой ГРС с четкими сроками начала и завершения работ.

Мира Бахытова, Шымкент

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: