Первая встреча комитета по развитию инноваций и креативных индустрий прошла на площадке РПП Алматы. В ней приняли участие представители госорганов, бизнеса и науки. К креативной индустрии относятся разработки, касающиеся интеллектуальной собственности в области кино, музыки, графического дизайна. Сейчас в Алматы в области инновации и креативных индустрий работают около 27 тыс. предпринимателей. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
По словам руководителя управления предпринимательства и инвестиций Алматы Берика Солтанбаева, сфера креативных индустрий набирает все больше популярности в Казахстане, особенно в Алматы. Развитие сферы креативной индустрии поможет изменить структуры занятости, создать новые предприятия и рабочие места, увеличить экспортный потенциал и повысить инвестиционную привлекательность города.
Согласно “Программе развития Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года”, на 1 июля 2022 года 20,4 тыс. предприятий города являются активно действующими субъектами креативных индустрий. С 2017 года наибольший рост показали деятельности по проектированию информационных систем, разработке программного обеспечения, веб-порталов, в сфере музыки, киноиндустрии, рекламы, маркетинга, образования и культуры. При этом традиционные отрасли печати, такие как издание газет, журналов и переводческая деятельность, претерпели снижение в связи с трендом цифровизации отраслей. Анкетирование 932 креативных предпринимателей в Алматы показало наличие в городе ряда проблем, препятствующих эффективному развитию креативных индустрий. Берик Солтанбаев подробнее остановился на проблемных вопросах.
Недостаток развитой инфраструктуры
85% предпринимателей нуждаются в помещениях для работы. Несмотря на развитие возможностей дистанционной работы, для креативных предпринимателей важна синергия от совместного расположения.
Низкий уровень компетенций в ведении бизнеса
56% имеют потребности в обучении ведению креативного предпринимательства, в частности, в составлении бизнес-плана и определении стратегии развития бизнеса, ведении бухгалтерского и налогового учета.
Недоступность льготного финансирования
31% потребностей приходится на нехватку финансирования. При этом 35% указавших наличие устойчивого экономического роста 86 потребностей в финансировании не знали о существующих инструментах государственной поддержки. Несмотря на наличие программ поддержки (Almaty Business – 2025, кредитные продукты АО "ФРП Даму"), где в список приоритетных отраслей входят ОКЭД креативных индустрий, финансирование данных проектов составляет менее 1% от всей выделяемой суммы.
Недостаток квалифицированных кадров
10% обозначили дефицит квалифицированных кадров. Многие эксперты сходятся во мнении, что образование в Казахстане не успевает за скоростью проникновения новых технологий. Наблюдается дефицит IT-кадров в таких сферах, как искусственный интеллект, облачные вычисления и др. С начала 2022 года по июль количество объявлений о вакансиях в области IT выросло на треть.
Отсутствие программы поддержки экспорта продукции креативных индустрий
Для масштабирования и выхода на международные рынки предпринимателям креативной сферы требуется поддержка фондов и частных инвесторов, содействие в поиске агентов реализации для ретейлеров и развитие контактов с представителями креативного предпринимательства в других странах. Несмотря на отсутствие программы поддержки, наблюдается рост экспорта IT-услуг.
“Сегодня акимат Алматы ставит основную задачу на трансформации экономики города, торговли и обслуживания, развитии профессиональных компетенций. К концу 2025 года будут завершены работы по креативному кластеру Depo Art and Science Center на базе бывшего трамвайного депо. Он будет реализовывать следующие инструменты отрасли креативных индустрий: геймдевелопмент, возмещение затрат, акселерацию креативных предпринимателей, развитие креативных инфраструктур, а также разработку предложений по улучшению условий ведения бизнеса креативных индустрий”, – сказал Берик Солтанбаев.
Он добавил, что к концу 2025 года будет создан и развит IT-хаб (Almaty Digital City) с привлечением частных и государственных инвестиций $10 млн. IT-хаб станет центром развития IT и стартап-экосистем Алматы. В нем планируются работы по поддержке и обучению стартапов через программы инкубаций и акселераций, чтобы увеличить обороты, продажи, привлечь инвестиции и выйти на экспортные рынки. Резидентами IT-хаба станут стартапы, работающие в сфере информационных технологий по методологии МКФ Astana Hub, а также крупные казахстанские и иностранные компании с размещением. К управлению IT-хабом будет привлечена профессиональная управляющая компания с опытом работы.
“Инвестиции фонда будут сконцентрированы на пяти направлениях: сфере кино, сценического искусства, музыки, цифровых развлечений, дизайна и моды. К концу 2025 года мы планируем создать три креативных хаба и две студии видео- и звукозаписи международного уровня с привлечением частных инвестиций. К 2030 году комплексное развитие секторов креативной индустрии и IT мы планируем довести ВРП Алматы до 5%”, – отметил Берик Солтанбаев.
Для проведения мероприятий и поддержки проектов креативных индустрий требуется ежегодное выделение бюджетных средств в сумме не менее 500 млн тенге. Объем инвестиций в основной капитал в креативных индустриях составит 250 млрд тенге, из них не менее 90% частных инвестиций до 2025 года и 800 млрд тенге, из них не менее 90% частных инвестиций до 2030 года.
Директор Палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов рассказал о создании и развитии комитетов в рамках трансформации НПП “Атамекен”. Так, комитеты будут работать по четырем направлениям:
- инновации;
- креативные индустрии;
- ІТ-направление;
- инвестиции.
По словам Айтуара Кошмамбетова, согласно поручению председателя президиума НПП Раимбека Баталова с учетом специфики регионов по всей стране создаются отраслевые комитеты. Их цель – усиление отраслевой экспертизы от бизнеса, участников процесса, программ развития отраслей и помощь в продвижении исследований и разработок, создании новых инновационных предприятий и рабочих мест.
“Президент поручил нам диверсифицировать экономику и уделять особое внимание перспективным отраслям. В их числе и креативные индустрии. Я хотел бы отметить, что творческие индустрии у нас уже развиваются без сильной поддержки и есть спрос на мировом уровне. Наши артисты, режиссеры зарекомендовали себя на мировом уровне. Это не наша заслуга, а вопреки системе. Но нам надо объединиться и создать инфраструктуру для развития”, – сказал Айтуар Кошмамбетов.
Ранее было объявлено, что в Алматы создадут венчурный фонд с капитализацией 10 млрд тенге, из которых 5 млрд от государства, и еще 5 млрд тенге частные инвестиции. 500 млн тенге будет выделено на гранты сферы креативных индустрий. Директор Палаты предпринимателей Алматы добавил, что это первый шаг работы комитета, который будет искать инновационные научные разработки и источники их финансирования как на государственном уровне, так и среди международных организаций.
“Второе важное направление – это инновации в науке. В июле текущего года НПП "Атамекен" и фонд науки заключили меморандум о сотрудничестве в рамках поддержки и развития научно-технической среды. Мы уже провели определенную работу – сопровождали научные проекты совместно с Qolday и Палатой предпринимателей. Понимаем, что в этой деятельности есть три основных стейкхолдера: государство, научная среда и бизнес. Двигающим звеном видим именно бизнес. Как известно, такие крупные корпорации, как Apple, Samsung, Tesla, от 5% до 15% своего бюджета направляют в науку, изучение новых направлений. Мы тоже должны понимать, что без этого не обойтись. Наша цель не только в решении текущих задач, но и в создании новых программ развития, которые исходят от бизнеса, участников процесса. Планируем тесную работу с высшими учебными заведениями города”, – отметил Айтуар Кошмамбетов.
Эксперт по авторскому праву Темирлан Тулегенов затронул проблемные вопросы. По его словам, основа креативной индустрии – это развитие креативного предпринимательства. Тормозит продвижение сектора использование механизма креативных индустрий.
“Я согласен, что госзакуп и развитие креативных индустрий — это разные вещи. Госзакупки нужны, чтобы акиматы приобретали продукцию для своих нужд. Опыт других стран показывает, что в сегменте креативной экономики основным бизнес-активом, который определяет стоимость продукта, является интеллектуальная собственность. В связи с этим ее развитие требует иных, альтернативных подходов. Поскольку основным активном является интеллектуальная собственность, то крайне важно перестроить законодательную базу и всю государственную систему защиты интеллектуальных прав”, – констатировал Темирлан Тулегенов.
Он также добавил, что на сегодняшний день серьезным тормозом в развитии предпринимательства в Казахстане и в Алматы является проблема, связанная с коллективным управлением, авторским правом и непрозрачностью деятельности, которая аккумулирует на себя средства, не доходящие до автора.
“Второе – у нас до сих пор старая система регистрации авторского права. И как развивать индустрию, если предприниматель не знает, что ему монетизировать? У нас нет целого класса предпринимателей в итоге. Мы считаем, что креативная индустрия требует некоторой иной финансовой системы. Поэтому необходимо сделать доступными кредиты под залог интеллектуальной собственности, создание и привлечение международного венчурного фонда. С учетом выбранных приоритетных направлений нужна доступная инфраструктура”, – сказал он.
По словам Темирлана Тулегенова, развитие креативной индустрии требует системного подхода, а не отдельных шагов. Для изменения ситуации и развития отрасли нужен системный подход.
Эксперт по креативным индустриям и импакт-инвестициям, директор Born Nomad и Kazakhstan Brand Incubator Айка Алеми считает, что креативным предпринимателям важно не просто помочь деньгами, но и научить продавать свой бренд. Неправильно упакованный продукт никому не будет интересен.
“Эта сфера очень конкурентная. Здесь много иностранных игроков, которые в кино, моде, дизайне и современном искусстве вытесняют казахстанские бренды. Поэтому наших предпринимателей прежде всего нужно научить создавать конкурентный бренд. Чтобы покупатели не из-за патриотизма выбирали казахстанские кино, дизайн, музыку, а из-за хорошего контента. Это очень сложно сделать, но хорошие примеры есть. В креативных индустриях люди работают при помощи сердца, ума, души”, – сказала она.
Айка Алеми добавила, что основой получения дохода в этом бизнесе является интеллектуальная собственность. Но, так как отрасль конкурентоспособная, всегда есть риски провальных проектов и потери инвестиций.
“Хотелось бы, чтобы государство или акимат создали муниципальный или государственный инкубатор. Чтобы это была не просто частная инициатива, а всеобщая мера. Казахстану нужны не десятки креативных брендов, как сегодня, а сотни, тысячи, десятки тысяч. Когда у нас будут десятки тысяч конкурентных брендов, люди смогут заработать себе, создать рабочие места, объекты для арт-туризма, платить налоги, выйти в легальное поле. Тогда мы сможем сказать, что у нас есть креативная экономика”, – считает эксперт.