Посетителям города Алматы необходимо предлагать шоп-туры и устраивать крупные фестивали скидок по примеру Дубая или Нью-Йорка. Об этом сообщил руководитель управления туризма и внешних связей города Алматы Ерлан Жайлаубай в ходе пресс-конференции, посвященной запуску исследования портрета туриста на Великом Шелковом пути.
"Фестиваль скидок, который недавно прошел в южной столице, показал, что у города большой потенциал в сфере шопинга. На мероприятие в основном были привлечены сетевые магазины и крупные торговые центры. Но в дальнейшем мы планируем задействовать кафе и рестораны. Это направление надо развивать. Например, для иностранных туристов и жителей других городов во время проведения таких мероприятий можно обеспечивать возврат НДС", – рассказал г-н Жайлаубай.
По его словам, сейчас рассматривается возможность для организации туров на алматинскую барахолку, так как этот рынок посещают много людей с различных регионов. По мнению г-на Жайлаубая, иностранным туристам интересна местная культура торговли, национальный колорит, присущий рынкам, и тут есть что показать.
"Как-то в Алматы приезжала группа туристов из Германии. И, к моему удивлению, иностранцы остановились в маленькой гостинице в Айнабулаке. По словам туристов, отзывы о гостинице были хорошие, поэтому они выбрали это место размещения. На вопрос, как вы добираетесь на автобусах, иностранцы ответили: "Колоритно!" То есть вещи, на которые мы не обращаем внимания, привлекают туристов", – пояснил он.
По данным комитета по статистике, в июле расходы въездных посетителей в стране составили 1125 миллионов тенге. При этом почти четвертая часть от этой суммы пошла на покупку непродовольственных товаров – 293,45 миллиона тенге. Для сравнения, расходы на международные перевозки составили 368 миллионов тенге, проживание– 159,9 миллиона тенге, услуги транспорта – 54,5 миллиона тенге, услуги туристских агентств и операторов – 4,11 миллиона тенге, питание, включая покупку продуктов в магазине, – 173,1 миллиона тенге. Если верить статданным, то, кроме сувениров и подарков, туристы покупают обувь и одежду, технику, ковры и драгоценности.
По мнению Ерлана Жайлаубая, в стране восстанавливается культура торговли, которая была развита во время Шелкового пути. Для того чтобы правильно разработать основу для развития туризма в городе Алматы, туристский информационный центр (Visit Almaty) и Всемирная туристская организация (UNWTO) по заказу городского акимата проводят исследование портрета туриста на Великом Шелковом пути в алматинском кластере.
По словам директора Visit Almaty Асель Нуркебаевой, в результате исследования будет собрана информация о типичном профиле туриста, посетившего Алматы, ключевых туристических особенностях мегаполиса и потенциале приема большого количества туристов, степени их удовлетворенности с точки зрения зарубежных гостей.
Эксперт по туризму программы UNWTO Silk Road Николаус Голфинопулос в ходе пресс-конференции подробно рассказал о том, что именно выявит исследование. Прежде всего откуда приехал иностранный турист, как долго будет здесь находиться, чем хочет здесь заниматься, какое у него осталось впечатление от пребывания в городе. Планирует ли после этого поехать в другие города, где был, прежде чем приехать в Алматы. Исследование даст ответы на такие вопросы: как гость предпочитает путешествовать – независимо или с туристической группой, какова его осведомленность о Центральной Азии в целом и конкретно об Алматы, какие источники информации он использует и рассказывает ли о своем пребывании в городе в соцсетях. Также будет собираться демографическая информация, возраст, национальность или гражданство, каково его образование. Работа будет проводиться в ключевых туристических локациях, в аэропорту. В этом будут помогать студенты, прошедшие обучение на тренингах. Организаторы планируют опросить, таким образом, около 100 туристов.
Кроме того, сейчас проводится инвентаризация туробъектов в Алматы и Алматинской области. По словам Асель Нуркебаевой, в данный момент туристский информационный центр составляет подробный список объектов размещения и пунктов питания, проверяет наличие соответствующих указателей, дорожных знаков. Все рекомендации, сделанные центром, будут направлены в акиматы, министерство по инвестициям и развитию, МВД.
Римма Гахова