/img/tv1.svg
RU KZ
В Алматы открылась выставка «великого и ужасного» Дэмиана Херста

В Алматы открылась выставка «великого и ужасного» Дэмиана Херста

«Новая религия» - так называется последняя выставка британского художника. 

14:14 15 Ноябрь 2016 5976

В Алматы открылась выставка «великого и ужасного» Дэмиана Херста

Автор:

Мертвая акула в формалине, инсталляция из живых, но обреченных на смерть бабочек, платиновый череп инкрустированный бриллиантами… Казалось бы, что еще может шокировать почитателей сложных и неоднозначных работ одного из самых эпатажных представителей современного искусства? Экспонаты выставки можно увидеть в алматинском музее им. Кастеева с 11 ноября.

Смерть как начало
У себя на родине, Херст известен почти также, как Биг-Бен или Beatles не только благодаря своим работам, но и огромному состоянию, которое на 2010 год оценивалось в £215 миллионов. Впрочем, британские таблоиды утверждают, что он не только талантливый художник, но еще и заядлый коллекционер, а также вполне успешный предприниматель. Но творчество в его жизни все-таки перевешивает… С 1987 года он представил свои работы  более чем на 80 персональных и 260 групповых выставках по всему миру. Впервые он получил международное признание в 1993 году и не где-нибудь, а на Биенналле в Венеции. Там и начались его первые уверенные  шаги в работе с формальдегидом. Именно в это вещество он поместил части коровы и телёнка. Необычная композиция получила название «Разделенные мать и дитя» и вызвала бурю негодования и эмоций со стороны критиков. Далее была весьма символичная инсталляция «Влюбиться и разлюбить», где любовь и ее «кончину» воспроизвели 9 000 тысяч живых бабочек, постепенно погибающих в ходе проведения выставки. Жесткая критика не только со стороны непонимающей публики, но и со стороны Благотворительного Фонда защиты животных еще долго преследовала художника.

Но остановить его так никому и не удалось. Интересно, что помимо работ с сакральным смыслом, в багаже у Херста также имеются и безумно дорогие экспонаты. Один из последних проектов художника - изображение человеческого черепа  в натуральную величину также наделал немало шума. Все бы ничего, но в свое творение Херст инкрустировал не только настоящие человеческие зубы, но и 8601 промышленных бриллиантов общим весом в 1100 карат. А в центр лба поместил большой бледно-розовый бриллиант на 52,4 карата. На данный момент экспонат «За любовь Господа» является самой дорогой скульптурой из ныне живущих авторов и оценивается в £50 миллионов. Среди других достижений Херста – работа с известным коллекционером Чарльзом Саатчи, который стал его другом, проводником  и покровителем в  мире искусства.

А во что веришь ты?
«Новая религия» Дэмиана Херста  впервые была представлена в галерее Пола Столпера в 2005 году, после чего проходила в Осло, Москве, Венеции, Софии, Гданьске и Лондоне. Сам художник, по причине своей занятости, ее  не сопровождает. Экспозиция в Алматы, при всем уважении к художнику, выглядит не столь впечатляюще, хотя она, как и предыдущие работы,  вполне может претендовать на новаторство и оригинальность. «Новая религия», идолами которой на этот раз стали пилюли и таблетки, а также  другие средства современной медицины состоит из 44 принтов и 4 скульптур. В центре экспозиции разместился габаритный ящик или реликварий, в котором путешествуют остальные экспонаты.

Принты же представляют собой своеобразный цикл фресок, названных в честь библейских сюжетов - от «Сотворения мира» до «Страшного суда». Изображения также соседствуют со своебразным алтарем, на который помещены крест из кедрового дерева, украшенный пилюлями, череп, огромная мраморная таблетка и металическое изваяние в виде сердца, пронзенного иглами от шприцов. Все эти элементы при рассмотрении формируют пространство часовни, в которой преобладает лишь один смысл – тщетное желание преодолеть бренность и возвыситься над неминуемой участью. Именно этим желанием, по мнению Херста, объясняется вера в религию и медицину. Не обошелся художник в этот раз и без своего любимого объекта – бабочки. В «Новой религии» она изображена тонущей в черной маслянистой жидкости и символизирует неспособность человека победить смерть. И хотя тема смерти проходит красной нитью по всему творчеству Херста, основой его работ все-таки является вера.

«Религия пытается осмыслить мироздание. В какой-то степени тем же заняты и учёные. Но религия порядком одряхлела. То, что имело смысл 2000 лет назад, не должно ставиться во главу угла сегодня. Это смешно!» - поясняет пятидесятилетний художник, который на данный момент больше склоняется к атеизму.

Организаторы выставки не устают подчеркивать, что возможность увидеть работы Демиана Херста – это поистине переломный момент в культурной жизни всего Казахстана. Поэтому в  период проведения выставки, каждую субботу с 14:00 до 16:00 в гос. музее им. Кастеева пройдет серия лекций, рассказывающих о творчестве художника и об эпохе Yong British Artists. Посетители смогут не только прикоснуться к шедеврам мирового  contemporary art, но и узнать все о культуре,  доминирующей на арт-сцене Великобритании с 1990-х годов.  

Выставка организована British Council (Британским Советом) и Государственным музеем искусств им. А. Кастеева совместно с галереей Пола Столпера при поддержке общественного объединения «Евразийский Культурный Альянс».

Ольга Знеменская

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

11 Март 2020 08:00 11980

В Алматы, в Kazarian Art Center, открылась выставка современного искусства. 

Помимо полетов в небе, Николь интересовали искусство и джаз. Она увлеклась богемной атмосферой Нью-Йорка и современной живописью. Культурная жизнь огромнейшего мегаполиса в конце ХХ века была наполнена влиянием поп-арта, концептуализма и нового реализма.

В галерее представлены работы двух периодов, когда художница творила в традициях экспрессионизма, а затем стала создавать объекты контемпорари арт – ready-made. Николь хорошо чувствовала текстуру материала и умела придать обыденным изделиям промышленности эстетическое измерение.

«Пластик, колготки, садовый шланг, или раковина… Синхронно я работаю с элементами, из которых состоит моя жизнь», – говорила художница.

Она интересовалась современной философией искусства. Ее работа заключалась в поиске точки видения для создания удивленного и странного восприятия обыденного. Николь Карстенс была очарована и заинтригована отношением между внешним видом объектов общего пользования и их социальным назначением. Исследуя связь между восприятием и представлением, она обнаружила, что чаще всего эти отношения воспринимаются как должное. А чистое эстетическое восприятие объектов, незамутненное повседневным их употреблением, остается в значительной степени скрытым. Раскрытие тайных смыслов эстетики повседневности стало для нее важной творческой задачей.   

Инсталляция Circumflex изготовлена полностью из резины. Тысячи резиновых ободков сплетают пространство единой кружевной линией. Сначала зрителю оптически может показаться, что они походят на презервативы. Таким образом, ему передается усиливающееся воздействие материала как процесса аморфного размножения на клеточном уровне, пронизывающего все вокруг. Использование резиновых ободков как элементов созвездий также способно вызвать поэтичные ассоциации, отсылая воображение реципиента к призрачным абстракциям.

«Я беру материалы, с которыми работаю, из повседневной жизни: салфетки, пакетики, колготки и другие всем известные промышленные изделия. Я стараюсь деконструировать их формальное присутствие через ощущение жеста, моего собственного жеста, чтобы передать переживание опыта, который является субъективным, но социально закодированным и, следовательно, узнаваемым».

Blue Notes от Thin Air – серия фотографий, сделанных в период, когда Николь Карстенс работала стюардессой. Как и многим художникам, ей нужно было зарабатывать на жизнь, чтобы иметь возможность заниматься искусством. Тогда у нее родилось множество идей для будущих художественных проектов.

Серия уже выставлялась на персональных выставках Николь Карстенс в Роттердаме и Нью-Йорке. Выставка в Алматы организована Nicole Art Sense Foundation (NASF) и является частью проекта MPL «Наведение мостов между Востоком и Западом».

На открытии выставки присутствовал брат художницы, посол Нидерландов в Казахстане, Андре Карстенс, который прочитал трогательные стихи на русском языке в память о своей безвременно ушедшей сестре.

Ольга Власенко

Красота «Стеклянного сада»

20 Февраль 2020 13:42 13484

Выставка известного чешского мастера Иржи Пачинека проходит в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

Посол Чешской Республики в Казахстане Рудолф Гикл рассказал, что выставка «Стеклянный сад» стала первым крупным культурным проектом в Казахстане. По его словам, главной целью экспозиции стало знакомство казахстанцев с творчеством чешских мастеров-стеклодувов и погружение посетителей выставки в мир магии превращения стекла в настоящие произведения искусства, способные украсить и музейные залы, и частные коллекции.

«Все свое детство я посвятил спорту, я подавал хорошие надежды как спортсмен, – рассказал Иржи Пачинек любителям искусства на открытии выставки. – Мой тренер по греко-римской борьбе уже разработал большой план по моей подготовке».

«Но в 15 лет я посмотрел чешский сериал о мастерах-стеклодувах и стал грезить мечтой об этой профессии, – продолжал мастер свою историю. – Кто-то из друзей рассказал об экскурсии на стекольный завод, и я, конечно, воспользовался этой возможностью. Я был поражен, увидев, как мастера у печи управляются с горячим тягучим стеклом. Придя домой, я тут же попытался создать свой первый шедевр, но у меня ничего не вышло».

«Моя мама не стала противиться моему выбору, но вот тренер… После того как я огорчил его новостью о том, что стану стеклодувом, в сердцах пообещал убить меня, – смеется Иржи. – Но, несмотря на это, теперь тренер сам признается, что ему нравятся мои произведения и что он – мой самый большой поклонник».    

А экспонаты выставки действительно поражают своей красотой. Произведения Иржи Пачинека известны далеко за пределами его родной страны. Вот и алматинская публика высоко оценила его творчество, написав множество благодарных отзывов работам художника по стеклу.

Первая мысль при взгляде на это произведение ассоциируется с известным логотипом программы «Модернизация сознания». Уже потом, прочитав название работы – «Сокол», понимаешь, что перед тобой просто сокол, но некие ассоциации возникают)

«Аратинги». Попугай из стекла сидит на листьях пальмы. Буйство красок и узоров в работах мастеров – сложный технологический процесс, секретами которого мастера не хотят делиться. Разные цвета получают добавлением в расплавленное стекло оксидов разных металлов, каждый из которых дает определенный цвет.

На выставке «Стеклянный сад» представлено много работ на тему обитателей подводного царства. Акулы, осьминоги, ракушки, крабы, еще пара-тройка неведомых обитателей морей в разных формах и цветах, есть, где разгуляться любителям морепродуктов.

«Хайратус». Орел в цветах государственного флага Чешской Республики путешествует по выставкам мастера с 2018 года.

Еще один обитатель морей – «Мугил». Кефаль с красными глазами. Кстати, как рассказал мастер, красный цвет в стеклянных узорах самый трудоемкий и дорогой.

Написано: «Тунец», значит, тунец! Но уж очень он смахивает на акулу. Замаскировался)

А вот здесь все ясно. Смотришь на самый большой экспонат выставки – фламинго. На подписи к экспонату тоже «Фламинго». Никакого диссонанса.

Неизвестно, специально ли Иржи подбирал экспонаты для экспозиции в Казахстане или нет, но лошадей здесь почти столько же, как и обитателей морей. Несколько прекрасных статуэток гарцующих жеребцов и несколько стеклянных скульптур в виде голов, в тренде современного искусства.

Каждая работа мастера из Чехии уникальна. По словам Иржи Пачинека, сделать точную копию его работы не сможет никто, даже он сам. Побывав в нашей стране, стеклодув воодушевился новыми образами. В его планах создание стеклянной юрты и обучение казахстанских мастеров работе со стеклом.

Выставка расположилась на третьем этаже Государственного музея искусств им. А. Кастеева и продлится до 1 марта 2020 года.

Максим Морозов